Прошлый год был рекордно низким по числу путешественников и трат в лаппеенрантских магазинах. Дно финны наблюдали в феврале 2015 года, после этого на опустевшие улицы Лаппеенранты вновь вернулись гости из России. Как отметил на пресс-конференции в Петербурге мэр города, Киммо Ярва, в апреле 2015 года Лаппеенранту посетили 290 тысяч россиян - больше, чем в марте. В прошлом году, по словам мэра, была обратная тенденция — в марте в приграничном городе наблюдалось большее число туристов, нежели в апреле.
Однако для финских соседей приоритетными являются траты туристов. Мэр Лаппеенранты с радостью заявил, что магазины вновь прочувствовали на себе российскую щедрость, и если в январе-феврале 2015 года соседи оставляли в среднем по 120 евро на человека, то, привыкнув к новому курсу евро, в апреле расходы на человека выросли до 200 евро (в апреле 2014 года - 190 евро на человека). «В целом затраты на поездку не изменились по сравнению с прошлым годом», - заметил Ярва. В подтверждение своих слов градоначальник привел пример: открывшийся в начале мая новый торговый центр Iso-Kristiina за несколько дней посетили 70 тысяч человек. "Как известно, в Лаппеенранте всего проживает 70 тысяч человек", - добавил Ярва. "Мы заинтересованы в том, чтобы курс рубля оставался неизменным, а со своей стороны готовы предложить вдвое больше услуг в сфере туризма", - заверил мэр..
Однако в администрации города до сих пор подсчитывают потери от снижения объёма продаж Тax Tree. Спад начался ещё прошлой весной, а в декабре безналоговые продажи в Финляндии вовсе рухнули. Например, в декабре 2014 года Лаппеенранта обнаружила снижение на 70% (по сравнению с декабрем 2013-го). В целом за 2014 год показатели упали на треть. В январе 2015 года в Южной Карелии (отдельно данных по Лаппеенранте нет. - Прим. ред.) граждане из России совершили покупок по системе Tax Free на сумму всего 2 млн евро - в пять раз меньше, чем годом ранее. Февраль 2015 года не добавил оптимизма - в Лаппеенранте падение составило 45%, в Иматре — 57%. О рекордных показателях июля 2012 года, когда продажи по Tax Free в Иматре и Лаппеенранте выросли на 68% и на 60% соответственно, с ностальгией вспоминают до сих пор. Однако, как отмечала руководитель пресс-службы администрации города Лаппеенранты Мирка Рахман в видеоинтервью на «Фонтанке.fi», цифры Tax Free не отражают действительность, поскольку все больше россиян предпочитают оформлять инвойс, а статистики по этому показателю не ведется.
С 2008-го по 2010 год ежегодно приграничный город посещало в среднем 800 тысяч российских туристов. Наплыв путников, в частности из Петербурга, жители Лаппеенранты заметили в 2011 году (1 млн путешественников). Далее наблюдался бурный рост, и в 2012-м было зафиксировано 1,4 млн человек. 2013 год и вовсе стал рекордным — 2 млн человек. Рухнувший рубль снизил ? турпоток в 2014 году до 1,4 млн.
Оптимистичных прогнозов в городской администрации больше не представляют, но всё же не теряют надежды завлечь петербургского туриста в город. В преддверии турсезона городские информационно-туристические бюро Санкт-Петербурга и Лаппеенранты подписали соглашение о сотрудничестве, по которому города-побратимы намерены обоюдно продвигать свои туристические возможности. В частности, в планах Лаппеенранты — рекламировать событийный туризм и возможности активного отдыха. Главное событие этого лета — Гала-балет в июне. А с точки зрения активного отдыха особое внимание уделяется развитию велосипедного спорта.
Кроме того, продолжается трехлетняя программа по продвижению туристических возможностей Лаппеенранты и Иматры от информационного портала GoSaimaa с бюджетом 3,3 млн евро. Основные инструменты — рекламно-информационные публикации в СМИ, соцсетях, туристических порталах и торговых центрах Петербурга.
В долгосрочных планах у города — возрождение турпотока из России и привлечение новых туристических рынков, в частности китайского. Как заявила корреспонденту «Фонтанки.fi» Мирка Рахман, директор по маркетингу администрации г. Лаппеенранта, после перехода в собственность города аэропорта в июле 2016 года в планах новых владельцев — расширение числа авиакомпаний и обновление маркетинговой политики. С появлением новых маршрутов и новых, совместных с петербургским комитетом по туризму, турпродуктов россиян, в частности петербуржцев, станет больше в приграничном городе, надеются в администрации.
Параллельно в сотрудничестве с Центром по развитию туризма Финляндии Visit Finland разработана маркетинговая программа StopOverFinland, цель которой — начиная с 2016 года увеличить ежегодное число китайских туристов, путешествующих в Финляндии, на 10% - до 600 тысяч. Речь идет о тех, кто прилетает в аэропорт Хельсинки — в Лаппеенранте намерены переманить часть китайцев в свой аэропорт.