Трасса "Скандинавия" и Приозерское шоссе закрыты для большегрузов. ГИБДД партизанит, водители предупреждают коллег о засадах по радиостанциям и пытаются прорваться караванами. Рейд призван повлиять на правительство Ленобласти. Если ставка на перегруз автомобилей не будет понижена, потери понесут даже бетономешалки.
Просушка дорог Ленобласти, стартовавшая 1 апреля, послужила формальным поводом для начала рейда сотрудников УГИБДД на областных трассах. Полицейских интересует не столько законная возможность большегрузов передвигаться по дорогам в период просушки (многие виды перевозок не попадают под ограничение), сколько наличие у водителей разрешений на перевозку тяжеловесных грузов с превышением установленной максимальной массы — 40 тонн.
Сотрудники дорожной полиции сидят в засадах, вооружившись передвижными пунктами весового контроля, в виду просушки дорог останавливают движущиеся в сторону города большегрузы и взвешивают машины. В случае превышения допустимой массы, они просят водителя предъявить соответствующую лицензию.
Отмеченные перегрузы иногда превышают установленные нормы в два раза, а вот наличие оформленных разрешений полицейскими не фиксируется. Вообще. Из 33 грузовиков, остановленных и взвешенных за три дня операции, все шли с превышением норм и ни один водитель не предъявил разрешительных бумаг.
Как стало известно 47news, рейд проводится сотрудниками 11-го контрольно-профилактического отдела УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти при поддержке спецбатальона ГИБДД.
Необходимо добавить, что, не взирая на скучное именование 11-го отдела, это подразделение фактически является собственной безопасностью автоинспекции. Как правило, они вычисляют в своих рядах коррупционеров, но порой их бросают и на срочные мероприятия, где фигуранты могут решить вопрос за деньги.
В настоящее время полицейская операция коснулась только трех районов Ленобласти: Всеволожского, Выборгского и Приозерского. 11 апреля рейд начался на Приозерском шоссе, а два дня спустя на трассе "Скандинавия". Напомним, что год назад полицейские уже проводили подобные мероприятия. Тогда, только с 11 по 13 февраля на трассе "Скандинавия" были изъяты права у 16 водителей большегрузов, а ответственные лица и сами компании получили значительные штрафы.
Наказания за совершение подобных правонарушений существенны. Согласно статье 12.21 КоАП РФ, водители, осуществляющие перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения наказываются административным штрафом в размере от 2000 до 2500 рублей, или лишением прав на срок от четырех до шести месяцев. Последнее — сильный удар для профессионала, зарабатывающего своей хлеб за рулем автомобиля. Должностные лица, ответственные за перевозку (обычно это механики предприятий), получают штраф от 15 до 20 тысяч рублей, а юридические лица, компании-владельцы грузовиков, штрафуются на сумму от 400 до 500 тысяч рублей. При этом в качестве обеспечительной меры предусмотрено задержание транспортного средства с помещением его на специализированную стоянку.
Отсутствие лицензий на перевес компании-перевозчики объясняют их дороговизной. По словам бизнесменов, стоимость лицензий на превышение разрешенных норм загрузки, установленная комитетом дорожного хозяйства Ленринградской области, делает перевозки нерентабельными.
Как рассказал корреспонденту 47news генеральный директор компании "Цементно-бетонные изделия" Эдуард Гузиев, единого механизма получения лицензии на перегруз в городе и области до сих пор нет. "Областная ставка на перегруз в несколько раз выше, чем Петербурге. При этом если в городе лицензии выдают сразу три ведомства, то как получать ее в Ленинградской области перевозчикам не понятно. В прошлом году мы несколько раз поднимали этот вопрос на совещаниях в ГИБДД, но так и не получили внятного ответа", – рассказал Гузиев.
