После предварительного заседания по так называемому "делу "Ив Роше" в Замоскворецком суде столицы Алексей Навальный отправится под арест. Обратно – под домашний. Хотя все кругом, включая самого оппозиционера, ожидали его переезда на казённую жилплощадь. На этой неделе Навальный установил личный рекорд: за три дня побывал в трёх судах и дважды в них проиграл. За "делами Навального", которые размножаются, кажется, уже простым делением, наблюдала "Фонтанка".
В Замоскворецкий суд Навальный пришёл с сумкой. Он был уверен, что оттуда отправится не домой, а в места менее привычные и давно ему обещанные. В ночь на четверг, 24 апреля, за несколько часов до начала предварительных слушаний по "делу "Ив Роше", Фонд борьбы с коррупцией, который, согласно утверждению Навального, ведёт блоги оппозиционера последние два месяца, распространил его обращение. Из отчаянного текста письма понятно, к чему готовился Навальный. Ему отдельной строкой запрещено комментировать "дело "Ив Роше", а он сознательно о нём пишет, будто понимая, что результат всё равно – один.
"Сейчас скажу вам вещь важную, а также незаконную, – начинается письмо. – Вернее, незаконной она считается для меня персонально, поэтому на такой запрет мне плевать. Я хочу, чтоб вы знали… В четверг меня будут судить по-крупному… Сейчас я совершенно открыто и официально говорю: мне плевать на всякие запреты и требования молчать. Плевать на угрозы изменения домашнего ареста на обычный. Я молчать не буду и хоть в суде ничего не докажу, но сделаю всё, чтоб доказать вам".
Дело о Твиттере
Первый из судов, в которых Навальный побывал на этой неделе, казалось, непременно доведёт его в ближайшие дни до СИЗО. Во вторник, 22 апреля, мировой суд Бабушкинского района Москвы признал его виновным в клевете на муниципального депутата-единоросса Лисовенко и приговорил к штрафу в 300 тысяч рублей.
Ключевым тут было не наказание, а сам по себе факт, зафиксированный в приговоре суда: Навальный клеветал в Твиттере 5 марта, а ему, находящемуся под домашним арестом, с 28 февраля запрещено пользоваться Интернетом. Аргументы защиты о том, что все интернет-дневники Навального с момента начала ограничений ведут его жена Юля и Фонд борьбы с коррупцией, не сработали. Таким образом, суд фактически констатировал, что обвиняемый нарушает условия домашнего ареста.
А на 24 апреля были назначены слушания по тому самому "делу "Ив Роше", по которому Навальный и прикован к дому электронным браслетом. И после приговора по клевете многие были уверены, что ходатайство о взятии обвиняемого под стражу появится наверняка и будет удовлетворено.
Действительно, с таким ходатайством в четверг выступила ФСИН, а гособвинитель его поддержал. Но суд, к удивлению защиты, оставил Навального ещё на полгода дома, по-прежнему – без средств связи, без Интернета.
Дело о посылках с косметикой
Уголовное дело, по которому Навального всё-таки удалось купировать, хотя бы разлучив блогера с его блогами, возбуждено, напомним, в декабре 2012-го. Потерпевшей признана французская косметическая фирма "Ив Роше". Обвиняемыми проходят Алексей Навальный и его младший брат Олег.
Следствие утверждает, что созданное братьями ООО "Главное подписное агентство" оказывало французам услуги по доставке посылок с косметикой по заведомо завышенным ценам. Получило за это 55 миллионов рублей, хотя на самом деле, подсчитали следователи, доставка косметики стоила всего 31 миллион. Преступно извлекая доход, братья Навальные вдобавок распорядились им по собственному усмотрению. То есть, делает вывод следствие, совершили мошенничество в особо крупном размере и в составе группы лиц. Им, кроме того, вменяется последующая легализация преступно нажитых средств, потому что часть прибыли они преступно вложили в принадлежащую их же семье Кобяковскую фабрику лозоплетения.
В январе 2013 года, через месяц после того, как дело было возбуждено, административно-финансовый директор ООО "Ив Роше Восток" Кристиан Мельник в докладной записке на имя гендиректора Бруно Лепру сообщил, что по поручению руководства и "на основании данных бухгалтерского учёта и договорной документации" он провёл "анализ объёмов и стоимости услуг", оказанных их компании в 2008-2012 годах. И выяснил, что Главное подписное агентство Навальных совершенно не нанесло их фирме ущерба. Более того: с 2008 по 2011 год Главподписка (так называют компанию Навальных в тексте докладной) оказывала услуги на 6-8 процентов дешевле, чем другие партнёры "Ив Роше" в Подмосковье, а в 2012 году – на 16-18 процентов дешевле.
Однако тот факт, что ущерба нет, для следствия не означает, что потерпевшие совсем ничего не потерпели. Навальным вменяется мошенническое присвоение 27 миллионов рублей.
