Покупатели жилья в четырех малоэтажных домах под Пушкином подали коллективное заявление в полицию с просьбой привлечь к ответственности руководство компании «Филинъ» и связанных с ней лиц. Компания «консультировала» желающих приобрести доли в многосемейных домах на участках ИЖС и садоводств, после чего договоры заключались с частными лицами. После ужесточения политики города к таким стройкам половина участков попала в «черный список» проблемных объектов, а покупатели, расторгнувшие договоры, до сих пор не могут вернуть свои деньги.
Жалобу в прокуратуру подали шесть человек. Пятеро из них в 2011 – 2013 годах при участии компании «Филинъ» приобрели «квартиры» — доли в будущих домах на общую сумму почти 15 млн рублей. Еще один заявитель продал Дмитрию Медведеву, учредителю компании «Финансовая компания» «Филинъ», участок площадью 2,5 га под деревней Новосиверская в Гатчинском районе Ленобласти за 2,5 млн рублей, однако полностью денег, по его словам, так и не получил. Эти действия можно расценивать как мошеннические, считают пострадавшие и требуют уголовного преследования предпринимателей.
Существующая «Финансовая компания «Филинъ» была зарегистрирована в апреле 2011 года и фактически осталась единственной из семейства фирм с аналогичным названием, свидетельствуют данные базы «Спарк». Ее тезки, основанные в 2007 году, – «Риелторская компания «Филинъ» и «Филинъ-отель» – сейчас проходят процедуру ликвидации. Кроме того, в июне этого года из ЕГРЮЛ была исключена еще одна «Финансовая компания «Филинъ», позже переименованная в ООО «Велес», а в 2012 году была ликвидирована КПКГ «Филинъ».
Юридически «Филинъ» не являлся ни застройщиком, ни продавцом объектов недвижимости. Компания лишь «представляла» объекты на рынке, тогда как договоры заключались на частных лиц. Адреса — в ближайших пригородах Петербурга: на Александровском шоссе в Белоострове, на Южной, 30, и Дружбы, 8, в Александровской, в садоводствах «Пенсионер» и "Сад 2 ЛСХИ" в Пушкине. Пять из них были включены в перечень спорных объектов комитета по земельным ресурсам. На сайте компании предлагалось приобрести жилье по цене от 30 тысяч рублей за «квадрат».
По данным «Спарк», учредителем ФК «Филинъ» является Дмитрий Владимирович Медведев, а директором — Владимир Медведев. Их и просят привлечь к ответственности покупатели. А кроме того, неких Игоря Циганера и Марию Савичеву, на чьих участках строились дома с привлечением средств горожан по предварительным договорам купли-продажи долей имущества.
Ловкость рук
Схема строительства многоквартирных домов на участках, предназначенных для ИЖС, существует с 1990-х годов. Предприниматели получали в районных администрациях разрешение на строительство дома с максимальными параметрами — трехэтажные особняки площадью в тысячу квадратных метров. Затем возводили объект с дверными проемами между будущими квартирами, получали на него технический и кадастровый паспорта, как на частный дом. А затем регистрировали постройку в администрации и Росреестре.
Уже после этого квартиры, как доли в общем доме, оформлялись на покупателей. Если же Росреестр отказывался регистрировать право собственности на здание, считая его многоквартирным, покупатели регистрировали свое право на части постройки через суд. В случае строительства в дачных поселках — еще проще. По закону о дачной амнистии при оформлении прав на дома до четырех этажей, даже построенные без разрешения, не требуются разрешительные документы.
Эта схема работала практически без перебоев до 2011 – 2012 годов, застройщиков штрафовали, но не более. Однако несколько лет назад петербургские власти начали активно бороться со строительством многосемейных домов на землях ИЖС — в суды были поданы десятки исков о сносе таких построек. Инженерная и социальная инфраструктура кварталов с индивидуальными домами не была рассчитана на появление многоквартирных домов. А против «уплотнения» активно возражали местные жители, объясняли власти.
Под удар попал малоэтажный квартал в Коломягах, квартира в котором, в частности, принадлежит футболисту Андрею Аршавину. Дома включили в «черный список» КЗР, несмотря на то, что они строились на участках для многоквартирной застройки, отмечают в«Северо-Западной Строительной Корпорации». Также с проблемами столкнулись: «Приозерская усадьба» от «Невского синдиката», объекты «Девелопмент Груп» Ирины Бонд. Марии Савичевой удалось заселить 24-квартирный дом на Александровском шоссе, 17, и 6-квартирный дом в садоводстве в Белоострове, говорят покупатели. Доли в остальных домах им так и не передали. По данным Госстройнадзора, 14 решений по искам о сносе уже вступили в силу, еще в отношении 60 идут разбирательства, а по 58 — обращения в суд готовятся.
Ускользающее имущество
Схема строительства многосемейных домов на участках для индивидуальных домов законна, считают в «Филине». «Если строятся индивидуальные жилые дома, которые не нарушают градостроительных, пожарных норм, СНиПов, которые имеют разрешение на строительство, кадастровый и технический паспорта, эти дома абсолютно законны. Вопросы внутренней планировки дома не регулируются законами и относятся к личной компетенции застройщика. И, наконец, по закону можно продать долю любого дома. Тогда почему нельзя это сделать в инвестиционных целях – собраться коллективом в 10 человек, скинуться и построить дом?" – пояснили в компании.
