В Петербурге каждый день сбивают пешеходов, по несколько человек. Каждый день! В 2013 году ГИБДД насчитала 3281 такую аварию – 39% от общего числа ДТП. И каждая третья – на «зебре». В России каждый третий погибший на дороге был пешеходом – 7798 человек за год. В мире под колесами машин ежегодно гибнут 270 тысяч человек, это 22% всех жертв ДТП, подсчитала Всемирная организация здравоохранения. Вот уж действительно – тихая война на дорогах! Многие из нас были свидетелями подобных ДТП, и уж точно все водители встречали человека-невидимку – черный силуэт, внезапно материализующийся в свете фар.
Если не прекратить, то хотя бы снизить масштабы этой битвы намерено Министерство внутренних дел РФ, разработавшее поправки в ПДД. Текст постановления правительства «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» и пояснительная записка к нему опубликованы на Едином портале правовой информации. Сейчас документ проходит стадию публичного обсуждения. После этого он будет рассмотрен правительством, и в случае принятия Госдума должна будет внести поправки в КоАП (санкции и т. п.).
«Результаты анализа информации о причинах ДТП, связанных с наездами на пешеходов, позволяют сделать вывод о том, что в ряде случаев они были вызваны отсутствием у водителей четкого понимания алгоритма действий в случае неожиданного выхода пешехода на проезжую часть. Так, пункт 14.1 ПДД предоставляет водителю возможность выбора между «снизить скорость» и «остановиться», что обусловливает правовую неопределенность данной нормы. Неоднозначно сформулированы требования к действиям водителя в случае, если движущееся впереди него транспортное средство снизило скорость или остановилось перед нерегулируемым пешеходным переходом», – отмечается в пояснительной записке к документу.
Законопроект предусматривает три основных нововведения:
- Расширение зоны пешеходного перехода за счет включения в неё места пересечения трамвайных путей.
- Запрещение обгона на нерегулируемом пешеходном переходе вне зависимости от наличия на нем пешеходов (смотрите справку).
- Обязанность пешеходов носить на одежде и сумках светоотражающие (световозвращающие) элементы – фликеры.
Что касается первых двух пунктов, они нужны, так как устраняют пробел в законодательстве, считает член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов. Сейчас в ПДД отсутствует норма, запрещающая обгон на «зебре», если там нет пешехода. «Однако фактически водители и так несут ответственность. Просто их наказывают не за обгон, а за нарушение разметки: в зоне пешеходного перехода между полосами, как правило, нарисована сплошная. И водителя лишают водительского удостоверения, – поясняет Холодов. – Если законопроект примут, то водителей будут наказывать чаще. Но, с другой стороны, это внесет ясность в законодательство».
А вот третий пункт – спорный. Светоотражатели, несомненно, очень полезная вещь. По статистике УГИБДД по Петербургу и Ленобласти, наезды на пешеходов в темное время суток составляют почти 40% всех ДТП – на 10% больше, чем днем, а риск получить смертельные травмы повышается на 44%. В целом по стране, по данным ГИБДД, из 7798 погибших в прошлом году 5332 были сбиты именно в темное время суток. «Ночная» статистика такова:
- 25 891 ДТП с пешеходами (и 90%, как считает Госавтоинспекция, из-за того, что у пешеходов не было фликеров);
- 5332 жертвы (в том числе 75 детей);
- 22 403 травмированных (в том числе 374 ребенка).
Светоотражатели же буквально делают пешехода видимым для водителя. Риск наезда снижается в 6 – 8 раз, водители при включенном ближнем свете могут заметить человека на расстоянии 100 – 150 метров, а не 25 – 40, когда пешеход не бликует. Оптимально, когда на одежде есть четыре светоотражателя: на груди, на спине и на обеих руках (ногах). Жителям сельской местности и велосипедистам лучше и вовсе носить жилет со световозвращающими полосами.
Госавтоинспекция, различные общественные и политические организации регулярно проводят акции, популяризирующие их использование: людям на улицах фликеры раздают бесплатно. Во многих странах ношение светоотражающего брелка или нашивок обязательно, например в соседних Белоруссии, Эстонии, Литве, Финляндии. Видимо, с оглядкой на Европу подобный закон пытаются ввести и в России. Не первый раз, между прочим. Петербургский парламентарий Виталий Милонов в 2012 году хотел заставить родителей, чьи дети еще не достигли 16 лет, прикреплять светоотражающие элементы на верхнюю одежду и сумки или рюкзаки своих отпрысков. Покупать фликеры предполагалось за счет средств муниципальных образований. Такой же проект рассматривался в Госдуме. Но оба они не прошли. И видимо, не случайно.
