Перебои в работе петербургских МРЭО, вызванные отключениями баз данных, в последнее время не редкость, и ситуация только ухудшается. Если весной время отключения не превышали пары дней, то к началу осени срок пошел на недели. В последний раз сбой произошел семь дней назад, и до сих пор нет возможности зарегистрировать подержанную машину. При этом в ГИБДД, как в Петербурге, так и в Москве, искренне уверяют, что не знают не только когда заработает связь, но и почему ее нет.
С прошлой недели почтовый ящик «Водителя Петербурга» переполняют письма читателей, которые оказались заложниками технического сбоя. Горожанам, которым не посчастливилось претендовать на владение «бэушными» машинами, инспекторы отказывали в регистрации из-за невозможности проверить историю жизни автомобиля. На учет ставили только новые машины. Недовольным петербуржцам и жителям Ленобласти советовали звонить, ибо никакой информации о том, когда восстановится связь, у сотрудников регистрационных отделов не было.
Небольшое отступление. До 2010 года система проверки автомобиля при регистрации осуществлялась с помощью телефона. Если, например, машина приехала из Новгорода, то звонили новгородским коллегам, которые подтверждали ее документальную историю. Чтобы упростить эту систему и уменьшить время на регистрацию, к осени 2010 году и была создана единая база.
«Раньше в каждом регионе была своя база зарегистрированных транспортных средств, поэтому когда, например, человек покупал машину в одном регионе, а ставил на учет в другом, то требовался примерно месяц для проверки данных автомобиля. Теперь же эта процедура занимает всего несколько минут», – заявлял тогда главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов.
Объединение всех данных под одной крышей в Москве тогда сочли за благо все сотрудники МРЭО. Однако радость от нововведения продлилась недолго. Благие намерения, как водится, оказались исполнены то ли наспех, то ли неумелыми руками. Именно в таких формулировках отзывались о создателях те же сотрудники, которые прежде радовались прогрессивности мышления Кирьянова. Связь с Москвой нещадно барахлила.
Только с начала этого года «Водитель Петербурга» десятки раз писал о сбоях в работе МРЭО из-за неработающих баз. Как правило, «радовали» будущих автовладельцев по выходным в самый пик посещаемости. Проблемы списывали на мелкие поломки или плановое обслуживание. Правда, в последнем случае было не понятно, почему о планах не были уведомлены регионы, которые с отсутствием связи всегда сталкивались внезапно.
Летом перерывы в работе детища Кирьянова становились все длиннее и длиннее. Дошло до того, что 16 сентября опять без объявления войны пропала связь, и до настоящего времени она не восстановлена.
В этой ситуации особое возмущение горожан вызывает то, что никто из участников процесса регистрации не может сказать, почему же не работают базы, и когда они заработают.
Выяснить это попытался «Водитель Петербурга». В главном МРЭО на шоссе Революции женщина-инспектор несколько нервно ответила на вопрос, когда можно будет оформить купленную подержанную машину: «А я откуда знаю?» Из дальнейшего несвязного диалога стало понятно, что сотрудников отдела не информируют о проблемах и времени их решения. За ответами нашего корреспондента отправили в УГИБДД на Профессора Попова. Сотрудник дежурной части управления также не смог удовлетворить интерес «Водителя Петербурга», посетовав, что звонят часто, но «если бы сказали, что отвечать, сказал бы». И посоветовал обратиться в Москву: «сломалось, вроде, там».
Дежурному вторили и в пресс-службе ведомства. Еще 16 числа на сайте управления появился релиз. «Вследствие технических неисправностей в работе федеральных информационных учетов, до окончания работ по устранению причин сбоев, имеются задержки в получении ответов на направленные запросы, что может приводить к увеличению времени оказания государственных услуг», – говорится в официальном документе. Днем 23 сентября «Водителю Петербурга» заявили, что ничего нового к релизу недельной давности прибавить не могут, и опять же предложили позвонить в Москву.
Ответ пресс-службы Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ поставил в тупик. По данным сотрудников, в столице есть две базы: основная и дополнительная, и если падает одна, вторая ее страхует. На данный момент обе работают в штатном режиме. С вопросом, почему нет связи с Петербургом, просили звонить в ... Петербург. Замкнутый круг.
Тем не менее в городе нашелся один человек, представляющий ситуацию с базами данных – им оказался заместитель главы УГИБДД Александр Кузнецов. По его словам, все упирается в базу ФИС (федеральные информационные системы), работающую в Москве. В течение последних двух недель там проводятся плановые замены оборудования. При этом, по словам Кузнецова, в Петербурге есть запасная база данных – ФИАС. Это резервная система, рассчитанная на меньшую нагрузку. И она тоже регулярно вылетает, из-за перегрузок. Сегодня её должны были восстановить. Но эта система маломощная, медленная. Если ФИС на обработку данных требуется 15 минут, то ФИАС – от 1,5 до 3 часов. И она позволяет отслеживать машины только из Петербурга и области. Для обработки данных о ТС из других регионов нужна московская база ФИС. «Мы пишем письма, звоним каждый день, но пока ситуация не меняется. Проблемы закончатся, когда в Петербург приедут специалисты ФИС и будут решать эти вопросы», – сказал Александр Кузнецов.
Стоит отметить еще один аспект. Неработающая база наносит государству экономический ущерб. А не работающая долго – большой ущерб. В городе на данный момент не менее 2 миллионов автомобилей. И 26 МРЭО регистрируют около 150-200 машин каждый день. Только госпошлина за регистрацию и выдачу номеров составляет порядка 1500 рублей. Терять в сутки 300 тысяч рублей минимум при нынешнем состоянии экономики несколько халатно.