Не можешь изменить курс доллара - научись жить с ним: к этому сводятся советы экспертов по части кризиса, полученные "Фонтанкой" от экономистов, социологов, финансовых аналитиков и просто успешных людей, знававших времена и похуже нынешних.
У большинства наших сограждан в кризис совершенно нет проблем с деньгами. Потому что нет собственно денег. Проблема, куда вложить энную сумму, у них давно решена: в кассовый аппарат ближайшего супермаркета. Только хотелось бы сделать это с максимальной отдачей. А вот кто сегодня люди несчастные – это бизнесмены: им приходится решать проблему выбора стратегии, которая позволит бизнес не потерять. А в идеале даже приумножить. Как – советуют собеседники "Фонтанки".
Шик за 3 копейки
Шикономия: вот чем предлагает заняться нам экономист, кандидат наук, бизнес-тренер Ирина Хакамада.
– Шик остаётся, а денег вы тратите меньше, – объясняет она свой неологизм. – В кризис нужно начать экономить, не ухудшая при этом качества жизни.
Так, уверена она, бывает, если придерживаться определённой тактики. Отказываться не придётся даже от путешествий.
– Продукты покупать на рынке дешёвые, но выдерживая баланс питания, не есть одну картошку, – приводит она методику. – Если есть машина – можно продать и купить подешевле. Продолжать путешествовать – но найти новый способ. Например, отыскать возможность жить в путешествии бесплатно, договорившись с кем-то об обмене. Летать лоукостерами. Перестать покупать бумажные книги – в Интернете намного дешевле. В кино и в театр продолжать ходить, но не на премьеры, а места брать подальше, это дешевле.
И, заключает Ирина Хакамада, тихо ждать.
– Настраивать себя надо на одно: всё проходит, как было написано на кольце у царя Соломона, – продолжает она. – Пройдёт и кризис. У вас нет забот, поэтому нечего вам об этом кризисе думать. Вам главное – не просто выжить в кризис, а выжить красиво. Получая удовольствие от жизни.
Человеку, живущему от зарплаты до зарплаты, сегодня лучше всего: ему нечего терять. Другое дело – те, кому не повезло иметь сбережения. Как бизнес-тренер сегодня и политик в прошлом, Ирина Хакамада советует им: политическую ситуацию надо не ругать, а использовать.
– Если видно, например, что спросом сейчас пользуются дешёвые продукты, можно вместе с друзьями затеять какой-нибудь фермерский проект, маленький ресторанчик, небольшую торговую точку, – предлагает она. – Надо поискать, где сегодня есть спрос.
Один знакомый Ирины Хакамады, имени которого она не называет, к началу прошлого кризиса был успешным предпринимателем – и потерял бы всё, что напредпринимал, кабы не фантазия.
– У меня есть знакомый, который торговал дорогими машинами, – рассказала Ирина Хакамада "Фонтанке". – Во время кризиса их скупали богатые люди, а потом спрос просто сдох. И тогда он использовал автомобильную краску, чтобы создать предприятие по покраске старой мебели. Вам, например, мебель надоела, а покупать новую вы не хотите. Мне он покрасил кухню. Пришли ребята с его предприятия, сняли кухню, всю её почистили, а потом перекрасили под металл, а холодильник – в такой ярко-красный сочный цвет. Получилось – просто ах! И стоило три копейки.
Бескризисные 6 соток
Доктора экономики, профессора СПбГУ Геннадия Алпатова "Фонтанка" застала на даче. Совет по антикризисным мерам лежал у него под ногами – в прямом смысле.
– У нашего народа есть большой опыт, как пережить кризис, – напомнил он. – В 1992 – 1994 годах что спасло людей? Личное подсобное хозяйство. К сожалению, у нас участки небольшие, по 6 соток. Будь они побольше – людям вообще было бы на этот кризис наплевать. Потому что больше 50 процентов расходов – это продовольствие. А когда есть что есть – всё остальное уже идёт веселее.
Напоминание о начале 1990-х, считает профессор, сейчас очень уместно: как раз к ним мы и возвращаемся. А тогда, как он заметил, "очень успешную стратегию в бизнесе демонстрировали профессиональные биржевые игроки". Профессионалами они становились, если верить ему, не от хорошей жизни.
– Один мой знакомый, преподаватель, в начале 90-х просто голодал, – рассказал Геннадий Алпатов. – Однажды он заметил, что ваучеры, которые тогда продавали очень многие, в одном районе Петербурга стоят дороже, чем в другом. Он купил в одном – в другом продал. Так он ходил часов шесть подряд. И заработал на килограмм колбасы и батон. Он продолжил заниматься розничной перепродажей ваучеров, а в итоге стал успешным биржевым брокером.
Не пролетит
Социальный психолог, директор фонда "Институт посткризисного мира" Екатерина Шипова считает, что главное во время кризиса – жить по средствам. В этом, по её мнению, равны частные граждане и компании.
– Первое, и очень важное, правило – не брать кредитов, – объясняет она. – Рассчитывать только на те доходы, которые есть. А они ведь сокращены, жизнь подорожала. Поэтому очень важно начать вести некое элементарное планирование. У вас есть основные расходы, без которых нельзя обойтись, что-то, например, надо оплатить. Исключив их и видя, что остаётся, вы уже планируете, что можете себе позволить.
