Если взглянуть на завершившийся в Хельсинки очередной Slush как на модель финского high-tech сектора в миниатюре, станет очевидно, что игровая индустрия занимает в нем столь же важное место, как чистые технологии и ИКТ. За 20 лет гейминг в Финляндии превратился из хобби небольшой компании компьютерных гиков в неплохую статью экспорта и бюджетных доходов. Достаточно вспомнить, что по итогам 2013 года больше всего налогов в финскую казну принесли развлечения: разработчик мобильных хитов Clash of Clans и Heyday, компания Supercell, заплатила 345 млн долларов, заявив, что не собирается, как многие корпорации типа Apple, оптимизировать свою налогооблагаемую базу, потому что «Хельсинки – лучшее место для игрового бизнеса».
- Какие главные тренды вы бы выделили в финской игровой индустрии?
- Во-первых, за последние 4 - 5 лет появилось очень много стартапов, новых команд разработчиков - открылось около 200 компаний. Всего в индустрии работают около 280 компаний. Кроме того, примерно половина из этих стартапов – second round start-ups, то есть компании, открытые людьми, у которых уже был игровой бизнес. Кстати, Supercell – как раз такая компания, ведь Иллка Паананен до того, как открыл Supercell, был CEO в Digital chocolate. Начинать бизнес, когда уже есть опыт, гораздо проще, а шансы получить финансирование и доступ к пользователю – выше.
Еще один тренд – довольно большой объем финансирования, которое получают финские игровые компании: 70 млн евро в течение последних двух лет, 1,8 млрд евро в течение последних 4 лет. Много денег для маленькой индустрии! При этом значительная доля финансирования идёт из азиатских стран и азиатских венчурных фондов. Успех Angry birds привлек к финским игровым студиям внимание международных венчурных инвесторов, что способствовало еще более активному развитию отрасли.
Третий тренд – новые платформы для игр: виртуальная реальность, smart-watch.
И последнее: отрасль стала гораздо более зрелой, гораздо более профессиональной, более бизнес-ориентированной. Старейшим компаниям, таким как Remedy (авторы первого финского хита – игры Max Payne. - Прим. ред.), в этом году исполнится 20 лет. Раньше акцент был, собственно, на разработке игр, теперь компании, особенно second-round start-ups, хотят большего - развивать игровой бизнес, а это принципиально другой подход.
- Как думаете, есть ли роль государства в успехе финских игр?
- Фонд Tekes финансирует финскую игровую индустрию с 1998 года, в меньшем масштабе, чем сейчас, но тем не менее. В 2012 году Tekes открыл Skene – первую инвестиционную программу, специально разработанную для поддержки игровых стартапов. Когда Skene только запустили, годовой оборот индустрии составлял примерно 250 млн евро, в 2013-м цифры подскочили до 900 млн, в 2014-м – до 1,8 млрд. Не нужно быть гениальным экономистом, чтобы понять, прибыльна эта отрасль для инвестора или нет.
- Когда наступил момент, что государство сочло разумным рисковать деньгами своих налогоплательщиков и вкладывать их в такой легкомысленный и ненадежный бизнес? Это же не сфера чистых технологий, «белая и пушистая» с точки зрения социальной и политической.
- Так игры тоже экологически чистая технология! Игры – это развлечение! Вы можете себе представить серьезное государственное учреждение, которое инвестирует деньги налогоплательщиков в развлечения? Tekes же не только в игры инвестирует, он в нанотехнологии гораздо больше вложил, чем в игры, да и в чистые технологии тоже. Не знаю, что двигало людьми в Tekes, когда они решали отрыть программу. Полагаю, решили дополнить инвестиционный портфель потенциально прибыльными проектами и не прогадали. В играх нет ничего такого, что может оттолкнуть инвестора, – это такой же бизнес, как любой другой. Многие государства вкладывают бюджетные деньги в вооружение и другие негуманные производства, а этическая сторона таких решений никого не волнует.
- Не кажется ли вам, что игровая индустрия похожа на пузырь? Вспомните, как «выстрелила» и исчезла Zynga, да и Rovio сейчас не лучшие времена переживает.
