Поменять мелочь на бумажные деньги в государственном банке — проблема. В этом убедился корреспондент «Фонтанки», разорив свою копилку и отправившись в Сбербанк. Для того, чтобы железные рубли приняли, пришлось повоевать. Возможно, этот опыт пригодится и нашим читателям.
"Фонтанка.ру"
Действовала я наобум. Просто взяла огромную пластиковую банку, уже несколько лет приспособленную под сбор, и начала методично сортировать по пакетам монеты по одному, два, пять и десять рублей. Занятие увлекательное и местами весьма интересное: «культурные слои» позволяли даже выяснить, в какое время была сброшена та или иная монета. Вместе с отечественными железками находились баты, гривны, евро и другая валюта. Потом именно эта дотошность поможет избавиться от железного груза. Но об этом я еще не знала.
В отличие от советских времен, когда суммы определяли на вес (монеты от одной до 5 копеек весили, соответственно, от одного до пяти граммов), в современной России все гораздо сложнее. В любом случае, кулек получился настолько увесистым, что зараз утащить его было невозможно. Рассудив, что в центре города отделений Сбербанка в любом случае больше, я в два приема принесла груз на работу. И начала выяснять.
Поход на сайт банка нужной информации не дал. Звонок в ближайшее отделение вообще оказался бесполезным: там попросту никто не брал трубку. «В единой справочной службе точно должны помочь», - подумала я и набрала номер. Потыкав в телефонные кнопки («если вам нужно поговорить, нажмите кнопку 1»), услышала женский голос. Диспетчер радостно сообщила, что деньги поменять, безусловно, можно, услуга эта бесплатна, но, где именно принимают мелочь, информации нет.
- Я могу вам только подсказать адреса и телефоны ближайших отделений, - не теряла оптимизма сотрудница банка.
Не желая отступать, я согласилась. И зря потратила время: следующие три часа ушли на бесплодные попытки дозвониться хотя бы куда-нибудь. Фокус не удался. Но и это не остановило. Договорившись с коллегой, весьма настойчивым молодым человеком, о сопровождении, я отправилась в отделение, что находится в доме 38/4 по Невскому проспекту.
Начиналось все неплохо.
- А у вас есть машинка для подсчета мелочи? - спросили мы.
- Есть, вам нужно взять номерок на валютно-обменные операции, - донеслось в ответ.
Пока ждали (благо очередь на сей раз оказалась весьма приемлемой), обратили внимание на бегущую строку. Кредо Сбербанка. «Клиент всегда прав», - гласила она. Насторожились.
Но обсудить особо не успели — очередь подошла. Реакцию на фразу: «Я хочу обменять мелочь на доллары» - адекватной и доброжелательной к клиенту не назовешь. Странное выражение лица и ответ: «Вам нужно пройти через одно окно». Не вопрос. Еще несколько минут ожидания, и началось.
На стойке перед окном оказываются два пакета с мелочью. Девушка молода, светловолоса и, как и большинство современных менеджеров, имеет iPhone.
- Я не могу ее принять, - уверенно произносит кассир.
- Почему? - удивляемся мы.
- У меня нет холщовых мешков! - спокойно произносит дама.
- …
Как выяснилось, коллегу я позвала не зря. Он тут же вступает в бой:
- А при чем тут мы?
- У меня внутренние правила, все деньги я должна хранить в сейфе, мелочь должна лежать в холщовых мешках. Мешков нет, - она пока что спокойна. Думает, что мы уйдем.
- Почему должен страдать клиент? - не выдерживаю я.
- То есть вы официально, в нарушение закона, отказываетесь принимать у нас деньги? - летит вопрос вдогонку.
- Я не отказываюсь, я просто не могу этого сделать, нет мешков.
Стрессоустойчивости работников Сбербанка остается только позавидовать. Но и барышня не выдерживает. Ей, очевидно, неприятно.
- Позовите администратора.
Приход последнего ничего не изменил. Мешков нет, принять не можем, идите, мол, отсюда. Кстати, на просьбу представиться обе дамы изъяснялись исключительно жестами. Видимо, назвать себя им также запрещает внутренняя инструкция. Но у меня есть козырь: помимо мелочи с собой была определенная сумма, которую также нужно было обменять. Поэтому, когда обе скрылись во властных коридорах отделения, мы не ушли. Как выяснилось, не зря.
Не знаю, насколько расширились зрачки, когда я увидела «документ», приложенный чуть ниже, но удивлена была сильно. Оказалось, что нужно не только рассортировать мелочь, но и посчитать каждую копейку и записать не только общую сумму, но и количество монет разного достоинства.
- Заполняйте.
Я растерялась, увидев предложенный бланк, но коллега нашелся: «Валютно-обменная операция. Вам придется самим пересчитывать». Кстати, неотсортированные деньги (а монеты по 1, 10 и 50 копеек не были отделены друг от друга) так и не приняли.
Крыть банковским служащим уже было нечем. Пришлось работать. Сумма в итоге получилась неплохая — около 100 долларов. Только вот времени жалко: больше потратила на препирательства, чем на обмен. Зато поняла, что саму по себе мелочь на бумажные деньги менять муторно. Ею гораздо проще расплачиваться: покупать валюту или платить, например, за квартиру.
Мария Цыганкова,
«Фонтанка.ру»