Система строительного саморегулирования, введенная четыре года назад, чтобы защитить россиян от недобросовестных застройщиков, сама по себе превратилась в бизнес. В Петербурге активизировались посреднические фирмы, которые за 50 тысяч рублей обещают предоставить любой компании доступ на строительную площадку и к госзаказам. В борьбе за клиентуру маклеры не брезгуют любыми методами – сулят «новогодние скидки» и рассылают смс-спам. Совместный оборот таких структур оценивается в сотни миллионов рублей в год. Ростехнадзор начал внеплановые проверки.
Стать строителем, получать частные подряды и участвовать в государственных тендерах стоит недорого. Для этого не нужно ни специального образования, ни опыта работы, ни хорошей репутации. Достаточно отослать посреднической фирме пакет документов и 50 тысяч рублей.
Такая информация следовала из рекламной эсэмэски, пришедшей корреспонденту «Фонтанки».
"Вступление в СРО. За один день. Рассрочка!" – искушало сообщение.
«Запах денег»
Систему СРО, или саморегулируемых организаций, напомним, ввели в России в 2010 году. Она пришла на смену лицензиям, которые раньше выдавал строительным компаниям Ростехнадзор. Теоретически идея была благопристойной: государство предложило бизнесменам объединиться и самостоятельно контролировать друг друга, вместо того чтобы находиться под гнетом чиновников. Для этого все работающие на рынке структуры должны были вступить в некоммерческие СРО. Именно они начали выдавать аналоги государственных лицензий – «свидетельства о допуске к строительным работам».
Чтобы быть уверенными, что вручают ценные бумаги не проходимцам и не жуликам, руководители СРО обещали каждый год ревизовать своих участников и разрабатывать собственные стандарты качества. Чтобы за всей этой бурной деятельностью не забыть о простых смертных – потребителях услуг, – застройщиков обязали вносить в созданные при СРО компенсационные фонды крупные суммы: от 300 тысяч до 10 миллионов рублей. Эти деньги выплачиваются в качестве страховки, если входящая в объединение компания некачественно выполнила работы.
Впрочем, практика показала: к страховочным фондам многие относятся не так свято, как предписывает делать это законодательство. Первые сигналы, что плодятся саморегулируемые структуры, искусственно наращивающие количество членов, а следовательно, и собственный бюджет, с не очень прозрачными целями, поступили еще на старте строительной реформы.
Со второй половины 2013 года количество и активность сомнительных СРО растут лавинообразно, свидетельствуют участники рынка. На крупные строительные компании обрушивается вал предложений от НКО с просьбами или требованиями срочно перейти в их ряды. Задействуется не только смс-рассылка, но и письма по электронной почте, сотни сайтов, вывески на улицах. По интенсивности рекламная кампания почти не уступает объявлениям «Похудеть к лету» или «Жена на час».
– Осмелели, почуяли запах денег, – характеризуют поведение саморегулируемых организаций одни эксперты.
– Боятся, что их скоро прижмут, и пытаются снять гешефт, – предполагают другие.
Главный тренд сезона, однако, – юридические фирмы-посредники. Их «молодые и амбициозные» СРО нанимают для пополнения собственных рядов и касс.
– Оплата услуг в таких случаях происходит сдельно, в зависимости от количества привлеченных членов, однако в среднем колеблется от 60 до 100 тысяч рублей за фирму, – отмечает вице-президент некоммерческого партнерства «Объединение строителей Санкт-Петербурга», координатор Национального объединения строителей в Петербурге Алексей Белоусов. – Учитывая, что в нашем городе в сомнительные СРО вступают по 100 – 200 компаний в месяц, то годовой оборот только посреднических структур можно оценить в сотни миллионов рублей.
«Без бюрократии и бумажек»
Корреспондент «Фонтанки» решил не отставать от модных тенденций и недорого создать строительный бизнес. По легенде, ООО «Афродита» только что получило свидетельство о регистрации и собирается дебютировать на рынке демонтажа.
– Допуск к работам вы получите в течение дня, если перешлете все документы, – заверили в петербургской юридической фирме «Центрконсалт.РФ». – Взнос в компенсационный фонд не обязательно предоставлять сразу. Достаточно выделить 60 тысяч рублей – остальные 240 тысяч оплатите в рассрочку в течение 12 месяцев. Без процентов. К тому же и на членских взносах сэкономите – их не нужно платить с третьего месяца.
Рекрутироваться предложили в московскую саморегулируемую организацию «РОСО», обладающую, по мнению консультантов, бесспорными преимуществами. Это общество, например, «является федеральным, то есть работать вы сможете на территории всей страны» (заметим, что таким плюсом, по закону, обладают все СРО, созданные в любых российских регионах).
