Первый опыт по привлечению иногородних подрядчиков к строительству метро в Петербурге оказался весьма неудачным. Как стало известно «Фонтанке», в Смольном рассматривают возможность по расторжению контракта с московским институтом «Метрогипротранс», который весной получил контракт на подготовку рабочей документации для продолжения Фрунзенского радиуса. Из-за отсутствия чертежей «Метрострой» полностью приостановил работу по возведению вестибюля «Дунайской», частично приостановлены работы на станциях «Проспект Славы» и «Шушары».
В марте 2014 года московский институт «Метрогипротранс» стал победителем тендера на подготовку рабочей документации для строительства последней очереди Фрунзенского радиуса от «Международной» до «Шушар». Рабочая документация – это подробные чертежи, которые использует подрядчик при строительстве. Она готовится на основе проекта, поэтому обычно одна и та же компания сначала разрабатывает проектно-сметную документацию, а потом – рабочую: считается, что с ходу разобраться в чужом проекте достаточно трудно.
Именно так изначально было и в случае с Фрунзенским радиусом: петербургский «Метрострой» начал строительство осенью 2013 года, а чертежи для него поставлял институт «Ленметрогипротранс», который является автором проекта. Предполагалось, что конкурс стоимостью 772 млн рублей, объявленный в начале 2014 года, станет формальностью и «Ленметрогипротранс» получит официальный контракт. Однако неожиданно на него заявился московский «Метрогипротранс» и, снизив цену до 644 млн рублей, был признан победителем.
В кулуарах Смольного высказывались различные причины, почему москвичи неожиданно перешли дорогу своим петербургским коллегам. Так, согласно одной из версий, это была своеобразная месть за то, что «Ленметрогипротранс» ранее заключил контракты с департаментом строительства Москвы на проектирование станций Калининско-Солнцевской линии. Однако столичный департамент строительства ранее уже привлекал для подготовки проектно-сметной документации компании из Украины и Беларуси, поэтому в заключении контракта с петербуржцами не было ничего удивительного.
Согласно другой версии, «Мосгипротранс» заявился на конкурс по приглашению Смольного, который таким образом попытался принести конкуренцию на петербургский рынок метростроения. В пользу этой версии говорит тот факт, что чуть позже на конкурсы по подготовке стройплощадок для станций «Новокрестовская» и «Беговая» помимо «Метростроя» заявились «УСК "Мост"» Геннадия Тимченко и петербургское «И.И.С.» – партнер австрийской компании Strabag, долей в которой владеет Олег Дерипаска. Этому предшествовало рабочее совещание в Смольном, на которое приглашались потенциальные конкуренты «Метростроя».
Чертежей нет
Первую документацию «Метрогипротранс» должен был представить в апреле 2014 года, в том числе по тем работам, которые «Метрострой» выполнил ранее до проведения конкурса. Однако, по информации «Фонтанки», до последнего времени «Метрострой» работал в основном с использованием тех чертежей, которые остались у «Ленметрогипротранса». Затем стала поступать документация от москвичей, но только в виде так называемых «сигнальных чертежей», который не сопровождаются сметами. На их основе можно вести работы, но нельзя получить деньги. По словам источника в профильном комитете по развитию транспортной инфраструктуры, общий долг бюджета перед «Метростроем» за уже выполненные работы составляет около 2 млрд рублей.
По словам собеседника «Фонтанки», ситуация ухудшилась из-за того, что московский подрядчик попытался отойти от проекта, подготовленного петербургским институтом. В частности, станцию «Дунайскую» предполагалось возводить по технологии top&down: она предусматривает постепенное возведение котлована – после прохождения каждого уровня грунты бетонируются и укрепляются, что минимизирует осадки и ускоряет процесс строительства. Вместо этого «Метрогипротранс» предложил вести работы традиционным способом, вырыв котлован большого диаметра.
Кроме того, столичная компания видоизменила проекты архитектурного облика станций. Так, например, «Ленметрогипротранс» предлагал оформить подземный вестибюль «Дунайской» протяженной декоративной синей линией, которая будет напоминать по форме реку. В варианте «Метрогипротранса» эта линия отсутствует. А из проекта «Проспекта Славы» исчез витраж с военной символикой, который планировалось разместить по оси центрального зала подземного вестибюля. Отметим, что в случае серьезного изменения проекта его нужно заново отправлять в Главгосэкспертизу.
Разрыв контракта
По информации «Фонтанки», из-за отсутствия полноценной рабочей документации уже две недели не ведутся работы на «Дунайской». Вестибюли «Шушар» и «Проспекта Славы» строятся, но только частично: по ним также есть далеко не все чертежи. В пятницу, 18 июля, в Смольном прошло заседание штаба по метростроению, на котором обсуждалась ситуация, сложившаяся на строительстве Фрунзенского радиуса. По словам собеседников нашего издания в городском правительстве, окончательно вопрос о расторжении контракта пока не решен, но он в настоящее время рассматривается.
В профильном комитете по развитию транспортной инфраструктуры заявили, что не комментируют эту историю. Не смогли представить оперативный комментарий и в «Метрогипротрансе». Отметим, что, согласно данным сайта государственного заказа, московский подрядчик еще не получил ни копейки за свою работу при лимите финансирования на 2014 год в размере 380 млн рублей.
Добавим также, что контракт с «Метрогипротрансом» пока является единственным примером привлечения иногороднего подрядчика к работам в петербургском метро. Ранее «УСК "Мост"» Геннадия Тимченко проиграл «Метрострою» в тендере на подготовку площадок под строительство «Новокрестовской» и «Беговой». Многие наблюдатели после этого заявили, что Смольный, похоже, отказался от намерений развивать конкуренцию в этой сфере и вернется к традиционной схеме: «Ленметрогипротранс» проектирует, «Метрострой» занимается проходкой тоннелей и возведением вестибюлей.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»