Режиссер Федор Бондарчук, председатель совета директоров «Ленфильма», представил на Петербургском экономическом форуме новый проект – «Ленфильм-парк». В ближайшие 5 лет на Неве должен появиться аналог Universal Studios Hollywood в Лос-Анджелесе – бутафорский город с ресторанами и магазинами. «Фонтанка» поговорила с режиссером о настоящем и будущем «Ленфильма».
«Ленфильм» представил проект новой киноплощадки «Ленфильм-парк». На 5,2 га студия планирует построить новые склады, павильоны, производственные площади, а также – небольшой бутафорский город. По аналогии с американским Universal Studios Hollywood улицы из декораций должны стать развлекательным пространством для горожан с кафе, магазинами и аттракционами. При этом финансирование проекта – 4,1 млрд рублей должно стать сугубо частным. Министр культуры Владимир Мединский уже заявил журналистам, что не планирует поддерживать проект финансово. «Фонтанка» расспросила Федора Бондарчука, председателя совета директоров «Ленфильма», о планах и состоянии студии.
- Федор Сергеевич, когда проект «Ленфильм-парка» может быть реализован?
– Мы хотели бы хоть завтра, но вряд ли это получится. Идея его создания пришла в первую очередь от города. Не скажу, что реализовать ее сложно, но есть путь, который нам придется пройти. Наш главный ресурс – площадка на улице Тамбасова. Она не использовалась для съемок около 30 лет. И к нашему приходу на студию (в октябре 2012 года. – Прим. ред.) 20 га ужались до 10. Мы благодарны городу за то, что этот участок перевели под жилое строительство, тем самым увеличив стоимость земли. Далее мы или отдадим городу, или продадим ее и погасим кредитные обязательства перед ВТБ (кредитная линия была открыта на сумму до 1,5 млрд рублей). А на оставшиеся средства – получим новую площадку. Путей реализации этого проекта много. Надо просто выбрать наиболее эффективный.
Мне радостно, что идею создания некоего кинематографического «места силы» поддерживает Александр Сокуров. Он часто выступает с критикой или, не вдаваясь в детали, комментирует не совсем правильную информацию. Но в этом случае мы достигли абсолютного понимания.
- Александр Сокуров два года назад нещадно критиковал вашу концепцию развития студии. Как вы оцениваете ее реализацию?
– Мы не осознавали размеры и глубину проблем, когда мы приходили на «Ленфильм». В прошлую зиму студия была в прямом смысле на грани заморозки. Это был самый тяжелый период. Кредиторы возникали как грибы. И иногда нужно было заплатить 900 тысяч рублей за уборку снега летом. Но сейчас нам удалось погасить практически все долги. Хотя на данный момент мы выбрали не всю кредитную линию.
Мы привели в порядок павильоны, коммуникации, крыши, сделали цех, светобазу, купили машины и генераторы, успели заказать и ждем сейчас новое световое оборудование и камеры для съемочного процесса. Студия работает, на ней снимают кино и фильмы для телевидения. Главное, что нам удалось сохранить всех творцов – режиссеров, сценаристов, сохранить петербургское наследие.
- В мае "Фонтанка" сообщала, что «Ленфильм» проверяет экономическая полиция, министерство…
– Да, проверки были. За время нашей работы прошло 47 проверок разных ведомств. А до этого, по-моему, две.
- С чем связан такой интерес?
– Наверное, с желанием поучаствовать в процессе.
- Каковы ваши планы по развитию студии в ближайшее время?
– Я, как менеджер, заинтересован в том, чтобы студия просто работала эффективно. И в том, чтобы завершить реконструкцию. Нужно завершить обустройство сквера, ремонт входной группы, павильонов, дооснастить студию оборудованием. Сейчас на «Ленфильме» постоянно идут съемки. Закончена картина Снежкина «Контрибуция», по ней будет сделан большой телевизионный сериал. Это такое пиршество вкуса нового «Ленфильма». Это радость – смотреть такой материал. Плюс мы доделали картины, которые достались нам со времен бюджетной поддержки города.
- Сейчас многие критикуют Минкульт за методику распределения субсидий для съемок фильмов, за попытки регулировать кинопрокат. Что вы думаете о государственной политике в сфере кинопроизводства?
– Государственную политику критиковали всегда и будут критиковать. И это правильно. Но если вы помните более прозрачную систему получения государственного финансирования, – скажите мне. Я не помню. Никогда не было ни онлайн-трансляции питчингов, ни открытых смет. Многие кричат по поводу введения квот для российского кинематографа. Но от этой идеи отказались. Более того, министр впервые встречался с представителями американских кинопроизводителей - Universal Pictures International, Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing. Мы находим общий язык. Во всяком случае, пока никто про квоты не говорит.
- То есть проблем никаких нет...
– Проблем тьма. Но просто в отличие от других времен сейчас идет более прозрачный и открытый диалог.
Беседовала Антонина Асанова, "Фонтанка.ру"