«РОСО» «Фонтанке» расхвалили и в юридической компании «СтройКонсалтингГрупп», чья реклама активно разносится по Рунету:
– Никаких проблем у вас не возникнет. К своим партнерам в «РОСО» подходят очень мягко, годовые проверки проводят дистанционно, – описывал сказочные возможности специалист отдела регионального развития фирмы Сергей Платонов. – Знаете, есть СРО, которые умеют давить. Там работают люди старого формата – они все забюрокрачивают, требуют предоставить кучу бумажек. А мы сотрудничаем с оптимальной организацией.
«Оптимальное сотрудничество» должно было обойтись в 50 тысяч рублей плюс беспроцентная рассрочка оставшейся суммы на год. Вступительный и членские взносы в честь «предновогодней акции» за нас обещала оплатить сама «СтройКонсалтингГрупп». За отдельную плату здесь выразили готовность поспособствовать и в организации собственного СРО – ведь не каждый готов дарить деньги неизвестной организации, а многие хотят и подзаработать.
– У нас есть партнеры в Москве, у них – дочерняя организация Ростехнадзора. Если нужно с документами помочь, проконсультировать – ситуация одна. Если надо решать вопрос на уровне чиновников – другая: не знаю, как сейчас, но недавно услуга стоила порядка 8 миллионов рублей, – блистал эрудированностью собеседник.
– А откуда же участников брать? Неужели самим искать? – ужаснулся «новичок строительного бизнеса».
– Тут тоже несколько вариантов. Конечно, вы можете подсуетиться самостоятельно. Но особенным способом – брать не сторонние компании, а свои – готовые, дочерние. Чтобы получить статус СРО, их нужно около сотни. Можно, конечно, и без «родственных связей», но тогда за деньги.
– Стоит в это вкладывать? Быстро окупается? – продолжили интересоваться мы.
– Есть разные СРО. Одни набрали 100 членов и довольны. Другие активно расширяются. Их политика выгодная, – оценил Сергей Платонов.
«Дело не в миллионе в кармане»
Саморегулируемая организация «РОСО», к которой столь энергично советовали нам приписаться юристы, заметим, хотя и московская, но имеет петербургские корни. Если верить выписке из ЕГРЮЛ, она была учреждена в сентябре 2013 года тремя фирмами из Северной столицы и Ленобласти. ООО «Экспертно-строительная группа “БСВ”», к примеру, квартирует на улице Правды и принадлежит молодому бизнесмену Олегу Шарифуллину – он также является собственником аналитико-правового центра «Медведь».
Судя по колонке предпринимателя на портале «Бизнес-молодость», до прихода в саморегулирование он успел поработать и грузчиком в Петербурге, и «продавцом кирпича» в Москве, и в казино в Уфе, где у него «пропала боязнь больших денег».
– Моим ахтунгом стала жена Оля, именно она узнала, что в строительной отрасли готовится закон о СРО, и поняла, что это прибыльный консалтинг, – рассказывает Шарифуллин о ключевом моменте своей жизни. Успех пришел не сразу: пришлось и «печатать визитки на принтере», и искать клиентов через «Желтые страницы», и «изящно обходить секретарей», и нанимать на работу студентов.
Впрочем, затем коммерсант подучился у бизнес-тренеров, «позволил себе проникнуться метафизикой» и понял, что «дело не в миллионе в кармане». В итоге Шарифуллин и на фронте саморегулирования продвинулся, и освоил новую бизнес-нишу – стал выпускать текстиль для дома из натуральных тканей.
– Квартиру мы уже купили, в Америку и Европу съездили, машины у нас и так две. Вкладываем и в другое развитие, нематериальное: я, например, на театральные курсы начал ходить. Через три года у нас будут двое детей, известный текстильный бренд и наше постельное белье в каждом российском доме – производства той самой фабрики. И свобода, – уверен Олег Шарифуллин.
Другой учредитель «РОСО» – ООО «Эксдизайн» – зарегистрировано в Яковлевском переулке и является активом предпринимателей Андрея Ямщикова и Айдара Ермакова. Последний известен по проекту строительства спортклуба «Метропаркинг» на Левашовском проспекте, 11.
Наконец, ООО «СУ-121» находится в поселке Тельмана Тосненского района Ленобласти. С владельцем этой компании Леонидом Ванягиным «Фонтанке» удалось переброситься несколькими словами.
– Считаете ли вы соответствующим законодательству, что ваше саморегулируемое общество берет компенсационные взносы в рассрочку? – поинтересовались мы.
