Росприроднадзор, как стало известно «Фонтанке», изучает возможность выдачи лицензии полигону «Красный Бор», который лишился этого документа четыре месяца назад. Решение ведомство примет в середине июня. Предприятия, которые пятый месяц накапливают у себя опасные отходы, замерли в ожидании. Если полигон не откроют, им начиная с августа придется вывозить отходы в Калининград или Калужскую область, повышая себестоимость продукции. А продукция у некоторых необычная — военные корабли и подводные лодки, суда, взрывчатые вещества для ракетных комплексов.
Руководство полигона «Красный Бор» подало в департамент Росприроднадзора по СЗФО заявку на получение лицензии на хранение опасных отходов. «Для принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении департамент осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям. Срок завершения процедуры лицензирования — третья декада июня», — сообщили «Фонтанке» в ведомстве.
Срок действия прежней лицензии у полигона истек 28 января 2014 года. В конце прошлого года, заблаговременно, «Красный Бор» уже подавал заявку, однако Росприроднадзор счел документы неполными. Теперь полигон собрал недостающие бумаги и подал заявку второй раз.
С января предприятия Петербурга и Ленобласти, для которых полигон был единственным местом сдачи опасных отходов, накапливают их у себя. По закону им разрешено хранить отходы не более шести месяцев. В июне пошел пятый месяц. Кроме того, на некоторых заводах заканчиваются свободные емкости.
К началу 2014 года в «Красном Бору» на полигоне площадью 73 га накопилось около 2 млн тонн отходов. Принято считать, что свободного места почти не осталось. Помимо этого полигона в России есть еще два, способных принимать опасные отходы. В городе Обнинск Калужской области (в 800 км от Петербурга) и в Калининграде (около 1000 км). Бывшим клиентам «Красного Бора» пока предложено воспользоваться ими. Однако мало кто на это готов: слишком больших денег стоит транспортировка.
На Адмиралтейских верфях в результате работы предприятия образуется гальванический шлам. В специальных герметичных ваннах химией обрабатывают поверхности деталей, эти отработанные растворы и являются опасным видом отходов. С момента закрытия «Красного Бора» предприятие накапливает шлам у себя, в контейнерах. Каждый имеет объем около 6 куб. м. Из пяти контейнеров заполнены уже три.
Что делать дальше, на Адмиралтейских верфях не знают. Есть вариант обезвожить шлам, уложить его брикетами и захоронить их на обычном полигоне твердых бытовых отходов. Но это сложно, поэтому на предприятии надеются, что полигон все-таки откроют.
В департаменте Росприроднадзора по СЗФО «Фонтанке» пояснили, что обезвреживание отходов на предприятиях в самом деле допустимо, но только при наличии лицензии, которая выдается на применение технологий, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Не менее обеспокоены на военном заводе «Краснознаменец», который производит взрывчатые вещества и комплектующие для баллистических ракет «Булава», ракетного комплекса «Тополь-М», ракетных систем С-300 «Фаворит», С-400 «Триумф» и др. В производстве образуются отходы — кристаллы свинца, которые являются опасным видом и требуют захоронения на специальном полигоне. Завод собирает свинец со своего оборудования один раз в два года, после чего помещает его в емкости, которые увозят на полигон.
Как сообщил «Фонтанке» главный инженер «Краснознаменца» Михаил Федоров, в ближайший раз отходы будут собраны в сентябре-октябре 2014 года, но куда их везти — непонятно. «Нам предлагал Росприроднадзор вести в Красноярск или в Обнинск, но естественно, такой вариант нас не устраивает. Если мы пойдем на это, себестоимость нашей продукции возрастет, это крайне нежелательно. Будем думать. В крайнем случае, повезем по железной дороге: возможно, это дешевле. Но пока определенности нет», — сказал он.
