Рейтинг влиятельности, ежегодно составляемый журналом «Город 812», традиционно представляет «Фонтанка». Эксперты оценивали влиятельность городских чиновников, депутатов ЗакСа, бизнесменов, участников рынка строительства, деятелей культуры, силовиков и представителей СМИ.
Чем дальше – тем меньше в рейтингах влиятельных бизнесменов становится представителей именно петербургского бизнеса. И тем больше либо людей федерального уровня, реализующих свои проекты в Петербурге, либо петербуржцев, вышедших на общероссийский уровень.
1. Юрий Ковальчук имеет репутацию чуть ли не личного банкира Владимира Путина. Сейчас он в большей степени присутствует в Ленинградской области, губернатор которой Александр Дрозденко считается очень близким к Ковальчуку человеком (в отличие от Георгия Полтавченко), и половина областного правительства – его люди. Однако и Петербург Ковальчук никогда не покидал. В прошлом году банкир запомнился как ликвидацией находящейся под его контролем Балтийской медиагруппы, из которой получился телеканал Life78, так и готовностью поучаствовать в городских инфраструктурных проектах на пару с группой ЛСР.
2. Имеющий многопрофильный бизнес глава холдинга «Форум» Дмитрий Михальченко завершил в прошлом году один из главнейших своих проектов – достроил и ввел в эксплуатацию порт Бронка, в который вложено 60 миллиардов рублей. Хотя эксперты прогнозируют спад контейнерных перевозок из-за кризиса, масштаб события это не умаляет. Другая компания Михальченко, «Балтстрой», завершала реконструкцию Цирка на Фонтанке и укладывала на деньги «Газпрома» гранитные тротуары на улицах Петербурга.
3. В то время как партнеры Захара Смушкина по лесному бизнесу, братья Зингаревичи, потеряли проект реконструкции Конюшенного ведомства и упали в рейтинге, сам он продолжает вполне успешно реализовать свой девелоперский проект – строительство города-спутника Южный, – несмотря на все протесты общественности.
4. Друзья Владимира Путина братья Аркадий и Борис Ротенберги прославились в прошлом году благодаря сыну старшего из них, Игорю Аркадьевичу, который является совладельцем компании-оператора «Платон». Старшие Ротенберги имеют разветвленный бизнес – от банковского до дорожного строительства. В минувшем году подконтрольный братьям хоккейный клуб «Динамо СПб» купил половину спорткомплекса «Юбилейный». И Ротенберги опять заинтересовались крупными городскими подрядами.
5. Бизнесмен Дмитрий Костыгин, несмотря на кризис, расширял свой бизнес. Вместе с партнером Августом Мейером он запустил сеть магазинов «Оптоклуб Ряды» и оптово-розничный парк «Мезоджи», которые добавились к уже существующему бизнесу – «Юлмарту», «Рив Гош» и др.
6. После некоторого охлаждения к Петербургу, имевшего место с уходом Валентины Матвиенко, банк ВТБ вновь полюбил Петербург. К своим уже существующем здесь проектам – аэропорту Пулково, строительству ЗСД – ВТБ, Северо-Западный центр которого возглавляет сын директора ФСБ Денис Бортников, – готов добавить новые. Так, в частности, ВТБ заявил о готовности участвовать в разных концессиях и государственно-частных партнерствах – по обслуживанию парковочного пространства, сбору платы за проезд в общественном транспорте и в проектах в коммунальной сфере.
7. Алексей Миллер не только успешно строит свой небоскреб, но и уже понял, что ему его не хватит. «Газпром» заявил о своем интересе к окружающим территориям в Лахте, которые будет застраивать коммерческой недвижимостью для своих нужд. Пока «Газпром» арендует офисы в городе, став в отчетном году лидером по объему заключенных договоров на аренду офисной площади.
8. Вернувшийся в родной бизнес и занявший пост генерального директора, основной владелец группы ЛСР Андрей Молчанов теперь принимает непосредственное участие в управлении этой крупнейшей в городе строительной компанией. До этого он много лет формально не занимал в ней никаких постов, так как был сенатором. Впрочем, все тактические вопросы по-прежнему решает ее бывший гендиректор (ныне первый зам гендиректора) Александр Вахмистров. А с приходом в группу ЛСР бывшего чиновника Смольного Бориса Мурашова (он тоже заместитель гендиректора) эта компания стала предлагать городу различные проекты государственно-частного партнерства (проект частного трамвая в Красногвардейском районе уже выставлен на конкурс, и мало кто сомневается, что в нем победит ЛСР).
9. Компания Fort Group прославилась в прошлом году как покупатель крупнейшей петербургской бизнес-газеты «Деловой Петербург», которую вынужденно продавали шведские акционеры. Кроме того, Максим Левченко, управляющий партнер компании, являющейся миноритарием Большого Гостиного Двора, безуспешно воюет с основным акционером, пытаясь запустить проект реконструкции этого старейшего городского магазина. Всего под управлением Fort Group более 10 ТРК и несколько строительных проектов.
10. Братья Зингаревичи опустились на последнее место, так как после долгих препирательств с градозащитниками потеряли переданное им Валентиной Матвиенко под реконструкцию здание Конюшенного ведомства. В прошлом году Смольный заявил, что отказывается от этого проекта. Существует информация, что в качестве компенсации Зингаревичи, оценившие свои затраты в 1,2 миллиарда, получат участок в Московском районе.
Комментарий
Анна Щербакова, редактор СПб бюро деловой газеты "Ведомости":
– Из-за санкций и кризиса российская экономика становится все более вещью в себе. И рулят в ней не настоящие ковбои бизнеса, а люди, приближенные к императору. То есть либо те, кто состоит в личной дружбе с первыми лицами, либо менеджеры госкомпаний, что нередко одно и то же. Такая ситуация возникла не сейчас, ей уже много лет, но чем дальше – тем ярче она проявляется. Нерыночные отношения доминируют в экономике, что, конечно, совсем не хорошо.
По мере сокращения экономики мы видим, что все большую роль играют государственные заказы и подряды. То есть люди озабочены не тем, чтобы привлечь деньги инвесторов, не говоря уже о деньгах потребителей, а тем, чтобы освоить бюджетные средства. Кто побеждает в борьбе за деньги казны, тот и считается влиятельным. (Измерить влиятельность сложнее, чем капитализацию или другие финансовые показатели.)
Вместе с тем в Петербурге не заметно компаний или лиц, которые традиционно побеждают на конкурсах и имеют устойчивый статус чьих-то друзей. Я подозреваю, это связано с тем, что большие люди занимаются освоением больших федеральных средств, и наши господряды им не так интересны. Ну, выиграешь ты тендер на строительство развязки на несколько миллиардов – так ведь ее все-таки нужно будет построить, а в Петербурге это не так просто. И много ли после этого тебе останется? Кроме того, будучи не чуждой романтических идей, предположу, что они не хотят совсем уж пакостить в родном городе.