В Петербурге на Чкаловском проспекте, 5 открылся четвертый магазин «Спасибо». Юлия Титова- автор идеи и первая в России создательница чарити-магазинов, перед открытием вряд ли успела заснуть хоть ненадолго – она приехала из Петрозаводска, где участвовала в конференции по молодежному предпринимательству, прямиком на собственную свадьбу, которую устроила в виде рок-н-ролльной вечеринки. Наутро в том же рок—н-ролльном платье и с цветами Юля была уже в магазине- до его открытии оставалось меньше суток.
Я помню, как летом 2010 года мы, сидя во дворе перед дверью в подвал, где открылся первый «Спасибо», затерянный среди многочисленных Советских улиц, говорили с Юлей о том, что же это такое-чарити-магазин. В 2007 году Юля, студентка Университета культуры и искусств, побывав в Лондоне, увидела такой магазин, узнала, что там их 900 на город и решила открыть в Петербурге нечто подобное.
Мы тогда долго рассуждали о добре, благотворительности и благих порывах волонтеров. Думали, как государство может поддержать столь замечательную идею благотворительного магазина. Сейчас Юля избегает этих рассуждений, от государства ничего не просит и платит все по полной – и аренду, и ЖКХ, и все налоги. Стала жестче. Успела после Университета культуры и искусств получить образование и в Высшей школе менеджмента. Записала свой аудиокурс для тех, кто хочет открыть дело, связанное с социальным предпринимательством.
- Юля, что принципиально изменилось за эти четыре года?
- Мы перестали работать с волонтерами, все, кто работает у нас продавцами, уборщиками, сотрудниками на сортировке – студенты, музыканты и так далее – все это наши сотрудники. Такая система позволяет контролировать ситуацию и набирать штат ответственных людей. Мы поняли, что на волонтеров надо не только тратить массу ресурсов, чтобы их найти, научить и потом контролировать, но нередко потом и переживать, что все сделано плохо и переделывать. Я постоянно общаюсь с бизнес-людьми, чтобы они смотрели на то, что мы тут делаем не с точки зрения социалки, а с точки зрения бизнеса и давали ценные советы.
- Например?
- Например, то, что главная задача – максимально увеличивать прибыль, потому что на нее можно сделать любые проекты. А прибыль можно увеличить за счет оборота. Прямо сейчас мы на пороге открытия огромного сортировочного центра, где будем раздавать значительное количество вещей. Но мы не можем пока его открыть, пока у нас не будет дополнительного источника финансирования, поэтому естественно, что нам приходится, буквально убивая себя на работе, открывать еще один магазин. Чтобы он приносил деньги на сортировочный центр. Все завязано между собой, все подчинено стратегическому планированию. Этому я тоже научилась – не просто «от балды» отрыть благотворительный магазинчик. Нам часто такое предлагают в регионах – пишут, приезжайте, открывайте по льготной аренде. Но у нас сейчас в планах не это. И умение построить стратегию позволяет развивать организацию, а не «вляпываться в истории».
- Когда–то у вас была «божеская ценовая политика» – вещи не дороже пятисот рублей. А сейчас?
- Сейчас не так, у нас по-прежнему есть очень дешевые вещи, но у нас есть и хэнд-мейд, мы теперь ведь продаем не только то, что нам принесли граждане. Мы закупаем и дизайнерские вещи, и подарки с сувенирами. Так мы увеличили оборот. Мы сразу поняли, что не надо продавать барахло – его никто не купит. А ценовая политика от 100 до 500 рублей –ошибочна, это тупик. Приходят ведь потрясающие вещи. Вот была недавно смешная история. Нам принесли украшение с очень большими камнями, мы подумали – какая красивая подделка. И поставили его за 300 рублей. А женщина, купившая это украшение, потом пошла к оценщику и там выяснилось, что это действительно старый настоящий янтарь. Оценили ей украшение в сорок тысяч рублей. Если бы мы это знали с самого начала…
- Юля, как сейчас вы сотрудничаете с благотворительными организациями, за что вам говорят «спасибо»?
- Схема та же. Мы принимаем вещи от людей, 90% раздаем. Скоро это будет происходить, как я уже сказала, в новом сортировочном центре в 600 квадратных метров недалеко от метро «Балтийская». Там мы ждем как граждан, так и представителей благотворительных организаций, которым нужны вещи. 10% от того, что нам приносят, мы продаем. Но огромное количество вещей мы даже не раздаем бесплатно, это все идет в переработку, потому что это просто невероятное барахло, люди приносят то, что действительно «нам негоже» – в дырках, катышках и пятнах. У нас 14 точек по городу, куда мы поставили контейнеры для сбора вещей.
А в смысле сотрудничества с благотворителями. Когда начинали, вы помните, что мы помогали московскому фонду «Детские сердца»,потом решили, что логично помогать петербуржцам – поддерживали «Ночлежку» и «Упсала Цирк». Но «Упсала» сейчас очень хорошо развивается, поэтому теперь мы просто дружим. «Ночлежку» поддерживаем – около 300 тысяч в год можем им давать, ведь им всегда нужны деньги, особенно зимой, когда надо содержать пункт обогрева для бездомных. Кроме этого, мы набрали целый пул разных благотворительных организаций, которым мы перечисляем средства в разной пропорции. Суммы небольшие, но организаций много, и для них эти суммы значимы. Прежде всего, это «АдВита», здесь тоже всегда нужны деньги на борьбу с раком. Потом есть такой небольшой фонд «Наташа», который помогает людям с легочной гипертензией. Им вообще сложно искать деньги, потому что специфика – надо объяснять, что это такое, трудно пиарить это дело. Есть еще экологическая организация «Токсовские озера» – там волонтеры, и мы поддерживаем то исследования ученых, то акции. У нас есть еще крутой принцип –каждый наш сотрудник может влиять на то, куда пойдут деньги, и какой-то процент с общей выручки, который бал заработан в его день, может идти в выбранный им фонд или организацию, будь то «Маленькая мама», к примеру, или приюты для животных. В общей сложности мы поддерживаем около 15 организаций. В последние полгода объем помощи им несколько снизился – в мае он достиг ежемесячной отметки в 300 тыс. рублей, но мы «готовились к прыжку» – открытию четвертого «Спасибо» и сортировочного центра, зато потом мы сможем довести сумму отчислений до 600 тыс. рублей ежемесячно.
- У целого ряда известных петербургских благотворительных организаций теперь появились свои линейки сувенирной продукции, вы их берете на реализацию?
-Да, конечно. И сувениры «АдВиты», и центра «Антон тут рядом», и «Ночлежки», и московского проекта искусства особых людей «Наивно? Очень». Но у нас есть еще один важный принцип – в наши магазины могут попасть только те вещи, которые действительно продаются, которые хорошо сделаны и интересны покупателям. Да, мы еще отказались от создания и проведения культурных событий, мы максимально концентрируемся на том, чтобы развиваться, не распыляя себя.
Для нас сейчас действительно суперважно обустроить сортировочный центр, я была в Америке в позапрошлом году и видела там такие центры. У меня идея сделать свою переработку вещей с дефектами, когда машина разрывает ткань на волокна и образует такие волосатые шарики – генерированное волокно. Его потом используют в строительстве – в теплоизоляции и при наполнении матрасов. Вот этим мы будем заниматься в будущем году, к нам уже едет оборудование. Чем больше мы сможем заработать, тем больше сможем облагодетельствовать.
Галина Артеменко
для Фонтанки.ру