Возможно, кого-то фабула обвинения удивит, но сам Навальный, судя по его письму, удивляться перестал. В конце концов, дело "Кировлеса", по которому он уже приговорён к пяти годам условно, тоже строилось на преступном извлечении прибыли от предпринимательства.
"На всех судах последних лет мне до последнего казалось, что не могут меня осудить, ведь и право, и правда на моей стороне, – пишет Навальный в том письме, которое распространил ФБК. – Как можно осудить меня по "Кировлесу" без экономической экспертизы? Как можно осудить меня за сопротивление полиции, если на видео любому видно, что сопротивления нет? Как можно осудить меня за выкрики, если любому на видео видно, что я спокойно стоял? Нормально. Везде осудили. Посмотрели видео, убедились, что выкриков не было, и написали в судебном решении: выкрикивал и размахивал руками… Поэтому в суде я ничего не докажу".
Тем не менее, на этом этапе всё сложилось относительно благополучно. Правда, адвокат Навального Вадим Кобзев в разговоре с "Фонтанкой" не исключил, что инициаторы сегодняшнего ходатайства о взятии под стражу могут выйти с аналогичной просьбой к суду ещё раз – когда вступит в силу приговор по делу о клевете.
Дело о золотой тёще депутата
"Дело "Ив Роше" было в дневной программе Навального на этот четверг, а утренняя включала ещё один суд: по иску члена "Единой России" Сергея Неверова. Истец считал, что ответчик, распространив о нём через свой блог недостоверные сведения, сумел опорочить честь и достоинство депутата Госдумы.
Речь идёт о публикации в ЖЖ Навального минувшей осенью, когда он рассказал про незадекларированный дачный участок депутата Сергея Неверова (и других его коллег) в элитарном подмосковном кооперативе "Сосны".
- Появление данной информации пагубным образом влияет на моих близких, – заявил в суде Неверов, требуя от Навального опровержения.
Он сообщил, что сведения не соответствуют действительности, так как участок он приобрёл в собственность, оказывается, только в 2013 году, то есть на момент публикации и не должен был его задекларировать.
Навальный в качестве доказательства представил спутниковые снимки.
- Мы смотрим на 5 огромных дач, словно дворцы голливудских звезд в Калифорнии, – ткнул он в картинку. – Сергей Иванович, где ваша дача?
– Её тут нет, – ответил Неверов. – Тут есть мой участок, у меня нет дачи.
Навальный в своём блоге утверждал, что депутат пользовался участком уже в 2011 году. Неверов предоставил доказательства того, что земля была арендована его супругой. По цене 30 тысяч рублей в год за 21 сотку земли. Навальный поинтересовался, как в престижном Истринском районе можно так удачно арендовать землю. Неверов пожал плечами: откуда ему знать, 120 рублей за сотку в месяц – рыночная цена или нет.
Что касается дома, который ответчик предпочитал называть дворцом, потому что его стоимость оценивается в 152 миллиона рублей, так дом купил не истец-депутат, а его 74-летняя тёща. На совершенно собственные средства, вырученные от продажи 2-комнатной квартиры площадью 67 квадратных метров в Новокузнецке.
Впрочем, сам Сергей Неверов не отрицал, что он тоже – человек небедный.
- Когда в 83 году вы пошли в школу, я работал в шахте, – пристыдил он Навального. – Когда вы окончили школу, я работал в шахте!
Как всякий шахтёр Кузбасса, Неверов, конечно, имеет накопления.
- Могу ли я называть Навального уголовником? – спросил он у суда.
– Конечно, вы можете называть меня рецидивистом, – кивнул в ответ Навальный.
Суд постановил, что Навальный должен опровергнуть распространённую им недостоверную информацию, опорочившую честь и достоинство депутата. Сделать это он обязан в течение 10 дней. И тем же способом, каким порочил, то есть – через ЖЖ. Только не очень понятно, как это возможно технологически. Во-первых, как мы помним, Навальному ещё полгода, как минимум, запрещено пользоваться Интернетом. Во-вторых, его ЖЖ заблокирован.
- Где мне писать опровержение? – спросил он у судьи. – На сайте "Единой России"?
Дело о новом деле
Победа депутата Неверова, видимо, вдохновила его коллегу по Госдуме, а в "дачных историях" Навального – и соседа по кооперативу "Сосны", депутата Игоря Руденского. Он тоже подал иск о защите своих чести и достоинства.
"Этот человек просто вводит всех в заблуждение, поэтому я и подал иск", – заявил депутат "Фонтанке". Он рассчитывает выиграть так же, как это сделал Неверов. А почему он дожидался победы коллеги, а не подал в суд сразу после публикации, депутат Руденский не захотел объяснить.
Количество судебных оппонентов Навального может расти и дальше: рассказывая про кооператив "Сосны", блогер упоминал и других видных членов "Единой России". Все они тоже могут захотеть отстоять свои честь и достоинство. Это бывший замминистра регионального развития Николай Ашапов, вице-премьер Сергей Приходько, первый зам главы администрации президента Вячеслав Володин.
Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"