Традиционно соревнования в Ювяскюля собирают десятки команд автоконцернов, профессиональных автогонщиков и тысячи зрителей. В этом году от России в Ювяскюля отправился известный автогонщик Радик Шаймиев, младший сын экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Питерские спортсмены Алексей Семёнов и Игорь Маров по ряду причин отказались от старта в дебютной гонке на этап мирового чемпионата.
- Почему автоспорт в Финляндии так популярен?
Игорь: У финнов автоспорт — национальная идея, здесь регулярно по выходным проходят домашние «покатушки», собираются более сотни автомобилей - и ретро, и спортивные авто высокого класса. А чемпионат Neste Oil Rally Finland — событие выдающееся, как любой этап чемпионата мира. Этой гонке, ранее известной как ралли «Тысяча озёр», уже более 60 лет. Если быть точным, то полностью это ралли называлось «Jyväskylän Suurajot 1000 Lakes Rally».
Такая популярность предсказуема: во-первых, спортивные автомобили в Финляндии не облагаются налогом. Во-вторых, организаторы спортивных соревнований получают налоговые послабления. А сам чемпионат мира - это грандиозное бизнес-мероприятие: права на трансляцию выкупаются за полугодие и телеканалы платят организаторам миллионы евро (в отличие от России). Трансляции собирают миллионы зрителей, как «Формула -1». Нам трудно это представить, но вход в любую зрелищную зону, в том числе на лесные спецучастки, – платные, 18 евро. Можно купить «ралли-пасс» за 65 евро. Футболки, куртки, сувениры с символикой – это приносит огромный доход организаторам. Не говоря уже о том, что гостиницы, мотели и «общепит» за неделю способны получить чуть ли не годовой доход.
Несмотря на то что в Финляндии нет автомобильной промышленности, Суоми вырастила множество профессиональных автогонщиков. Как и Эстония, и Латвия, и Литва. Кстати, последним чемпионом Советского Союза был литовец Стасис Брундза, который завоёвывал это звание десять раз. Автомобильный спорт у прибалтов и скандинавов - действительно национальный.
Кстати, есть такая шутка:
- Почему финны и прибалты самые быстрые гонщики?
– Потому что не успевают снять ногу с педали газа!
- Как вы думаете, а почему был выбран Ювяскюля?
- Ювяскюля - симпатичный районный центр, главный город Центральной Финляндии. Очень удобное географическое положение: на все четыре стороны «ромашкой» разбегаются трассы - обычные дороги общего пользования (впрочем, ралли и проводится только по таким дорогам). И из одного города можно проложить дистанцию в 360 километров только специальных скоростных участков (само ралли может занимать до 900 километров пути) с неповторимыми и сложными маршрутами. Крутые повороты, скоростные связки поворотов, многочисленные трамплины делают гонку «летающей». Машины взлетают с трамплинов, и, как говорят сами финны, авто в воздухе проводит больше времени, чем на земле.
Именно здесь были зафиксированы несколько мировых рекордов по длине прыжка автомобиля: в 2003 году эстонский гонщик Маркко Мяртин пролетел 57 метров в воздухе со скоростью 171 км в час; в 2005 году Джиджи Галли приземлился через 58 метров. Ходят легенды и о чемпионе мира Ари Ваттанене, у которого болельщики на спецучастке Urriah ещё в середине 90-х зафиксировали неофициальный рекорд – 86 метров. После этого Ари получил прозвище Летающий Финн.
Гонка — испытание для заводских команд: завсегдатаями соревнований в разные годы и в течение многих лет выступают автоконцерны «Пежо», «Ситроен», «Тойота», «Мицубиши», «Форд», «Шкода», «Фольксваген», именно здесь производители обкатывают новые технические решения. Например, антиблокировочная система ABS, без которой невозможно представить современный автомобиль, впервые была применена на спортивном раллийном автомобиле. Так же, как и турбонаддувы, системы курсовой устойчивости, секвентальная коробка передач – колоссальное множество технических решений. Логотип «проверено на ралли» имеет огромную ценность.
Успешное участие в подобного рода событиях напрямую влияет на объёмы продаж компаний-производителей. Например, в 1998 году «Пежо» создал 206-ю модель, раллийная версия WRC обошлась заводу в 1,2 млн долларов. После победы в гонках продажи резко выросли, а после второй победы в чемпионате мира «Пежо» «уехал» вверх по экспоненте. А вообще концерн выиграл чемпионат мира пять раз подряд. Удачный пример Toyota Corolla Ceres, модель стала легендой.
- В России есть аналогичные гонки?
- В России не проводятся чемпионаты мира. У нас проводятся Кубок и чемпионат России. Один из этапов недавно финишировал в Карелии - это легендарные «Белые ночи», которые проводились в юбилейный, 50-й раз. Карельские дороги похожи на финские, но в Карелии дорог такой сложности гораздо меньше, чем в Финляндии. Максимальная протяжённость скоростных участков, которые можно набрать в районе Лахденпохьи и Сортавалы – около 250 км. Чемпионат мира требует протяжённости не менее 350 км.
