Среди азербайджанских предпринимателей, конкурировавших в области общепита на севере Петербурга, победителей не оказалось. Подпись чиновника оказалась сильнее взрывов и выстрелов, с помощью которых бизнесмены истребляли собственность друг друга. В 2013 году под городской бульдозер пошли рестораны «Чинар Групп» Ильхама Алиева, 29 июля 2014 рабочие начали разбирать «Усадьбу» его конкурента Ислама Садыгова. Несмотря на то, что тяжелая техника уже начала работу, хозяин «Усадьбы» продолжает надеяться на подпись губернатора.
Олег Мясоедов
Конфликт разгорелся в 2012 году, когда выходцы из Азербайджана Ильхам Алиев и Ислам Садыгов не смогли договориться о том, как они будут поить и кормить жителей Калининского района. Тогда в течение месяца горели кафе «Фламинго» Садыгова и ресторан «Чинар» Алиева. Машина Ислама Садыгова сгорела в сентябре 2012 года, машина его жены – тремя месяцами позже. Стрельба по официантам и охранникам заведений стала обыденностью.
Теперь пожарам и стрельбе в ресторанной войне пора закончиться — больше нет повода для спора. Рестораны, устоявшие после этого сражения, исчезают под ножом бульдозера. КУГИ и ГУП "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" демонстрируют равноудаленность, не делая различия между собственностью оппонентов. Если можно было предполагать, что снос «Чинара» на проспекте Луначарского, 25, «Суфры» на проспекте Луначарского, 5, и торговых павильонов, принадлежащих Алиеву, связан с арестом самого бизнесмена, известного также как Ильхам Тюльпан, по подозрению в организации нескольких убийств, то к его оппоненту Исламу Садыгову, насколько известно, у правоохранителей интереса уголовно-правового характера не наблюдается.
Как объяснили в КУГИ, идет обычная плановая работа по наведению порядка в сфере городской недвижимости.
«Договор аренды земельного участка на Северном проспекте был заключен с индивидуальным предпринимателем Анатолием Герасюком в 2005 году, под временный объект потребительского рынка. В 2009 году договор был на 3 года продлен. Когда встал вопрос об очередном продлении договора аренды, выяснилось, что на участке возведено строение, превышающее предельные параметры по договору на 10 % по высоте и на 20 % по площади, кроме того, налицо был фактический самозахват около 4,5 тысяч квадратных метров прилегающей территории. Нарушения устранены не были, и комитет расторг договор аренды. Попытки предпринимателя оспорить расторжение договора в арбитражном суде успеха не принесли».
Как заметил наш собеседник в комитете, возведенное сооружение не только превышало установленные размеры, но и имело некоторые признаки строения капитального, а районные власти отмечали наличие понтона в Муринском ручье, размещенного с нарушением водного законодательства.
Где-то это уже было. Занятно, что ярые противники в бизнесе оказались в способах ведения этого бизнеса похожи до степени смешения. Вплоть до понтона в том же Муринском ручье, который присутствовал и в разломанном полгода назад «Чинаре».
Ислам Садыгов, к которому обратился журналист, не стал делать вид, что не имеет отношения к происходящему: «Конечно, это мой ресторан, а Герасюк действовал как мой сотрудник». Но он не понимает, почему его ресторан ломают, когда есть резолюция губернатора.
«В 2012 году мы обратились к губернатору, и получили решение, что аренда должна быть продлена на 5 лет, но платить мы должны в два раза больше. Я согласен платить в два раза больше, зачем ломать? Тем более, что губернатор сам дал поручение заключить с нами договор».
По просьбе «Фонтанки» журналиста ознакомили с письмом Игоря Метельского, который в августе 2012 года занимал пост вице-губернатора, с изложением ситуации и визой Георгия Полтавченко «согласен». Правда, заключение договора аренды сроком на 5 лет предполагалось «при условии обязательного включения в дополнительные соглашения о продлении договоров обязанности арендатора по приведению земельного участка и расположенных на нем временных объектов в соответствие с параметрами». В КУГИ говорят, параметры как были, так и остались, и арбитражный суд, видимо, с этим согласен.
В разговоре с Исламом Садыговым корреспондент не мог не упомянуть об Алиеве. Ресторатор на вопрос о возможном влиянии арестованного авторитета на ситуацию ответил задумчиво: «Нет, не знаю. Хотя Ильхам мне говорил: «Будешь либо моим компаньоном, либо не будешь вообще».
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»