Сейчас

-4˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-4˚C

Пасмурно, Сильный снег

Ощущается как -7

2 м/с, вос

749мм

96%

Подробнее

Пробки

4/10

Милосердие точечного применения

541
ПоделитьсяПоделиться

«Они сами виноваты в своих бедах», «нормальный человек никогда не станет бомжом», - с такими стереотипами в отношении бездомных приходится бороться сотрудникам и волонтерам петербургской благотворительной организации «Ночлежка». 12 июня двери в «Ночлежке» распахнулись шире обычного – чтобы каждый петербуржец смог своими глазами увидеть быт получивших временный приют бездомных. В числе любопытствующих оказался и корреспондент «Фонтанки».

«Они сами виноваты в своих бедах», «нормальный человек никогда не станет бомжом», – с такими стереотипами в отношении бездомных приходится бороться сотрудникам и волонтерам петербургской благотворительной организации «Ночлежка». 12 июня двери в «Ночлежке» распахнулись шире обычного – чтобы каждый петербуржец смог своими глазами увидеть быт получивших временный приют бездомных. В числе любопытствующих оказался и корреспондент «Фонтанки».

В Северной столице есть бездомные. Большая часть из них находится в непростом положении. Но, обратившись в "Ночлежку", они надеются на помощь. Хотя, и там – давно не видевшие ремонта стены четырехэтажного здания на Боровой, 112.

– За аренду здания мы платим по минимальной ставке – примерно 200 тысяч рублей в год, – говорит директор «Ночлежки» Григорий Свердлин, в свое время оставивший ради благотворительности работу бренд-менеджера в крупной компании. – Но и это для нас – существенная сумма, поэтому уже много лет ведем переговоры с КУГИ, чтобы нас освободили от уплаты как социально значимый проект. Но еще большие проблемы для нас – оплата услуг ЖКХ. За воду, электричество и отопление набегает около миллиона рублей в год. И платим мы за все безо всяких скидок и льгот.

Удерживаться «Ночлежке» на плаву помогают в первую очередь гранты от зарубежных благотворительных организаций. Доля их пожертвований составляет порядка 40% от общего бюджета. Один из крупнейших жертвователей «Ночлежки» – благотворительная организация Diakonie Bundesverband, созданная в Гамбурге протестантской церковью. Собранные прихожанами пожертвования идут на петербургских бездомных, голодающих детей Африки и другие благотворительные цели по всему миру.

Другие жертвователи – социально ответственные компании и неравнодушные петербуржцы, поиском которых постоянно занимаются штатные файндрайзеры «Ночлежки». Некоторые предприниматели стали постоянными жертвователями. Одна из петербургских автосервисных компаний оплачивает организации зарплату водителя, другая – ставку социального работника. Есть и сеть мобильных пекарен, которая отдает волонтерам вчерашние булочки для бездомных.

Ночной автобус жизни

Четыре тысячи в год – столько, по данным «Ночлежки», ежегодно умирает бездомных на петербургских улицах из-за холода и болезней. Всего же, по данным волонтеров, на улицах Петербурга находятся порядка 60 тысяч бездомных, что в 20-30 раз превышает официальную статистику Смольного. Ресурсы «Ночлежки» сильно ограничены, и позволяют ежесуточно дать ночлег всего 52 лишенным крыши над головой. Плюс накормить горячим супом и чаем еще 100-200 человек в сутки благодаря работающему с 2002 года проекту «Ночной автобус».

Спасительный для многих петербургских бездомных автобус с горячим питанием курсирует по окраине города пять дней в неделю с 19-ти до полуночи, делая стоянки в Купчино, Лигово, на Васильевском острове и Черной речке. До 2010 года в Петербурге ходили два автобуса «Ночлежки» – на севере и юге города, но из-за нехватки финансов проект пришлось сократить, объединив в один маршрут. Главный источник информации об автобусе – «сарафанное радио» среди самих бездомных.

