Десятилетия советского товарного дефицита сформировали у граждан СССР очень сильное стремление обязательно владеть всем, чем только можно. И хотя реально было взять напрокат довольно большой ассортимент вещей, этим пользовались только в крайнем случае — считалось важным иметь "свою вещь". Однако "загнивающий" Запад, не переживший эпохи тотального дефицита, уже успел наиграться в эти игрушки. И в начале нового тысячелетия стал формироваться новый взгляд на вещи — стало ясно, что если вещь не используется — ее ценность теряется. Чтобы скомпенсировать эту потерю, вещь надо использовать как можно интенсивнее. Тут и появляется понятие "совместное потребление".
Еще в 70-ые годы ХХ века американцы обратили внимание на то, что огромные автомашины, создающие пробки в американских городах, везут одного — максимум двух человек. Тогда же появилась и идея покупки времени отдыха на курорте, известная как таймшеринг. К сожалению, на постсоветском пространстве эта идея оказалась здорово скомпрометированной из-за многочисленных жуликов, которые продавали одураченным людям несуществующие права на отдых. Но с выходом в социальные сети появилось понятие "онлайновой репутации", что обеспечило рост доверия к незнакомцам “в реале”. Все это вместе и привело к тому, что старые идеи стали приобретать новую жизнь.
Водители и пассажиры
Новой возможностью для туристов стала система BlaBlaCar. Это странное название возникло из за определения степени разговорчивости попутчиков — bla (неразговорчивый), bla-bla (нормальный) или bla-bla-bla (болтливый).
По сути дела это закрытая социальная сеть водителей и их попутчиков. Создатель этого стартапа Фредерик Мазелль рассказывает, что идея такой сети возникла случайно, от безысходности, когда он увидел, что из Парижа уезжают пустые автомобили, тогда как на вокзалах нет билетов.
Водители ищут компаньонов, чтобы сократить расходы на топливо и весело, в разговоре, провести время. Попутчики ищут водителя, чтобы сэкономить на расходах и отправиться в дорогу в удобное для себя время. И водители, и попутчики отмечают в своих профайлах, как они относятся к музыке, курению и домашним животным. Говорят, что есть ценители поездок с «табачком» - просто никуда более их не пустят. Впрочем, собачникам и кошатникам тоже проще договориться с частным водителем. При этом в момент регистрации нужно разместить свое фото (система строга и не все фото принимает), номер телефона и электронную почту. После верификации рядом с вашим именем появится подтверждение, что ваши реквизиты подтверждены. Указанную системой сумму вручаешь прямо водителю. Это не плата за проезд — это твоя доля в расходах на топливо — и всё.
Примечательно, что расчет взноса осуществляет сама система, исходя из класса авто и расстояния между конечными точками маршрута. Например, из Риги в Питер в октябре можно было доехать в отличном новеньком авто за 15 евро или в видавшем виды — за 8. Прокатившись, стоит оставить отзыв о водителе.
Сам автор статьи испытал удобства Blablacar'а на себе, сначала вознамерившись отправиться из Риги в Таллин, а затем из Риги в Питер. Поездка проходила на новом авто, водитель был уверенным и аккуратным, и пассажиры были доставлены до удобных станций метро. Все это удовольствие обошлось в 14 евро, и заняло времени меньше, чем на рейсовом автобусе.
Поездка из Питера в Хельсинки стоит в два раза дешевле (450 - 650 рублей), и в день на данном направлении может быть до полутора-двух десятков предложений. До приграничной Лаппеенранты подбросят всего за 110 - 390 рублей, а до Иматры цены варьируются от 200 до 790 рублей.
Российское отделение BlaBlaCar за 10 месяцев работы получило более 1 млн пользователей. В компании полагают, что именно обвал рубля и стремление сокращать расходы заставили россиян внимательнее взглянуть на новые предложения.
