Сейчас

-3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-3˚C

Пасмурно, Снег

Ощущается как -5

1 м/с, вос

761мм

91%

Подробнее

Пробки

1/10

Юридический форум превращается в политический

454
ПоделитьсяПоделиться

Петербургский юридический форум, созданный для интеграции России в международное правовое пространство, пока подтверждает ее курс на изоляцию. Премьер-министр Дмитрий Медведев сетует на санкции и констатирует кризис международного права, министр юстиции отбивается от вопросов о фонде «Династия», а представитель Генпрокуратуры критикует героизацию «мелких ничтожных служек дьявола». Тем не менее участники форума верят: изоляции нет, а если и есть, то скоро она закончится.

В Петербурге 27 мая открылся V Международный юридический форум. В нем участвуют больше 80 делегаций – всего 3400 юристов из разных точек света. Международность нынешнего события, впрочем, – вопрос особый. Если еще несколько лет назад на пленарном заседании можно было встретить чиновников из Америки и Великобритании, то теперь эти страны официальных представителей в Северную столицу не прислали. Как и некогда братская Украина. Поддержать нашу страну от лица европейского сообщества приехали министры юстиции Италии и Австрии. Напомним, именно эти государства выступили против расширения антироссийских санкций.

Австриец Вольфганг Брандштеттер в выступлении был весьма дипломатичен. Он, во-первых, поблагодарил Россию за «гигантские усилия Советского Союза, освободившего Австрию от фашизма». Во-вторых, процитировал Достоевского и заметил, что уже прогулялся по связанным с ним местам в Петербурге. В-третьих, вспомнил об "Евровидении".

– В субботу в Вене прошел финал этого конкурса. Я был воодушевлен тем, как Российская Федерация великолепно исполнила свою песню. Для Европы было большим успехом, что Россия участвовала в конкурсе. От этого он стал более привлекательным, – заявил Брандштеттер.

Вдохновитель форума – премьер-министр РФ Дмитрий Медведев оказывал Брандштеттеру ответные любезности в недавно отреставрированном Восточном крыле Главного штаба. Несмотря на трудности в экономике (форум существует за счет пожертвований частных компаний), подготовить здание к встрече удалось роскошно. Гостей встречали инсталляции с фотографиями античных статуй, а внутри накрахмаленными скатертями манили столики.

– Минувший год расширил правовой кругозор жизнью в условиях так называемых санкций. В XX веке наша страна систематически работала в такой ситуации, другое дело, что с тех пор наше законодательство значительно изменилось, – затронул больную тему глава правительства. – Я не считаю санкции хорошим развитием международных торговых отношений. В ближайшее время нам придется принимать решение о продлении или непродлении ответных мер (продуктового эмбарго. – Прим. ред.). Наши действия будут эквивалентными и будут основаны на действиях партнеров из других стран... Речь идет о кризисе международного права.

Из зала Дмитрию Медведеву внимали министры юстиции: Казахстана – Берик Имашев, Таиланда – Пайбун Кумчая, Камеруна – Лоран Эссо. Откуда-то из глубины амфитеатра грозно взирал Ибрагим Раис Альсадати Сейд, генеральный прокурор Исламской Республики Иран.

Иностранные агенты и фашизм

Непросто приходилось и одному из главных организаторов форума, российскому министру юстиции Александру Коновалову. На пресс-подходе ему пришлось отвечать на неудобные вопросы о признанном «иностранным агентом» фонде «Династия» и новом законе, обещающем устранить из России «нежелательные иностранные организации».

– По сути, мы выполняем роль «почтового ящика» для решений других структур – так же, как в случае со списком сайтов, признанных экстремистскими. В связи с этим мы часто оказываемся крайними, нас ругают, что мы неправильно включили кого-то в список, что мы идиоты, что мы враги всего доброго и светлого. Но ошибка в объекте. Мы исполняем техническую роль, – отметил Коновалов.

Напомним: в 2013 году Минюст даже отказывался самостоятельно искать подозрительные организации, чтобы включать их в черный список.

Тем временем замгенпрокурора России Александр Звягинцев читал лекцию о 70-летии Нюрнбергского процесса, где призывал не дать «переписать итоги Второй мировой войны», сетовал на «героизацию фашистов, этих мелких ничтожных служек дьявола» и констатировал: исторические спекуляции используют для политических игр, чтобы «рассорить целые страны».

«Ночь пройдет, наступит утро ясное»

Основная повестка форума развернется 28 мая. В это время выступит глава Конституционного суда Валерий Зорькин. Он известен точкой зрения, что Россия может только выборочно исполнять решения международных судов. И она в последнее время становится все более влиятельной. Сенатор Андрей Клишас и уполномоченный МИДа по правам человека Константин Долгов, тем временем, обсудят «односторонние санкции в многополярном мире».

Впрочем, VIP-гости форума, опрошенные «Фонтанкой», никакого изоляционизма в международной встрече не нашли. А если и нашли, то считают, что он скоро закончится.

– Почему надо изолироваться от международного права? Вся ситуация, которая называется глобализацией, наоборот, стимулирует сближение правовых систем, – отметил профессор СПбГУ, доктор юридических наук Валерий Мусин. – А что касается неисполнения отдельных решений Страсбургского суда, то есть поговорка: исключения только подтверждают общие правила. Мы не будем исполнять лишь то, что несовместимо с нашим публичным порядком. Надо быть осторожней со словом «изоляция».

Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин полагает, что форум как раз «демонстрирует открытость России». Он помогает «выработать формы, которые бы удовлетворяли интересам всех участников международного сообщества».

– Многие процессы, которые происходят в настоящее время на глобальной карте, действительно сложны. Целый ряд решений, которые принимаются в отношении участников международного сообщества, иногда ориентирован на изоляционизм. Однако действия Российской Федерации на это не ориентированы, – уверен депутат.

Сенатор Совета Федерации от Архангельской области Константин Добрынин напоминает, что, хотя многие западные политики проигнорировали форум, на него приехали ученые и практикующие адвокаты, в том числе американские и британские.

– Я слышал, что в кулуарах иностранные юристы говорят: «Коллеги, надо ехать». В те моменты, когда происходит определенная взаимная изоляция, такие площадки остаются единственным мостом, где можно и нужно коммуницировать, – сказал парламентарий. – Изоляция, конечно, не полезна. Она вынужденная в определенном смысле. Но за любой ночью приходит рассвет. Будем надеяться, что мы уже недалеко от него.

А вот бывший глава Высшего арбитражного суда России Антон Иванов пребывал в отличном настроении, о санкциях не тужил и после пленарного заседания о чем-то смеялся с коллегами в фойе Главного штаба.

– Изоляция? Ой, не говорите этого слова, – отреагировал он на вопрос «Фонтанки». – Я всем рассказываю другую историю.

– Какую?

– А вот этого я вам не скажу, – улыбнулся бывший судья и, весело размахивая черным зонтом-тростью, выбежал из эрмитажного здания на залитую солнцем Дворцовую.

Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close