Депутата Государственной думы Галину Старовойтову «заказал» легендарный рейдер Владимир Барсуков из-за предпринятой ею попытки содействовать объединению Петербурга и Ленинградской области – это могло привести к потере Барсуковым позиций в политическом истеблишменте региона. Такова суть высказанной на прошлой неделе версии, в соответствии с которой «заказчиком» убийства Старовойтовой является Владимир Барсуков.
Между Петербургом и Ленинградской областью
Заявление о том, будто бывший депутат Государственной думы Михаил Глущенко назвал заказчиком убийства Галины Старовойтовой легендарного Владимира Барсукова, сделал «Фонтанке» несколько дней назад адвокат Олег Лебедев. Он сказал об этом после того, как защищающий Глущенко адвокат Александр Афанасьев сообщил о полном раскрытии убийства Старовойтовой, происшедшем благодаря «гражданской позиции Михаила Глущенко». Оба заявления наделали немало шума, но до сих пор никто не озвучил главное: в чём суть версии, которую господин Глущенко изложил следователю ФСБ Александру Никитину.
Сегодня «Фонтанке» стало известно об этом.
По мнению бывшего депутата, Галина Старовойтова помешала Владимиру Барсукову в тот момент, когда решила принять участие в очередной попытке объединить в один регион Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Якобы связанный со Старовойтовой дружескими отношениями известный бизнесмен Михаил Мирилашвили даже успел запланировать некоего собственного кандидата на пост губернатора будущего объединённого региона, и якобы этот кандидат совершенно не устраивал Владимира Барсукова, имевшего в то время собственные планы, связанные с первыми лицами Петербурга и Ленинградской области.
Нельзя не заметить: такая версия звучит, мягко говоря, несколько неожиданно – тем более, в устах Михаила Глущенко, который в последнее время неоднократно удивлял эксцентричными заявлениями. Не случайно представляющий интересы Владимира Барсукова адвокат Сергей Афанасьев отнёсся к заявлению о возможной причастности своего клиента к убийству Старовойтовой с иронией – он высказался в том смысле, что Глущенко готов обвинить кого угодно и в чём угодно, если это позволит ему облегчить собственную участь.
Но, как удалось выяснить «Фонтанке», сами по себе факты, из которых составлена мозаика «барсуковской» версии убийства Старовойтовой, в том или ином виде, похоже, имели место.
Мозаика Глущенко
Ольга Старовойтова, сестра покойной, рассказала автору этих строк, что Галина Старовойтова действительно принимала определённое участие в одной из многочисленных попыток объединить на законодательном уровне Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Ольга Старовойтова не знает подробностей – она подчеркнула, что они с сестрой общались в основном на семейные, а не на политические темы, – но помнит, что в какой-то степени та этим вопросом занималась. Более того, по словам Ольги Старовойтовой, обсуждалась возможность попытки Галины Старовойтовой баллотироваться на пост губернатора Ленинградской области – не для того, чтобы занять этот пост, а для того, чтобы оттянуть на себя часть голосов, повлияв таким образом на результаты выборов.
Ольга Старовойтова рассказала «Фонтанке» и про дружеские отношения между убитой сестрой и Михаилом Мирилашвили, подчеркнув: это были просто дружеские отношения без какого-либо налёта бизнес-интереса. Вспомним также, что вторым потерпевшим в деле об убийстве Галины Старовойтовой является генеральный директор холдинга «Петромир» Руслан Линьков, который на тот момент был помощником Старовойтовой и получил тяжёлое огнестрельное ранение при нападении на неё. «Петромир» связывают с бизнес-империей Мирилашвили.
Руслан Линьков дал нам весьма дипломатичный комментарий по поводу «барсуковской» версии убийства Галины Старовойтовой:
– Во-первых, я не видел фабулу истории, которую в очередной раз изложил Глущенко, во-вторых, насколько я помню, в то время не шло никакой речи об объединении двух субъектов Федерации, и реально никаких шагов на эту тему не предпринималось. А всё остальное должно следствие оценить – насколько показания, которые даёт Глущенко, соответствуют действительности…
Представляющий интересы Михаила Глущенко адвокат Александр Афанасьев дал «Фонтанке» ещё более дипломатичный комментарий:
– Мне совершенно безразлично, какими мотивами руководствовался человек, которого мой клиент назвал заказчиком преступления, мне важно, что Глущенко сказал правду, – заявил он.
105 – это не 277
Несмотря на лаконичность и дипломатичность своего комментария, Александр Афанасьев сказал чрезвычайно важную вещь. Ведь показания Михаила Глущенко в отношении Владимира Барсукова имеют одну любопытную особенность – они основываются на политическом мотиве убийства Старовойтовой. Если бы показания были другими, то они, наверное, не вписались бы в стратегию расследования этого уголовного дела, которое сейчас проводит Федеральная служба безопасности.
Ведь данное дело возбуждено по статье 277 УК РФ – «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность». И именно по данной статье Михаилу Глущенко предъявлено обвинение. Соответственно, ФСБ устроит только та версия убийства Старовойтовой, которая имеет политический мотив – без такового 277-я статья превращается в 105-ю, что не является подследственностью ФСБ и вообще путает все карты следствию.
И Михаил Глущенко предложил Федеральной службе безопасности именно такую версию.
Кроме того, кандидатура Барсукова на роль заказчика убийства Галины Старовойтовой очень соответствует текущей конъюнктуре: государство силами Следственного комитета предъявляет знаменитому рейдеру самые разные обвинения, доказательная база которых иногда кажется не совсем однозначной. Михаил Глущенко же послал месседж в информационное пространство: он готов легально дать показания против Барсукова в обмен на досудебное соглашение со следствием, которое сулит ему всяческие бонусы при вынесении приговора.
Но это – интерес Михаила Глущенко. Интерес же общества состоит в том, чтобы к уголовной ответственности за убийство Галины Старовойтовой был привлечён человек, который действительно был его инициатором. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы окончательная версия следствия, какой бы она ни была, оказалась правдой.
Наверное, следователь УФСБ Александр Никитин, в чьём производстве находится данное уголовное дело, тоже так думает – по данным «Фонтанки», он собирается в ближайшее время провести Михаилу Глущенко исследование на полиграфе.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»