Квартиры и квартиранты
После того как вы добрались до нужного города, нужно где-то остановиться. И тут поможет другая система "совместного потребления" - Airbnb. Этот сервис, появившийся в 2008 году в Сан-Франциско, сейчас оценивается в 25 млрд долларов, и он по сути представляет собой площадку, на которой встречаются владельцы жилья и желающие его снять. Здесь уже учитывается коммерческий интерес владельца жилплощади, да и сам Airbnb оставляет себе в качестве комиссии до 12% от стоимости ночлега.
Этот сервис удобен тем, что позволяет снимать не только целиком квартиру — но и комнату, что с одной стороны дешевле, с другой — как-то веселее. Все же получается, как если бы вы приехали в гости к друзьям — не очень знакомым, но все же и не совсем чужим: ведь сначала вам надо списаться с хозяином по электронной почте и обговорить детали.
В молодости так ездить легче, поэтому неудивительно, что этот сервис пользуется большой популярностью у жителей европейских столиц, в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Мельбурне и Сингапуре. Постепенно входят в списки популярных направлений и российские столицы — по данным делового агентства Bloomberg, в минувшем году российский сектор Airbnb вырос более чем в два раза, и Москва вошла в топ-10 самых популярных городов, где путешественники ищут квартиры как более дешевую альтернативу отелям, что для Москвы крайне актуально.
В Петербурге можно снять отдельную комнату на католическое Рождество в диапазоне цен от 800 до 3000 рублей за ночь — цена, как всегда, зависит от места и комфорта. Если поехать в Ригу в начале января, то цена за отдельную комнату будет варьироваться в несколько более широких пределах — от 1100 до 5000 рублей. Цены в Хельсинки на те же дни и с теми же условиями начинаются с более высокой планки — примерно 2000 рублей за ночь, а вот верхний уровень такой же, как в Риге. Разумеется, цены меняются и во времени — от сезона и наплыва желающих.
О своём опыте рассказывает редактор "Фонтанки" Алина: "AirBnb я открыла для себя после известных событий с рублем. В качестве пробного шара выбрала Финляндию, найдя в Хельсинки недорогую комнату в районе Пасила за 45 евро в сутки. Выбор помогли сделать восторженные отзывы других постояльцев и неслыханная для Финляндии щедрость - разрешение курить на балконе. Сам хозяин, который по странному совпадению оказался журналистом финского новостного агентства STT, жил во второй комнате. Квартира оказалась очень ухоженной и опрятной, а хозяин гостеприимным. Напоив меня кофе и объяснив, что у него тут к чему и как включается, он буквально испарился, оставив мне фильтры для кофеварки и большой пакет с кофе. Для меня он оставался практически невидимым, и было полное ощущение, что я живу в квартире одна. В следующую поездку в Хельсинки я снова хотела поселиться у него, но, увы, все было забронировано на месяц вперед".
Сейчас в российском сегменте зарегистрировано около 18 тысяч предложений квартир и комнат, и это число постоянно растет. Руководство компании полагает, что россияне стали сдавать квартиры, чтобы пополнить свои кошельки. Так экономический кризис способствует и изменению менталитета россиян.
Время новых идей
Разумеется, россиянам еще далеко до американского увлечения "совместным владением". Но вполне возможно, что заокеанский пример найдет и в России своих новых поклонников.
Представляются перспективными сервисы, аналогичные Yerdle, на котором вы можете предложить за условные "электронные доллары" свои ненужные вещи. Получив эти "доллары", вы можете выбрать себе что-то другое из того, что предлагают участники этой сети. По сути дела, юридически — это обмен, но произведенный по принципу базара.
Система TaskRabbit помогает находить помощников по дому, а Etsy – приобрести вещи, как бывшие в употреблении, так и сделанные индивидуальными мастерами. Кстати, эта система уже стала русифицироваться, и, возможно, скоро и ее ожидает взлет — по тем же причинам, что и Airbnb с BlaBlaCar.
Разумеется, новые ресурсы до конца не вытеснят старые, проверенные варианты. Можно ожидать определенного расслоения рынка и усиления конкуренции для "стариков", но и появления новых возможностей для тех, кто рискнет всё начинать сначала. Этому сейчас самое время.