Правда, о взгляде Смольного на законность схемы и о рисках при ее реализации, видимо, в «Филине» не предупреждали. «На момент покупки квартиры мы не знали о рисках. Была колоссальная рекламная кампания, компания участвовала в выставках. Нам рассказали, что по закону о «дачной амнистии» для строительства на землях ИЖС не требуется разрешение на строительство, согласования будут получены позже, а конкретная квартира в договоре не указана, поскольку номер появится только после регистрации готового здания в собственность», – рассказывает одна из подателей жалобы. В 2011 году она приобрела у Марии Савичевой долю в площади дома за 1,7 млн рублей.
Узнав о риске признания стройки незаконной, в 2012 году женщина расторгла договор. Однако ей вернули только 500 тысяч. Оставшуюся сумму предложили выплачивать ежемесячно по 50 тысяч рублей. Большинству остальных покупателей, по ее словам, и вовсе не вернули ничего. Сейчас, по словам женщины, суды рассматривают более 10 исков о возвращении ранее уплаченных сумм. Однако в суд пока обратились не все покупатели.
Еще один покупатель в 2011 году приобрел долю в доме на Александровском шоссе в Белоострове. Для приобретения жилья он продал единственную комнату в коммунальной квартире, но обещанную долю так и не получил — ее перепродали третьему лицу, рассказал он «Фонтанке». Городской суд обязал Марию Савичеву вернуть покупателю 2,3 млн рублей. Однако, по его словам, вернули пока 42 тысячи.
С доказательством своей правоты в суде у покупателей не возникает проблем. По данным городского суда, удовлетворены по меньшей мере 3 иска к Марии Савичевой о взыскании средств за доли в домах. Их сумма — более 6 млн рублей. Однако через службу судебных приставов взыскать средства покупателям все равно не удается.
В начале 2013 года судебные приставы наложил арест на участок в садоводстве «2 ЛСХИ» в Пушкинском районе, принадлежащем Марии Савичевой. А в июле 2013-го в Московский районный суд поступил иск о перерегистрации земли на другое лицо по договору от октября 2012 года. Аналогичная ситуация с домом в Белоострове, на Александровской, 29. Покупатели заключали договоры купли-продажи с Марией Савичевой. А сейчас дом принадлежит родителям Владимира Медведева.
Кроме того, в 2014 году судебными приставами был наложен арест на имущество Игоря Циганера. Покупательница доли в доме на 3-й линии садоводства «Пенсионер» выиграла суд в первой инстанции и добивалась возвращения 3,3 млн рублей. По данным ФССП, в распоряжении Циганера были три нежилых помещения на Ленинском проспекте, дом с участком садоводстве «Пенсионер» в Пушкинском районе и два автомобиля. Однако, когда дошло до процедуры ареста, оказалось, что помещения на Ленинском были перерегистрированы на третьих лиц, а дом в садоводстве — на семью Владимира Медведева.
В доме на улице Дружбы, 8, в Александровской, признания которого многоквартирным в течение двух лет добивалась служба Госстройнадзора, и вовсе открыт пансионат для престарелых «Золотой век». Стоимость суточного содержания — от 800 рублей. Недавно в пансионат вошли приставы и изъяли бытовую технику — телевизоры и стиральную машину на сумму около 9,3 тысячи рублей. Это пока все, что удалось вернуть покупателям через суды.
На вопрос, будут ли доли в доме на Дружбы передаваться покупателям, в компании «Филин» ответили, что у постройки нет покупателей. «Этот дом строила семья лично для себя. Большая семья в трех поколениях», – заявили в «Филине». На Александровском шоссе, 29, в Белоострове также планируется строительство индивидуального жилого дома, говорят в компании.
Сам Владимир Медведев ни от кого не скрывается. В интернете работает сайт его и супруги, где выложены 4 музыкальных альбома четы. Это цитата из песни «Свет во мгле»:
Ах, как испепеляет сушь
Встречных черствых, мертвых душ!
Они убили мечты,
В них нету свежей воды,
Лишь только горечь и дым...
Непойманный «Филинъ»
Загвоздка схемы покупки жилья в многосемейных домах на участках ИЖС и дачного строительства в том, что доказать нарушение своих прав и вернуть средства в случае нарушения договоренностей крайне сложно. Покупатели такого жилья не считаются обманутыми дольщиками — договоры с ними не заключаются по 214-ФЗ «О долевом строительстве», и покупают они не квартиры. Кроме того, в данном случае договоры и вовсе заключались с частными лицами, а не с компаниями.
До коллективного обращения в ГУ МВД покупатели много писали в прокуратуру, ФАС и всевозможные комитеты Смольного. Однако повсюду им неизменно отказывали в защите интересов. При этом – на законных основаниях. Госстройнадзор не контролирует возведение домов на участках ИЖС и в дачных кооперативах. Комитет по строительству — не отвечает за частные взаимоотношения физических лиц. УФАС — не признает рекламой объявления в социальных сетях. Проверки МВД также пока результатов не дали.
Возможно, коллективное заявление сдвинет дело с мертвой точки, надеются покупатели жилья в Пушкинском районе. Они настаивают на том, что продавцы изначально не собирались достраивать и продавать жилье, поскольку «знали заранее, что строительство многоквартирных домов незаконно, однако заключали договоры, брали деньги, а людей продолжали убеждать, что все будет оформлено в собственность в кратчайшие сроки и передано им долями в собственность», – говорится в заявлении.
Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»