В Новороссийске была попытка провести финал чемпионата России с претензией на этап - кандидат чемпионата мира, но затея не удалась: наблюдатели Международной автомобильной федерации – FIA, инспектировавшие одно из новороссийских ралли, отметили целый ряд недочётов, которые было необходимо устранить. Судя по всему, на это не хватило сил и средств, более того, в этом году организатор отказался от проведения ралли в Новороссийске из-за дефицита средств.
Что касается Финляндии, то это, действительно, одно из самых интересных мировых событий в автомобильном ралли. Я впервые туда приехал как журналист в 1990 году и застал выступление таких легенд, как «матадор» Карлос Сайнц, летающий финн Ари Ваттанен, грандиозный Томмия Мяккинен (с ним однажды мне довелось проехать в боевом автомобиле в демо-режиме, правда не там, а у нас), самый титулованный раллийный пилот, девятикратный чемпион мира Себастьян Лёб или легендарный Колин МакРэй, у которого первым из российских журналистов мне довелось брать интервью.
Любопытная деталь: в 1990 году 40-е, юбилейное ралли «1000 озёр» выиграл испанец Карлос Сайнц. В Финляндии приспустили флаги, а множество болельщиков не пришло на церемонию награждения. У них был траур: впервые за 40 лет это ралли, где финны знают каждый поворот и трамплин, выиграл не скандинав! В 1992 году победа француза Дидье Ориоля воспринималась уже менее болезненно.
В том же году, кстати, в своей зачётной группе два призовых места завоевали наши экипажи – Сергей Алясов – Александр Левитан и Александр Артёменко – Виктор Тимковский.
Так что меня огорчает только одно - то, что на таких событиях крайне редко появляется боевой автомобиль в российским флагом на борту. И то, что теперь далеко не каждый год удаётся выбраться на этот грандиозный спортивный праздник.
Отрывок из ещё не дописанной книги «Жизнь на больших скоростях, или Сингуринди о Сингуринди». Автор – двукратный чемпион СССР по ралли, заслуженный тренер СССР, мастер спорта Э. Г. Сингуринди, соавторы Ю. А. Мелентьев и И. Н. Апухтин.
Разговор ведётся от имени Э. Г. Сингуринди:
«Я никогда не служил ни в системе КГБ, не состоял в тайных организациях. Но так получилось, что именно ко мне, в каком бы качестве в составе делегации я ни выезжал, обращались: «Эдвард Георгиевич, займись ими, чтобы они не мешали команде». Может быть, потому, что я ничего не боялся, мне было всё равно, рядом они со мной или нет, но мне было важно, чтобы всё, что происходило, не мешало системе подготовки к соревнованиям. При этом парни из органов были, как правило, полковники, молодые, по 35 - 40 лет, и у меня складывалось впечатление, что они больше боялись всего, чем мы. Особенно если ситуация вдруг складывалась нештатная. Причём курьёзная.
Например, в Финляндии, в конце 60-х годов, когда трасса знаменитого ралли «1000 озёр» была протяжённостью около трёх тысяч километров, руководитель делегации – по-моему, тогда был Карамышев, - объявляет команде: 18-го числа в 16.40 встречаемся в Ювяскюля, а сейчас разъезжаемся на три дня. Ты – двести километров на восток, ты – триста километров на юг… Кому какой участок тренировать. Всё-таки подготовка к этапу чемпионата мира такой длины и такой сложности, как в Финляндии, – дело очень серьёзное и кропотливое.
Сопровождавший нас офицер был в неподдельной панике: «А мне что делать? Как я вас буду по несколько раз в день пересчитывать?!» И я с Карамышевым ему объясняю: «Да не волнуйся, сказано – вот этого числа в это время собраться – они соберутся». А он в ответ: «А если не соберутся?!» – «Да соберутся!»
Это для него было проблемой, поскольку если не соберутся, то он запросто лишался звания и вылетал с работы. И вот на этой почве возникали смешные ситуации.
Уже в 80-х годах я поехал руководителем делегации в ту же Финляндию. И в Хамеенлинне проходил этап «Формулы-1». У Брундзы был автобус, мы туда садимся и едем смотреть. Начало гонки в 12 дня. Говорю: в 14 часов – сбор и отъезд. Этот кагэбэшник (они для меня были все на одно лицо) возле меня трётся. Еугениус Тумалявичус (будущий 9-кратный чемпион СССР) в одну сторону пошёл, Таммека в другую, Гольцов – в третью, в общем, все разбрелись по трассе. В 14 часов собираемся. Все есть – Тумалявичуса нет. Этот ко мне плечом: «Где Тумаялявичус?» – «Не знаю».
Жара была страшная в этот день. Открыли автобус, сели, завели, включаем кондиционер. Проходит 15 минут, 20 – Тумалявичуса нет. Он меняется в лице. И тогда я делаю фокус, который всегда был однотипен. Я ложусь под автобус и искренне… засыпаю!
Тумалявичус опоздал на 30 или 40 минут, он ждал окончания заезда. А этот «сопровождающий», когда уже писал отчёт в Москве, сказал мне: «Я не зря получаю свою зарплату. Но то, что ты тогда лёг спать, – меня это успокоило».