– СНаши предыдущие автобусы мы покупали подержанными ради экономии,много денег уходило на их ремонт и техобслуживание, – рассказывает координатор проектов «Ночлежки» Андрей Чапаев. – Самый первый наш автобус, «газель», помогли купить наши хорошие знакомые, пожилая немецкая пара, которая на 30-летие своего супружества вместо подарков попросила пожертвовать деньги. А наш нынешний Ford Transit мы купили с помощью давнего друга «Ночлежки» Бориса Гребенщикова. Автобус стоил полтора миллиона рублей, но благодаря одному появлению Бориса Борисовича в автосалоне директор салона разом скинул треть цены.

В двух районных администрациях – Приморской и Василеостровской – «Ночлежке» удалось договориться с чиновниками о частичном возмещении расходов на бензин для «Ночного втобуса». Иногда случаются и бюрократические накладки, тормозящие работу волонтеров.

– В конце прошлого года в одном из районов Петербурга, когда мы собирались ставить зимний пункт обогрева, в последний момент узнали о проблемах с подключением к «Ленэнерго», – рассказывает Андрей Чапаев. – Нам требовалось подключение к сетям для стартера для дизельной тепловой пушки. Районные чиновники, еще три месяца назад обещавшие полный «зеленый свет», развели руками – извините, не предусмотрели. Пришлось самим оперативно собирать кучу бумаг. Решить вопрос с подключением удалось невероятно быстро – за месяц-полтора. И то, в «Ленэнерго» мы быстро решили вопрос благодаря помощнице одного из начальников, работавшей у нас волонтером.

Потребность доброго дела

Две трети всей нужной «Ночлежке» работы делают волонтеры, для которых делать добрые полезные дела – такая же потребность, как дышать. Максим Зубко работает волонтером в «Ночлежке» уже полтора года. Излучающий витальную энергию, облаченный в велосипедное трико, Максим в обычной жизни – ревизор в крупной компании, успевает волонтерить и в благотворительном фонде помощи детям «Польза».

– Одним январским вечером мне показалось, что у меня как-то маловато загрузки. Всегда хотелось проводить свободное время с максимальной пользой для других. Побродил по интернету, наткнулся на сайт «Ночлежки» – им всегда требуются волонтеры. Еще свою роль сыграло давнее увлечение восточной культурой: по индийской философии, кормить бездомных – одна из высших добродетелей. Вот так и вписался, – рассказывает Максим.

Раз в неделю он, как и другие волонтеры, тратит весь свободный вечер на поездку с «Ночным автобусом», раздает хлеб и чай.

– Чаще раза в неделю Григорий (Свердлин) не рекомендует – можно быстро психически выгореть. Все-таки бездомные – люди сложные, кто-то психически болен, у кого-то плохое настроение, – пожимает плечами Максим.

Взрослые бездомные сами по себе обычно выглядят малопривлекательно. Во многом поэтому помощь им идет в разы меньше, чем, например, детдомовским детям.

– К сожалению, в нашем обществе сильны предрассудки в отношении бездомных. Многие люди считают, что бездомные сами виноваты в своих неудачах, что нормальные люди никогда не станут так называемыми «бомжами». Большинство людей не подозревает, насколько тонка грань, отделяющая обычную жизнь от бездомности, – говорит специалист по связям с общественностью «Ночлежки» Влада Гасникова.

По статистике «Ночлежки», 35% бездомных оказались на улице из-за конфликта в семьях, 24% лишились жилья по вине «черных риэлтеров». Злоупотребление алкоголем во многих случаях становится лишь дополнительным катализатором падения на социальное дно и доступнейшим средством спастись от холода.

– По нашим наблюдениям, в последние пару лет растет число бездомных, лишившихся жилья из-за махинаций, в том числе со стороны родственников. За эти годы нам пришлось услышать от подопечных немало диких историй, когда подросшие дети выгоняют престарелого родителя на улицу. Или даже когда родители выгоняют повзрослевшего сына, – говорит Григорий Свердлин.

