Госдума активизировалась: в 2013 году водителей ждало множество сюрпризов. От отмены «нулевого промилле» до изменения Правил дорожного движения. Плюс ко всему стала практически бессмысленной кража госномеров. «Водитель Петербурга» вспоминал самые интересные законодательные инициативы.
Самые большие изменения 2013 года, пожалуй, пережили Правила дорожного движения. Внесенные в ПДД изменения коснулись, в частности, установления значений возможной максимальной скорости движения для отдельных видов транспортных средств вне населенных пунктов при условии, что дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. Так, по решению владельцев автомобильных дорог для легковых автомобилей и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т может быть установлена максимальная скорость в 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль», и в 110 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.3 «Дорога для автомобилей».
С 1 сентября состояние опьянения признается, только если концентрация этилового спирта превышает 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха (что примерно соответствует 0,35 промилле – граммов спирта на литр крови). Причем законодатели подчеркнули, что введение такого норматива связано исключительно с возможной суммарной погрешностью измерений. Таким образом, закон о «нулевом промилле» был отменен.
С началом нового учебного года выросла и плата за нарушения. Одно из глобальных новшеств - это введение совместного применения и штрафа, и лишения прав. В частности, езда в состоянии опьянения, передача управления машиной нетрезвому водителю, а также отказ от прохождения медосвидетельствования с 1 сентября грозят лишением прав на 1,5 - 2 года и штрафом в 30 тысяч рублей при первом выявлении нарушения и лишением прав на 3 года и штрафом в 50 тысяч рублей - при повторном нарушении.
Уже под конец года, 20 декабря, Госдума приняла в третьем чтении законопроект, позволяющий лишать водителя прав в случае, если у него обнаружатся серьезные заболевания. Их список правительство определит позже, как и процедуру реализации. Рядовым водителям этот закон не страшен: для них почти ничего не изменится. Он коснется главным образом профессиональных шоферов, которые должны проходить медосмотры перед и после каждого рейса. Также нас не должна пугать прописанная в документе обязанность возить с собой медицинскую справку: Минздрав заявил, что это не обязательно.
Еще один «громкий» законопроект - об ОСАГО. Споры вокруг документа не утихают на протяжении нескольких месяцев. К счастью, на сей раз депутаты не торопятся. Среди приятных потенциальных нововведений, например, то, что сумма выплаты по ДТП, зафиксированному без участия сотрудников полиции, увеличивается в 2 раза – до 50 тысяч рублей. В «особые» регионы вынесены Москва, Петербург, Московская и Ленинградская области, где водителям при предоставлении материалов фото- и видеофиксации может быть выплачено до 400 тысяч рублей. Согласно проекту документа, по упрощенной схеме смогут фиксироваться аварии и с несколькими участниками, если обстоятельства, характер и перечень повреждений не вызывают между ними споров.
Работали над документами не только депутаты. Так, Министерство внутренних дел внедрило новый регламент регистрации транспортных средств. Регистрировать машины стало проще. Плюс ко всему был перекрыт огромный незаконный бизнес — по краже и возвращению госномеров за деньги. Теперь если собственник обнаружит, что вместо госзнаков на его машине лежит записка с номером телефона и предложением заплатить пару тысяч за возврат, ему будет проще обратиться к изготовителю, показать свидетельство о регистрации и получить абсолютно легальный дубликат. Цена услуги невелика. Учитывая, что госпошлина за регистрационные действия с выдачей номерных знаков новым регламентом установлена в 1500 рублей, сами номера не могут стоить дороже.
Позаботились и об образовательном процессе: Министерство образования и науки РФ разработало программы профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий. Претендовать на получение заветного удостоверения вправе только человек, просидевший за партой, тренажером или рулем не менее 200 учебных часов. Впервые отдельной темой в учебный план включены «Этические основы деятельности водителя». Будущим автомобилистам будут рассказывать об «уязвимых участниках дорожного движения» и о необходимости пропускать общественный транспорт. Кроме того, вводятся права на управление мопедами и скутерами. А вообще, категорий ТС теперь будет не 5, а 16.