Второе правило от Екатерины Шиповой – это "можете себе позволить" сократить.
– Можно найти продукты дешевле, можно найти более дешёвый способ добираться до нужного места, можно найти дешевле услуги, – продолжает она. – Да, это требует усилий. Возможно, придётся порыться в Интернете, поспрашивать у знакомых.
Но сокращать расходы – это всегда ужасно неприятно. Поэтому дальше Екатерина Шипова выступает уже как психолог.
– Кризис – не конец жизни, – уверяет она. – Не её понижение и не лузерство. Это просто временная проблема. Бывает же, что зуб болит? Это временная проблема. Или купил крупную вещь – и какое-то время надо экономить. Вот и к кризису надо отнестись как к некоей временной проблеме. Не надо думать о том, сколько она продлится. Она – временная. Она закончится – и всё будет опять отлично.
Точно так же, по её мнению, должны действовать предприниматели: всё, что можно, – сократить.
– Безжалостно, без всякой надежды на "авось пролетит", – жестоко говорит психолог. – Потому что не пролетит.
Даже во время кризиса, убеждена Екатерина Шипова, можно найти на рынке свою нишу. И это она говорит уже не как психолог, а по собственному опыту.
– Фирма, в которой я когда-то начинала работать на позиции замдиректора, открылась прямо в кризис 1998 года, – рассказывает она. – И стала очень успешной. Мы просто нашли удачную стратегию на рынке. Тогда были востребованы так называемые public relations и социологические исследования. Предложений на рынке было достаточно, но это в Москве. В регионах их было мало. А московские цены были завышены. Мы стали предлагать более широкий спектр услуг и более демократичные цены, ориентируясь на регионального потребителя.
Сейчас от услуг таких компаний как раз в первую очередь все отказываются с началом кризиса. Но и сейчас, уверена Екатерина Шипова, свои ниши найти можно.
– Они есть в интернет-бизнесе, – предлагает она. – Торговые, поисковые и другие похожие проекты имеют минимальные издержки, но людей привлекают. Потому что люди сейчас, начав экономить, больше пользуются услугами, предлагаемыми через Интернет. Это просто огромное поле. Если вы посмотрите сейчас списки лучших стартапов, то восемь из десяти – это интернет-проекты.
Деньги зарыть в землю
Финансист Всеволод Лобов, глава аналитического отдела Инвестиционной компании "Доходъ", считает, что кое у кого есть шанс пережить кризис, не снижая пресловутый уровень потребления.
– Сохранить уровень потребления – значит отыграть инфляцию, – объясняет он. – Это возможно, если вы работаете в отрасли, ориентированной на экспорт. Химия, нефтепереработка, металлургия. Такие компании получают основную выручку в долларах. Там, если даже у вас небольшая зарплата, то делать ничего не надо, у вас должна произойти индексация зарплат. Не на всю величину падения рубля, но хотя бы на уровень инфляции.
Если вы с нефтью или металлами дел не имеете, то дела ваши пойдут сильно хуже, и тут способ выжить один: считать и экономить. Если, добавляет Всеволод Лобов, нет сбережений. Если они есть – знайте: чёрный день, на который вы их копили, настал.
– Уже можно начинать тратить сбережения, – разрешает финансовый аналитик. – Острая фаза кризиса продлится не больше года. Нефть стабилизируется на уровне от 30 до 50 долларов за баррель, и весной будущего года рубль даже начнёт укрепляться. Поэтому сейчас можно тратить. Но при этом рассчитывать сбережения так, чтобы они все не ушли до весны. Чтобы уровень потребления снизился минимально возможно, но какие-то накопления остались.
Что касается бизнеса, то сейчас, считает Всеволод Лобов, хорошее время, чтобы зарывать деньги в землю. В смысле – инвестировать их в сельское хозяйство.
– Надо найти отрасль, где снизилась конкуренция, – советует он. – Например, производство овощей. Или молока. Здесь можно выручить гораздо большие деньги, чем в условиях, когда был импорт.
Правда, добавляет аналитик, тут есть риск: санкции могут отменить, и тогда конкуренты опять появятся. Но "санкционных" лет пять, считает он, у сельхозпроизводителей есть.
Примером в корне неправильной бизнес-стратегии финансист считает практику многих сегодняшних производителей, которые, обрадовавшись санкционному оттоку конкурентов, уронили качество своей продукции. Очень скоро мылообразный сыр аукнется мыловарам.
– В конце концов, мы перестанем покупать какие-то продукты не потому, что дорого, а потому, что они нам не нравятся, – убеждён Всеволод Лобов. – Мы всё-таки не на той стадии, на которой можно привыкнуть к плохому качеству.
Красота залог здоровья
Владелица консалтинговой компании "Центр коммуникаций" Екатерина Киян верит, что кризис – это прекрасно: он позволяет "обратиться к общечеловеческим ценностям", среди которых еда не числится.
– Нужно развивать компетенции в своей профессиональной сфере, – рекомендует она. – Заниматься самообразованием, читать, знания украшают. Здоровый образ жизнь, спорт – и вы сможете пережить любое время. Самообразование не требует никаких дополнительных средств. Читательский билет в библиотеку не стоит ничего. Прогулки на свежем воздухе, бег – для всего этого совершенно не нужно денег.
Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"