- Мой совет: рассматривая индустрию, анализируйте ее целиком. Не просто отдельные компании, а всех 280 игроков. Rovio не так плохо чувствует себя: посмотрим, как пойдет их мультфильм в следующем году. Может, даст новый импульс. Мы в Финляндии не компании развиваем, а экосистему, в которой успех таких компаний, как Rovio и Supercell, становится возможным. Наша цель – создать среду, в которой отрасль будет процветать.
Посмотрим более глобально: в 2003 году, когда мы открыли Neogames, отрасль в глобальном масштабе стоила 25 млрд долларов, сегодня – 80 млрд, и рост продолжается.
- Как сделать так, чтобы бренд жил долго? Финские мобильные игры смогут продержаться так же долго, как Warhammer, которому уже 20 лет, и годы его не берут?
- Вспомните "Супер Марио" – ему лет 30 уже, а забвение все не приходит! Tomb raider – то же самое. Angry birds уже 6 лет, что тоже немало. Игровые бренды довольно устойчивы. Не все, конечно, но "злые птицы" уже неплохо держатся, механизмы ведь те же, что в мультипликационной индустрии. Вспомните, сколько лет Микки-Маусу? Rovio ведь удалось сделать из своей игры целое явление, и мы скоро увидим и другие бренды, построенные на основе игр и игровых персонажей.
А Гарри Поттер? Джоан Роулинг рассказывала сказки своему сыну, потом написала книгу, несколько лет прошло, прежде чем издатели заключили с ней контракт. А после успеха книги моментально включились механизмы, которые монетизировали этот успех и вывели его за пределы литературы.
- Что будет следующим большим финским хитом?
- Без понятия. В AppStore сейчас 2 млн приложений, 1,2 из которых – игры. Что выстрелит? Никто не знает.
- Сейчас многие финские успешные бизнесмены утверждают, что упадок Nokia в итоге позитивно сказался на финской экономике. Что скажете?
- Начнем с того, что именно из-за Nokia финская игровая индустрия так сильно сконцентрирована в мобильных устройствах. 85% компаний разрабатывают мобильные игры. Компании Nokia Финляндия обязана отличными инженерами, пониманию, как продвигать продукт на глобальном рынке, как строить международный бизнес. Может, роль Nokia несколько преувеличена, но, несомненно, она велика.
- Нанимают ли финские компании российских разработчиков?
- Не скажу конкретно про россиян, но, например, в Remedy 40% работников – не финны. В Supercell работают люди из 33 стран. 50% новых сотрудников high-tech компаний приезжают в Хельсинки из-за рубежа. Игровой бизнес абсолютно глобален: нет никакой разницы, откуда ты, какого пола, какой сексуальной ориентации, религии, важно - что ты умеешь. Кстати, бывший CEO Remedy теперь возглавляет белорусскую Wargaming (Wargaming – разработчик игры World of tanks. - Прим. ред.)! И эти примеры лишь подтверждают мои слова о том, что отрасль эта не имеет границ.
- Как вы относитесь к независимым разработчикам, которые собирают деньги на свои игры на краудфандинговых платформах?
- Да, это один из способов, он, безусловно, имеет право на существование. На заре финского гейминга для большинства разработчиков игры были хобби, а не источником заработка. И кстати, одна из примечательных особенностей нашей индустрии – многие до сих пор разрабатывают игры ради удовольствия, не ради денег.
- Чем ценно игровое сообщество, которым финские разработчики так восхищаются?
- Ну да, сообщество действительно уникальное. Финский гейминг родился внутри очень тесной компании, где все друг друга знали, ходили в одни и те же пабы, делились кодом, тестили продукты друг друга. Многие финские новые индустрии родились и развивались по такому сценарию. Сообщество разработчиков игр - примерно 2500 человек. Они все еще знают друг друга если не лично, то через одного. Каждый месяц они встречаются и постоянно общаются.
У нас маленькая страна, 5 млн жителей – это даже не внутренний рынок, это капля в море. За такой рынок нет ни малейшего смысла бороться друг с другом. Гораздо больше пользы от сотрудничества в рамках сообщества и конкуренции за пределами Финляндии. Очень прагматичный, очень финский подход! Индустрия решила, что главное для нее – это дружеское сообщество, не конкуренция.