Одно из важнейших направлений организации – социальная реабилитация, или, проще говоря, помощь в возвращении бездомного к нормальной жизни. Социальные работники «Ночлежки» сопровождают подопечных в поликлиники, ФМС и другие бюрократические инстанции, помогают в поисках работы.

– Обычная схема – когда человек устраивается на низкооплачиваемую работу и снимает койку в общежитии. Есть у нас и бывшие подопечные, которые берут квартиру в ипотеку, но это, конечно, единичные случаи, – рассказывает Свердлин.

Достучаться до обывателя

Ломать общественные стереотипы в отношении бездомных «Ночлежке» удается медленно, но верно – во многом благодаря медийной поддержке друзей «Ночлежки» из числа именитых музыкантов – Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, Максима Покровского. В конце прошлого года музыканты снялись в мультипликационном ролике в поддержку «Ночлежки», исполнив песню «Ой, мороз, мороз», благодаря которому организация обрела всероссийскую известность. В октябре в четвертый раз пройдет музыкальный фестиваль «Ночлежка фест», на котором музыканты поют бесплатно, а все средства от продажи билетов идут на помощь бездомным.

Штурмует «Ночлежка» креативом и интернет. В 2013-м резонанс в соцсетях вызвала сделанная волонтерами серия граффити на временных заборах. Одна из них, изображавшая кутавшегося в тряпье старика, сопровождалась надписью, стилизованной под известную табличку блокадного Ленинграда: «Граждане! При нашем равнодушии эта сторона жизни наиболее опасна». После этой акции посещаемость сайта «Ночлежки» выросла в 12 раз, а объем переведенных через sms и интернет-платежи пожертвований – в три раза по сравнению с прошлым месяцем.

Текущий кризис не мог не сказаться на объеме пожертвований. В прошлом году «Ночлежке» удалось собрать 21 миллион рублей на помощь бездомным. В этом году активисты надеются, что объем пожертвований хотя бы останется на прошлогоднем уровне.

– В последние месяцы мы вели переговоры с рядом крупных российских компаний. К сожалению, большинство из них закончились неудачно – социальные программы бизнеса сворачиваются из-за сложной экономической ситуации, – говорит Григорий Свердлин.

Из-за резкого охлаждения отношений России с Западом появились сложности и с зарубежным финансированием. Причем эта тенденция, по словам Свердлина, началась за несколько лет до украинско-крымских событий.

– В глазах многих зарубежных жертвователей Россия – богатая страна, торгующая нефтью и газом. И, когда встает выбор между помощью Африке и петербургским бездомным – выбор для многих очевиден. Приходится убеждать, объяснять, что у нас ситуация не настолько благополучна, как может казаться из-за границы, что есть сложности с распределением государственных доходов, – поясняет глава «Ночлежки».

Правоохранительные органы пока не осчастливливали своим вниманием «Ночлежку» как потенциального «иностранного агента». Но в организации морально готовы к их приходу в свете событий последнего года.

– Сама возможность внезапного явления правоохранителей, когда у тебя могут в короткие сроки потребовать массу бумаг, сильно деморализует. Мы знаем, что в «иностранные агенты» уже записали наших друзей из петербургского Центра развития некоммерческих организаций, и морально готовы к их приходу. Если же однажды по каким-то причинам мы лишимся зарубежного финансирования, то это, конечно, не приведет к парализации работы «Ночлежки». Но мы будем вынуждены закрыть ряд проектов, включая «Ночной автобус» и мобильные пункты обогрева, оставить лишь ночлег в нашем здании. К сожалению, у нас нет ощущения, что мы с государством делаем общее дело. Есть ощущение вязкого бюрократического противодействия.

Артем Пироговский

Фото автора и из архива РБОО «Ночлежка»

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.