Надеются на открытие «Красного Бора» и на предприятии «Севзапмебель». В производстве мебели, в процессе склеивания ее частей, завод использует формальдегидные смолы, которые впоследствии накапливаются и требуют захоронения. Завод хранит эти смолы в емкостях объемом по 1 куб. м. «Есть технология производства, от которой никуда не деться. Люди хотят сидеть за красивым ламинированным столиком, а не за щербатыми досками. Если на других предприятиях опасные отходы еще можно как-то переработать и повторно использовать, то это не наш случай. "Красный Бор" был единственным полигоном на Северо-Западе. Вряд ли кто-то возьмется возить отходы из Петербурга в другие регионы. Не знаю, насколько это реально и в нашем случае. Поэтому мы просто сидим и ждем, что будет дальше. Очень надеемся, что полигон откроют», — рассказали в «Севзапмебели».
Завод «Лиссант» производит вентиляторы, вентиляционные установки, воздухораспределители, кровельные и стеновые «сэндвич»-панели, строит некапитальные объекты. В производстве опасными отходами становятся различные добавки, а также органические соединения, среди которых изоционаты и полиолы (многоатомные спирты). Обычно предприятие заказывает добавки у производителя. Но если подряд самого предприятия сократился или вовсе был отменен, добавок становится больше, чем нужно. В связи с этим раз в год-полтора «Лиссант» сливает все и отдает «Красному Бору».
«В последний раз мы отвозили отходы в конце прошлого года, совсем недавно. Полигон тогда еще ругался, что все производители в конец года спохватываются, и в результате на полигоне завал. В общем, хорошо, что мы успели все сдать. Что будет дальше — неясно. Подыскиваем варианты. Возможно, повезем в другие регионы. Хотя это, конечно, будет проблемно», — рассказали в «Лиссанте».
Список теперь уже бывших клиентов «Красного Бора» можно продолжать до нескольких десятков. Среди них «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», Морской порт Санкт-Петербург, Гознак, «Хендай», НПО «Аврора», Обуховский завод, «Красный выборжец», завод «Звезда», «Волховнефтехим». Есть в списке даже иногородние предприятия. К примеру, расположенные в Брянске «Магистральные нефтепроводы «Дружба» (дочерняя фирма «Транснефти»). Фирма занимается обслуживанием Балтийской трубопроводной системы-2.
По информации «Фонтанки», представители некоторых из этих предприятий неоднократно ездили на «Красный Бор» в последние месяцы. Зондировали почву, искали выходы. Но безуспешно. Похоже, тайком никто на полигон отходы действительно не свозит, хотя такой вариант и изучали клиенты полигона, признаются производственники.
Первый проблеск надежды у производителей появился в конце мая, когда губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, выступая на ПМЭФ, объявил о намерении выдать «Красному Бору» разрешение не на хранение, а хотя бы на переработку отходов. Директор «Красного Бора» Сергей Мацуков на вопрос о том, изменилось ли что-нибудь после заявления губернатора, ответил отрицательно. От дальнейших комментариев воздержался.
«Департамент… считает позицию правительства Ленинградской области обоснованной, но не может выносить оценочных суждений, ввиду того что в настоящее время приступил к процедуре лицензирования СПб ГУПП «Полигон Красный Бор». Учитывая, что СПб ГУПП «Полигон Красный Бор» размещается на территории Ленинградской области, обсуждение сложившейся ситуации ведется в взаимодействии с правительством Ленинградской области», — сообщили в департаменте Росприроднадзора по СЗФО.
В ведомстве с января по 2 июня 2014 года пока не обнаружили ни одного факта незаконного размещения отходов 1 – 3-го классов в местах, не предназначенных для этих целей. Единственное: 25 апреля Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура инициировала проверку факта загрязнения ручья Большая Ижорка, который протекает восточнее города Колпино, неподалеку от полигона «Красный Бор». В ней участвовали сотрудники департамента Росприроднадзора, которые 25 и 28 апреля взяли пробы, после чего ФБУ «Центр лабораторного анализа и технический измерений по СЗФО» обнаружило в них повышенную концентрацию загрязняющих веществ.
«В настоящее время решается вопрос о привлечении СПб ГУПП «Полигон Красный Бор» к административной ответственности по факту нарушения правил охраны водных объектов», — отметили в департаменте.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»