– Я сразу не могу ответить, надо посоветоваться с юристами, – несколько флегматично ответил Ванягин. – А разве вы думаете, что это противоречит закону? Спасибо за звонок, я проясню.
Вопрос о том, каков сейчас размер страховых накоплений «РОСО» и как они используются, владелец «СУ-121» предпочел проигнорировать. Заметим, что на сайте СРО указан список из почти 970 ее членов. Среди них – компании из Альментьевска, Нижнекамска, Ярославля, Перми, Самары, Улан-Удэ, деревни Малая Шильная в Татарстане и поселка имени Карла Либкнехта в Курской области.
«7 тысяч компаний»
Всего в Петербурге, по сведениям Ростехнадзора, действуют 46 саморегулируемых строительных организаций. Порядка 15 из них эксперты относят к категории «подозрительных». Глава союза строительных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан приводит и другие подсчеты: в Северной столице насчитывается около 7 тысяч малых и средних строительных компаний.
– В настоящие СРО входят 70% из них, – предполагает эксперт. – Остальные 30% вписались в ряды организаций, которые скорее являются «коммерческими», чем некоммерческими.
Сомнений в том, что рассрочки при формировании компенсационных фондов незаконны, в отличие от господина Ванягина, у Каплана нет. С ним согласен и Алексей Белоусов, подчеркивающий: о рассрочках ни слова не сказано в Градостроительном кодексе, значит, такой возможности не существует. По крайней мере, для добросовестных СРО.
– Честно говоря, я не до конца уверен, что все фирмы, вступающие в общественные организации «в кредит», до конца выполняют программу платежей.
Ведь бывает и так: компания N создана для участия в определенном конкурсе. Но проиграла. И больше у нее не возникает желания перечислять деньги, – описывает примерную логику бизнесменов Белоусов. А допуск к строительным работам сохраняется.
Эксперт не уверен и в том, что отдельные СРО в принципе имеют компенсационные «копилки». Во время проверок вышестоящих органов некоторые из них закачивают нужные суммы в дружественные банки, а затем снова выводят, не исключает он. Следовательно, в момент, когда страховка понадобится пострадавшим от строителей гражданам или бизнес-партнерам, может оказаться:, что искомые капиталы уже давно испарились.
– По моему глубокому убеждению, сама система саморегулирования в строительстве в том виде, в котором она сложилась, переживает глубокий кризис, – делится опасениями Лев Каплан. – Это вызвано двумя основными причинами. Во-первых, выхолощено само понятие саморегулирования, которое свели к технической функции выдачи допусков на отдельные виды работ. Во-вторых, образовалась мощная «общественная» бюрократия: национальные объединения, координаторы, координационные советы, которые «съедают» миллиарды рублей в основном на свою заработную плату. Этих функционеров совершенно не волнует проблема борьбы с коррупцией, в том числе и в «коммерческих» СРО.
Страдает от неоднозначной ситуации прежде всего качество бюджетной стройки, признают эксперты. У крупных коммерческих компаний есть все механизмы, чтобы защититься от потенциальных подрядчиков, вчера получивших свидетельство о регистрации, сегодня – допуск к работам от малоизвестного, но многочисленного СРО, и уже претендующих на солидные контракты.
– Мы сотрудничаем только с проверенными партнерами, новые подвергаются тщательной проверке специалистов по тендерам, – в один голос заявили «Фонтанке» в «Главстрое СПб», «Интарсии», компании «Росстройинвест».
Смольнинский комитет по строительству, ведающий возведением школ, детсадов и больниц, такими возможностями не обладает. По закону о госзакупках, для него все некоммерческие партнерства равны. И вне зависимости от их названия и авторитета, членов любых СРО нужно допускать к тендерам. Одним из результатов такой политики, как неофициально утверждают в комстрое, стала массовая заморозка бюджетных объектов, произошедшая в Северной столице в 2013 году.
Слабые попытки бороться с «подложными» СРО пока проявляет только Ростехнадзор. На 11-м съезде строителей в Петербурге региональное управление этого ведомства заявило о внеплановых проверках.
Четыре организации уже получили предупреждения, еще в пять инспекторы нагрянут до конца года, подчеркнул руководитель Северо-Западного Ростехнадзора Григорий Слабиков. Одно из самых одиозных СРО – «СтройРегион» – чиновники стараются лишить полномочий через суд, но процесс тянется уже 1,5 года и пока не обещает грандиозных успехов. За это время в Петербурге появилось порядка десяти новых саморегулируемых организаций.
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»