В комитете дорожного хозяйства Ленинградской области журналисту сообщили, что если разрешения на проезд по областным дорогам в период просушки выдаются регулярно и в больших количествах, то случаи обращения перевозчиков для получения лицензии на перегруз — единичны. По мнению комитета, объясняется это невыгодностью ставки на перевес, которая соответствует федеральным стандартам. Сама ставка дифференцируется в зависимости от величины перевеса, типа автомобиля, нагрузки на ось, протяженности маршрута и других технических параметров.
"Сейчас мы ведем работы по снижению ставки, однако они требуют многочисленных согласований в различных инстанциях. Также мы работаем и над усилением весового контроля на дорогах Ленинградской области с тем, что бы перевозчикам было выгоднее платить деньги в бюджет, а не пытаться провозить грузы с нарушениями, надеясь избежать проверки", – сообщили в комитете дорожного хозяйства.
Также в комитете отметили, что на территории Санкт-Петербурга действуют два пункта постоянного весового контроля, которые водители большегрузов не могут объехать — в Шушарах и Осиновой роще. Вес грузовика и его регистрационный знак автоматически фиксируются и именно поэтому перевозчики просто вынуждены приобретать лицензии на перевес в черте Санкт-Петербурга.
"Сейчас мы ведем работы по созданию пяти пунктов постоянного весового контроля на областных дорогах. Все они будут размещаться со стороны Карельского перешейка, ведь основными нарушителями, как по объему перевеса, так и по частоте перевозок являются добытчики нерудных материалов, карьеры которых сосредоточены в северо-западных районах области", – сообщили в комитете.
Как рассказали журналисту 47news собеседники в правоохранительных органах, рейды на областных дорогах вряд ли смогут значительно изменить ситуацию. В 11-м отделе УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти работают около десятка сотрудников, а в спецроте имеется только четыре передвижных весовых пункта.
Массовыми облавами полицейские просто пытаются создать прецедент, с целью решить вопрос на законодательном уровне. Активный протест со стороны терпящих убытки перевозчиков может подвигнуть областное правительство на скорейшее снижение невыгодной ставки на перегруз. Получение официальных разрешений снизит коррупцию на областных дорогах в период между проводимыми рейдами и позволит существенно пополнить областной бюджет, из которого выделяются деньги на ремонт тех же дорог.
Ну, а в данный момент положение на "Скандинавии" и Приозерском шоссе чем-то напоминает партизанскую войну. Остановленные водители большегрузов предупреждают коллег о местах полицейских засад при помощи радиостанций. Те пытаются искать объездные маршруты, либо пережидают рейд, остановившись на обочинах, и продолжают движение в сторону города глубокой ночью. Разумеется, зафиксированы и предложения неформального характера, когда с инспекторами пытались договориться на месте.
Еще один способ преодолеть барьеры правоохранителей — караваны из грузовиков, идущие сплошным потоком. Полицейские могут остановить только несколько машин, остальные благополучно минуют засаду и прорываются к городу. Стоит отметить, что такие караваны, движущиеся с небольшой скоростью, провоцируют водителей легковушек на лишние обгоны и могут влиять на повышение аварийности на областных трассах.
Полицейские, в свою очередь, подумывают над тем, чтобы начать взвешивать бетономешалки. Неотъемлемое свойство бетона застывать может привести к тому, что поставленные на спецстоянку автомобили-нарушители будут попросту приходить в негодность. А это уже умышленное обострение конфликта, которое, несомненно, будут сопровождать как судебные иски, так и быстрый отклик в областных верхах.
Пока же маневры на "Скандинавии" и Приозерском шоссе продолжаются. О накале страстей можно судить по короткому разговору журналиста с одним из инспекторов, работающих там и 14 апреля. Когда он снял трубку, то ответил не сразу, так как эмоционально разговаривал с коллегой. По шуму было ясно, что он находится на свежем воздухе:
-Быстро догоняй. Мне передали, что они прорвались на "Скандинавию", – крикнул он кому-то.
Потом ответил нам, а когда понял, что это представитель СМИ, отмахнулся: Слушайте, не до вас мне сейчас.
И отключился.
Поделиться