В 250 домов Кронштадта уже пришла настоящая зима: местный жилкомсервис прислал жителям квитанции, в которых в графе «отопление» указана сумма до 2000 рублей. Хотя почти весь октябрь на улице держалась температура в 6-10 градусов. Как выяснила «Фонтанка», кронштадтцам выставили плату по нормативу, который рассчитан исходя из средней температуры в 0°C. Районные власти говорят о сбое в системе сбора показаний счетчиков, который, по некоторым данным, вызван "человеческим фактором".
В ноябре большинство жителей Кронштадта вспомнили зиму 2012-2013 годов: тогда произошел резкий скачок платы за отопление, а Петербург стал одним из героев разгромного совещания у президента Владимира Путина, после которого своего поста лишился профильный вице-губернатор по ЖКХ Сергей Козырев. В ноябрьской квитанции кронштадтцы увидели суммы, которые больше соответствуют холодной зиме, а не теплой осени: так, собственники одной из квартир площадью 50 кв. м на улице Гидростроителей должны будут заплатить за отопление в октябре около 2 тысяч рублей.
Напомним, что с осени 2013 года все петербуржцы вносят деньги за отопление исходя из показаний общедомового прибора учета (исключение составляют дома, в которых нельзя поставить счетчик по технологическим причинам). При такой системе размер платежа является динамическим: за теплый месяц граждане платят меньше, чем за холодный. По данным Гидрометцентра по Северо-Западу, первую половину октября, а также в конце месяца, среднесуточная температура держалась на уровне в 6-10 градусов. В середине октября температура опустилась ниже 6 градусов, на несколько дней – ниже ноля. По причине теплой погоды плата за отопление в среднем по городу будет около 1000 рублей (в зависимости от площади квартиры).
Помимо высокой суммы, на лицевой стороне «розовой» квитанции, которую получили жители Кронштадта, также указано, что «при снятии показаний приборов учета тепловой энергии за октябрь произошел сбой информационной системы». По этой причине, следует из сообщения, плата была начислена по нормативам, разработанным комитетом по тарифам. Нормативы дифференцированы в зависимости от типа дома – старый фонд, «хрущевка», «брежневка». Но при этом они привязаны к усредненной температуре наружного воздуха – «плюс 0,38 градуса».
В общей сложности подобные квитанции получили жители 250 домов, которые обслуживает государственный Жилкомсервис Кронштадтского района. При этом по 50 домам начисление, как и положено, было произведено исходя из данных счетчиков. Как объяснил «Фонтанке» глава администрации Кронштадтского района Василий Пониделко, в мае жилкомсервис расторг договор с компанией «Минтрест», которая занималась снятием показаний приборов учета. В ЖКСе в целях экономии средств решили самостоятельно обслуживать счетчики. По словам главы района, на узлах учета установлены модемы, которые самостоятельно в удаленном режиме передают показания узлов учета в специальную программу, установленную на компьютерах ЖКСа. «Однако в октябре, по ряду причин, произошел сбой в работе этой системы. В этих условиях мы приняли решение произвести начисление по нормативу», – говорит Пониделко.
Как обещают местные власти, при начислении платы за ноябрь жителям будет сделан перерасчет в соответствии с данными счетчиков. Кроме того, гражданам вернут деньги, начисленные за эксплуатацию приборов учета: действующая ставка составляет 61 копейку с 1 кв. м, то есть 30 рублей за квартиру в 50 «квадратов». Отметим, что, по некоторым данным, сбой произошел из-за «человеческого фактора»: как говорят собеседники в жилищном комитете, один из сотрудников ЖКСа, ответственный за начисление платы, был чем-то обозлен на руководство. «Возможно, он был как-то связан с компанией, которая ранее отвечала за сбор данных. Как бы то ни было, но, по нашему подозрению, он специально нарушил работу системы, чтобы жилкомсервис не смог вовремя сдать показания», -– говорят в Смольном.
Отметим еще один любопытный факт. В соответствии с действующими правилами предоставления коммунальных услуг, в случае поломки счетчика управляющая компания должна начислить плату, исходя из среднего потребления за предыдущие месяцы. Для услуги отопления берется все потребление за зиму. Если же прибор не починят в течение трех месяцев, то только тогда идет начисление по нормативу. По словам собеседников «Фонтанки» в жилищном комитете, на такой механизм настроена программа ГУП «ВЦКП», которая печатает квитанции для 70% всех горожан: в случае, если ставится галочка напротив строки «прибор учета на поверке/не исправен», то система автоматически считает по среднему. Однако работники жилкомсервиса не уведомили ВЦКП о сбоях в работе узлов учета и ввели показания счетчиков. Только вместо реальных цифр они указали норматив. «Возможно, они опасались, что по среднему им насчитают нули, так как в предыдущие, летние месяцы плата за отопление не взималась», – предполагает собеседник в жилищном комитете.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»