Закрепленная в ПДД обязанность носить светоотражатели вряд ли пойдет на пользу, говорят эксперты. «То, что использование фликеров рекомендовано, это хорошо. Нужна еще экономическая стимуляция, например снижение таможенных пошлин на одежду со светоотражателями. А вот вводить такую обязанность опасно, – объяснил «Водителю Петербурга» Холодов. – Как только это будет прописано в законе, любой пешеход без фликера станет нарушителем. Возможно, серьезно изменится судебная практика. Любой адвокат в случае ДТП будет ссылаться на отсутствие светоотражателя, то есть перекладывать вину с автомобилиста на пешехода, вплоть до полного освобождения водителя от уголовной ответственности. Тогда как в законе должен быть приоритет пешехода».
Похожее мнение высказывал и депутат Госдумы Вячеслав Лысаков: «Не знаю, как авторы предполагают правоприменение этого закона. Это неправильно, потому что сложно проконтролировать».
«Вопрос фликеров вызовет диспуты, – считает инструктор петербургской автошколы «Нево-Класс» Дмитрий Попов. – Это техническое средство, а значит, надо будет вводить стандарты, коэффициент отражения и еще много чего. Это непросто сделать. Широкая пропаганда вестись должна, а требовать обязательно – это безумие».
Заместитель фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов скептически отнесся к инициативе. «Светоотражающие элементы никто носить не будет. Сразу вспоминается аналогичная история в Молдавии, где правительство обязало водителей в ночное время носить такие жилетки якобы для борьбы с высокой аварийностью. В итоге водители закупили их, причем у компании, близкой к властным кругам, но никто их так и не надел. Они просто лежали в автомобилях, – рассказал Нилов «Водителю Петербурга». – Да, действительно, пешеходы – участники ПДД. Но их крайне редко штрафуют. Чаще всего штрафы пешеходов связаны с уловками. Водителя, например, ловят на более серьезном нарушении, начинают выписывать протокол. Он соглашается на их условия. Но ведь протокол уже начали заполнять. Поэтому вместо того, чтобы его дописывать, в него вносятся какие-то несерьезные нарушения, типа перехода в неположенном месте. Ну не могу я представить женщину, которая нацепит на свою норковую шубу какую светоотражающую полоску. Или мужчину в пальто. Это еще оправданно, когда идет группа школьников, например. А поодиночке – это малореализуемо. И какое количество патрулей в таком случае должно быть, чтобы отследить всех пешеходов?»
«Понятно, что это все делается из-за того, что слишком большая смертность на дорогах, – отметил депутат. – Но я бы просто запретил вообще нерегулируемые пешеходные переходы в местах, где больше одной полосы движения в одну сторону. Где надо – установить надземные переходы. Чтобы пешеходы не перебегали дорогу, необходимо поставить сетки или еще какие заградительные барьеры».
Не менее скептичен Нилов и по отношению ко второму пункту: «Инициатива выглядит логичной, но с практической точки зрения неясно, как она будет исполняться. Понятно, что у нас большая смертность на дорогах. Бывает так, что один автомобиль затормозил, а водитель второго просто не увидел пешехода. Конечно, и сами пешеходы должны понимать, что они такие же участники дорожного движения, как и водители».
Как правило, пешеходы допускают два распространенных нарушения ПДД: переходят дорогу в неположенном месте, то есть вне зоны действия пешеходного перехода, или неожиданно выходят на проезжую часть из-за заграждений, припаркованных автомобилей или деревьев. И фликеры, конечно, не панацея. Заботясь о пешеходах, ВОЗ рекомендует улучшать освещение дорог, сооружать тротуары, специальные переходы и высокие платформы на автобусных остановках. В Петербурге, да и в других регионах, активно устанавливают ограждения. Важный момент – пропаганда безопасности дорожного движения и, как следствие, повышение уровня культуры пешеходов, в том числе в детских образовательных учреждениях.
Комплексные меры позволили снизить смертность пешеходов на российских дорогах с 12 тысяч 733 человек (почти 39% от общего числа жертв ДТП) в 2006 году до 8 тысяч 220 человек (30%) в 2012-м и 7 тысяч 798 человек в 2013-м. При этом больше половины аварий происходят по вине водителей. На пешеходных переходах в 2012 году по своей вине погибли 150 пешеходов, а по вине водителей – 1 тысяча 6 человек. 898 человек погибли на нерегулируемых пешеходных переходах.
ГИБДД России на своем сайте сообщает о новой всероссийской широкомасштабной социальной кампании «Притормози!». Организаторы проекта – Госавтоинспекция и Российский союз автостраховщиков при информационной поддержке экспертного центра «Движение без опасности». «Цель кампании – снизить количество погибших в ДТП пешеходов, а также сократить количество аварий, произошедших по причине неправильного выбора дистанции, нарушения правил проезда пешеходных переходов и несоответствия скорости конкретным условиям. Важно в первую очередь воспитать культуру среди водителей, так как на их плечах лежит ответственность за абсолютное большинство ДТП на дорогах страны. Воспитать понимание и уважение между водителями и пешеходами – одна из главных задач безопасности дорожного движения на сегодня», – подчеркивается в сообщении ГИБДД.
Справка
Действующие ПДД
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.
14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.
Предлагаемые поправки в ПДД
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.