Субсидии Смольного оказались в этом году не востребованы малым бизнесом города. За месяц до конца срока подачи заявок в казне осталось около 2/3 от изначально заложенной суммы. В следующем году этих денег профильный комитет не получит. Предпринимательское сообщество о потере не сожалеет – прямые субсидии давно утратили эффективность.
В комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга (КРППР) бьют тревогу. До конца года осталось два месяца, а бюджет ведомства в части поддержки малого и среднего предпринимательства не освоен на сумму порядка 100 млн рублей. На данный момент по различным спецпрограммам комитет выделил порядка 57 млн рублей. Причиной в комитете называют недостаточную активность предпринимателей Петербурга, не подающих заявки на получение поддержки.
Изначально планировалось, что принимать заявки на финансирование комитет будет до 15 ноября. Но из-за отсутствия заявок сроки уже переносили дважды. Теперь рассчитывать на получение господдержки смогут предприниматели, подавшие документы до 15 декабря. Средства, которые не будут освоены, комитет в следующем году попросту не получит.
По словам начальника управления развития предпринимательства КРППР Елены Клеверовой, комитету в течение года приходилось часто отказывать предпринимателям из-за их «юридической безграмотности». Особенно показательны, по ее мнению, в этом плане результаты по специальной программе, возмещающей средства, потраченные бизнесменами на приобретение в лизинг основных средств.
«За 9 месяцев 2014 года было отказано по 70% заявок на получение субсидии по спецпрограмме. В частности, зачастую предприниматели не знают, какие условия должны быть выполнены для получения субсидии, например подают заявки, не рассчитавшись с налоговыми органами. Часто бизнесмены подают неправильно заверенные бухгалтерский баланс предприятия или справку о среднесписочной численности персонала. Часы и технические ошибки, когда в назначении платежного поручения вместо «1/10» ставят «1-10», – объясняет начальник управления.
На специальную программу «Кредитование» Петербург выделил 30 млн рублей, еще 70 млн рублей поступило из федерального бюджета. C этой программой проблема отдельная.
«Два года назад субсидия выдавалась вне зависимости от того, представляет компания сферу услуг или производство. В этом году программа ограничена только помощью производителям товаров. Комитет хотел привлечь и федеральные деньги. Поэтому изменил условия программы. В итоге по истечении трех кварталов у нас ноль одобренных заявок», – сетует Клеверова.
Директор Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Сергей Веснов признает, что члены организации не подавали заявки на получение субсидий из-за недоверия к комитету. Еще одной причиной, по мнению Веснова, является слабая агитационная работа ведомства. Что до специальной программы поддержки аккредитованных производственных предприятий, ее реализации мешают структурные проблемы экономики – сегодня не лучшее время для расширения производства. В целом директор АПМСБ склоняется к тому, что предприниматели не должны быть субсидированы напрямую, скорее должны создаваться условия для ведения бизнеса.
Как рассказали «Фонтанке» в комитете, информацию о субсидиях могут получить слушатели радио «Business FM», «Зенит», «Радио для двоих». Почитать о господдержке можно на сайтах КРППР и подведомственного ему «Центра развития и поддержки предпринимательства». Просветительскую работу ведут также Общественный совет по предпринимательству при губернаторе и районные администрации.
С Весновым согласны главы других предпринимательских ассоциаций Петербурга. Председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга Сергей Федоров уверен, что работа государственных чиновников заключается как раз в помощи предпринимателям при выделении субсидий.
«В Петербурге из семи заявок по шести принимается решение об отказе. Представитель малого бизнеса не в состоянии с первого или даже второго раза правильно заполнить документы на субсидию. Для помощи и существует аппарат чиновников. Иначе он превращается в еще один контролирующий орган. Неужели нам их недостаточно?» – риторически вопрошает Федоров.
При этом он уверен, что раздача субсидий крайне неэффективный способ стимулирования бизнеса.
«В Петербурге очень дорогие вода, тепло и электричество. Вести бизнес в таких условиях крайне сложно, с этим надо бороться. Кроме того, бессмысленно выделять такие деньги на субсидии в стране с высочайшим уровнем коррупционных рисков», – сказал Федоров.
Тут стоит вспомнить обыски в феврале 2013 года, проведенные ГСУ СК РФ по Петербургу и Управлением экономической безопасности и противодействию коррупции в здании КРППР. Уголовное дело тогда было возбуждено в отношении директоров фирм, пытавшихся получить субсидии на создание несуществующих фирм. По версии следствия, в аферах участвовали сотрудники комитета, которых, правда, уволили сразу после того, как стало известно о подозрениях. Исходя из показаний задержанных директоров, «откаты» чиновникам достигали 15% от суммы субсидий, когда речь шла о действующих фирмах, и 50%, когда получатель господдержки оказывался «пустышкой». Следствие предполагает, что мошенники пытались получить по 300 тыс. рублей субсидий на несколько созданных для этой цели компаний.
«Очень рад, что бюджетные деньги не потратили, – говорит председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. – Потому что это, во-первых, полный разврат, во вторых, бездарная растрата государственных средств. Проблемы нашего бизнеса никоим образом не коррелируют с проблемами бизнеса в Европе. Основные сложности возникают при попытках подключиться к электричеству, аренде земельных участков. Проще говоря, субсидии – это классный грим для больного неоперабельной формой рака».
По утверждению Третьякова, открыть бизнес сегодня не так сложно. С рынка сегодня вытесняют в основном предпринимателей, которые проработали на нем 15 – 20 лет. Подвисшие в комитете деньги, по мнению Третьякова, стоит потратить на аналитику и юриспруденцию.
«Необходима структура, анализирующая выдвигаемые депутатами Законодательного собрания законопроекты. Зачастую законодатели не представляют последствия принятых законов. Кроме того, мы не проводим анализ той или иной меры поддержки. Например, исходя из официальной статистики, сегодня в Петербурге действует чуть больше 300 представителей малого предпринимательства. Два года назад петербургское отделение ТПП написало запрос в налоговую инспекцию. Из ответа следовало, что две трети от этого числа не предоставляют отчетность. К тому же любой опытный предприниматель создает несколько юридических лиц для перевода активов в случае государственного давления на одну из «запасных» фирм».
Герман Костринский,
«Фонтанка.ру»