Правительство России приняло решение перевести не менее половины общественного транспорта страны на газ. В Петербурге эту идею уже начали реализовывать. В апреле городские власти ударили по рукам с «Газпромом», который будет строить необходимую инфраструктуру – систему газовых АЗС. Выиграют ли от этого простые пассажиры или только газовый монополист, выясняла «Фонтанка».
Российское правительство приняло постановление о переводе 50% общественного транспорта на газовое топливо. Об этом информационные ленты сообщили 13 мая со ссылкой на вице-премьера Аркадия Дворковича. Спикер также отметил, что строительство необходимой инфраструктуры возьмет на себя «Газпром» и другие заинтересованные компании.
В Петербурге, как известно, «Газпром» уже начал активно строить газовые АЗС. Первая многотопливная заправка при высоком присутствии главы газового холдинга Алексея Миллера и губернатора Георгия Полтавченко открылась на Пулковском шоссе в декабре прошлого года. В апреле этого года в Смольном Полтавченко и председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков в очередной раз договорились о переводе на газ петербургского общественного транспорта. Также обсуждалось предложение перепрофилировать для работы на газе и коммунальную технику.
Таким образом, как несложно догадаться, газовый монополист готовит себе довольно обширный рынок сбыта. В Петербурге в настоящее время только в распоряжении городского предприятия «Пассажиравтотранс» более 1500 единиц автобусной техники. Также заинтересованность в переходе на газ высказывают частные перевозчики, которые обладают в общей сложности не меньшим потенциалом спроса.
Крупным рынком сбыта газа станет и столица, где автобусы на газу уже не перспектива, а реальность. В Москве парк «Мосгортранса» насчитывает 7,5 тысячи автобусов.
Не исключено, что две столицы также заменят часть троллейбусов газовыми автобусами. Идеи о смене одного экологического транспорта другим, но более мобильным высказывали власти обоих регионов. Сейчас в столице курсируют 1600 троллейбусов. В троллейбусных парках Петербурга более 700 единиц такой техники.
Даже если предположить, что половина этого автопарка выстроится в очередь на заправки «Газпрома», то прибыль монополисту гарантирована, несмотря на существенные инвестиции. (Отметим, что стоимость одной многотопливной АЗС на 30% выше, чем инвестиции в строительство обычной бензиновой заправки. Эксперты оценивают ее в 70 миллионов рублей.)
«Газпром», как известно, планирует в перспективе построить только в Петербурге около 30 подобных заправочных комплексков. Еще 10 появятся на трассе между двумя столицами.
Специалисты говорят, что для организации бесперебойной работы 100 автобусов на газу требуется 1 полноценная АЗС по продаже «голубого топлива». Если же газовый гигант планирует строить 30 заправок, то в перспективе он рассчитывает на обслуживание 3000 тысяч единиц общественного транспорта только в Петербурге.
Не исключено, что эти надежды вскоре подкрепятся реальными основаниями. Так, согласно внесенной на рассмотрение городского парламента в понедельник губернаторской поправке к бюджету на 2013 год, власти намерены потратить 280 миллионов рублей на закупку нового подвижного состава, работающего на газомоторном топливе. (На эти средства можно приобрести около 50 новых автобусов с газовыми двигателями.) Если депутаты одобрят инициативу властей, закупка может состоятся уже до конца года.
Перевод действующего подвижного состава на газ также потребует от города значительных инвестиций. Для того чтобы оснастить специальным оборудованием городской автобус, требуется около 120–150 тысяч рублей. В пересчете на сотни и тысячи автобусов получим миллиардные затраты.
Стоит ли этих денег будущий результат, пока вопрос, который остается без ответа. Конкретных экономических выкладок у петербургских властей нет. В автотранспортных предприятиях также признаются, что пока лишь ведут подсчеты.
В Смольном, высказываясь в пользу использования газа для заправки общественного транспорта, говорят о его экологичности, в отличие от бензина и дизельного топлива. А вот частные перевозчики больше акцентируются на дешевизне газа по отношению к привычному дизелю. Сейчас стоимость «голубого топлива» на АЗС вдвое ниже литра дизельного.
Впрочем, на вопрос, станет ли общественный транспорт после перевода на газ дешевле для населения, четкого ответа ни правительство, ни частники не дают.
Поделиться