В Госдуму внесён законопроект, очевидная цель которого – компенсировать материальный ущерб олигархам и чиновникам, страдающим из-за американо-европейских санкций. Чтобы возместить им замороженные счета и арестованную недвижимость, депутаты фактически захотели заставить нас, налогоплательщиков, скинуться.
Днём 23 сентября депутат Государственной думы от "Единой России", заместитель председателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Поневежский зарегистрировал законопроект с таким названием: "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок". В самом законе, который депутат решил подправить, речь идёт о том, что гражданин, пострадавший из-за судебной волокиты, может получить материальную компенсацию от государства. Такие случаи как-то не становились достоянием гласности. Теперь депутат Поневежский предлагает дополнить закон новыми статьями, которые к российской судебной волоките уже никакого отношения не имеют.
Согласно тексту предложенных поправок, если иностранный суд вынес в отношении российского гражданина несправедливое решение, нарушившее, в частности, его имущественные права, то он (гражданин) может пожаловаться в российский суд – и получить возмещение ущерба "в денежной форме" из федерального бюджета. Причём компенсируют ему не только фактически понесённые расходы: "размер компенсации… равняется сумме потерь, которые заявитель понес или может понести".
Федеральный бюджет совершенно конкретно назван в тексте законопроекта как "источник финансирования". При этом в финансово-экономическом обосновании, приложенном к документу, сказано: "дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не потребуется". Как можно заплатить из бюджета, не причинив ему "дополнительных расходов", автор объясняет сразу: новые статьи предусматривают, что Российская Федерация сначала отдаст деньги своему гражданину, а потом потребует возмещения от страны-обидчицы. Когда заграница заплатит за своё неправосудное решение – наш бюджет снова пополнится. А если не заплатит, то Россия, как предусмотрено в законопроекте, сможет налагать аресты на имущество страны-инициатора "неправосудного судебного акта".
Дубль-2
Такой законопроект возник в Думе не впервые. В марте 2013 года, после появления "списка Магнитского", фигурантам которого светили аресты активов в США, группа депутатов уже предлагала эти поправки. Но текст вернули авторам для "выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы". Депутата Поневежского в том авторском коллективе не было. Однако точно такой же текст, совпадающий практически дословно, он внёс теперь от собственного имени. Наверное, что-то изменилось, кроме текста, и с соответствием Конституции теперь всё в порядке.
Свой (или не вполне свой) проект депутат Поневежский внёс через несколько часов после того, как стало известно, что Италия заморозила активы Аркадия Ротенберга. Речь идёт о сумме в 40 миллионов долларов (стоимость акций и недвижимости в Риме и на Сардинии и деньги на банковских счетах, по оценкам итальянцев). Поэтому, наверное, может померещиться связь между двумя этими событиями: как будто населению предлагают скинуться на компенсации миллиардеру.
– Я не думаю, что здесь есть прямая экстраполяция, – замечает адвокат Марк Фейгин. – Это уже безумие – если дойдёт до того, что им будут возвращать деньги налогоплательщиков по их частным активам.
В любом случае, добавляет адвокат, заморозка активов – это не лишение собственности. Поэтому есть надежда, что бюджету, если закон будет принят, придётся возмещать не все условные 40 миллионов долларов условному олигарху. Сначала, как объясняет адвокат, предполагаемая жертва несправедливости (санкций или ещё чего) должна будет обратиться в местный (условно – итальянский) суд и попробовать вернуть себе право распоряжаться активами. И только получив неправосудное решение там, он сможет жаловаться на него в России – и требовать компенсации из нашего бюджета.
Бюджет и санкции
Санкционные списки, утверждённые в США и в Совете Европы в марте и апреле 2014 года, насчитывают больше 50 человек. Помимо новейших политических деятелей Крыма и Донбасса, сенаторов РФ от Крыма, в списки попали депутаты Госдумы Сергей Неверов, Сергей Железняк и Елена Мизулина, вице-премьеры Дмитрий Козак и Дмитрий Рогозин, вице-спикер Госдумы Людмила Швецова, спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и другие госслужащие. Конечно, чиновниками нельзя владеть имуществом и активами за рубежом, так что с их стороны нам, налогоплательщикам, вряд ли что-то грозит. Но у них ведь есть родственники, которые бывают людьми чрезвычайно обеспеченными. И если у их жён, сыновей или тёщ за границей тоже ненароком что-нибудь арестуют, а Дума примет поправки депутата Поневежского, то российскому бюджету, возможно, придётся плохо.
– Всё просто, – оценил в разговоре с "Фонтанкой" суть законодательной инициативы депутат Госдумы Дмитрий Гудков. – Хитрость этой штуки ещё и в том, что если некто вывел из России за рубеж капитал и не может объяснить происхождение денег, у него появляется возможность всё легализовать.
В марте оказался в списке и миллиардер Геннадий Тимченко. За день до появления списков он, как пишет Forbes, успел продать партнёру свои 44 процента акций компании Gunvor, и теперь эта доля не попадёт под санкции. Однако господин Тимченко, по информации того же Forbes, – гражданин Финляндии и налоговый резидент Швейцарии, поэтому у него, наверное, можно найти, что заморозить. И что потом компенсировать из российского бюджета. В частности, по данным "Фонтанки", вместе с братьями Аркадием и Борисом Ротенбергами Геннадий Тимченко владеет финской компанией Arena Events Oy – собственником Дворца спорта в Хельсинки и 49-процентного пакета акций хоккейного клуба "Йокерита".
В июле этого года ЕС дополнил списки именами, которые могут нас, налогоплательщиков, всерьёз напугать в свете нового законопроекта. Туда попали ещё 8 человек. Один из них – как раз Аркадий Ротенберг, который назван "давним знакомым президента Путина и его бывшим спарринг-партнёром по дзюдо". Среди других – миллиардеры Николай Шамалов ("давний знакомый президента Путина", "второй по величине акционер банка "Россия" – так характеризуют его в санкционном списке), Юрий Ковальчук ("давний знакомый президента Путина", "крупнейший акционер банка "Россия", "владелец долей в Национальной медиа группе"), "православный миллиардер" Константин Малофеев ("совладелец Ростелекома").
А есть ещё, повторим, "список Магнитского", в нём тоже фигурируют владельцы собственности за рубежом. Если их приплюсовать к потенциальным истцам и получателям компенсаций, то российский бюджет может на этом закончиться.
– Я не думаю, что речь идёт именно о том, чтобы компенсировать их активы из бюджета, – повторяет адвокат Марк Фейгин. – Но если это так, то ничего подобного в истории ещё не было. Можно только вспомнить компенсации за холокост, но это же совершенно другая история! Да, Израиль брал на себя обязательства и выплачивал компенсации беженцам, а потом судился с Германией. Но это другое! На это были решения Нюрнбергского суда, и в продолжение их, на их основании, принимались решения в межгосударственных спорах.
Дмитрий Гудков сообщил "Фонтанке", что на 30 сентября назначено рассмотрение законопроекта в профильном комитете, и только потом решится, пойдёт ли инициатива дальше.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"