Комитет по туризму Смольного поблагодарил «Ленинград» за клип «В Питере — пить». «Да пожалуйста», — отозвался Сергей Шнуров. Однако представители туротрасли и деятели культуры призывают бойкотировать ролик за навязывание Петербургу образа алкостолицы.
Клип группы «Ленинград» на песню «В Питере — пить», опубликованный на сервисе Youtube 30 апреля, не только стал хитом социальных сетей в майские праздники (на 4 мая ролик на сервисе Youtube просмотрели 2,7 млн человек), но и неожиданно снискал одобрение Смольного за популяризацию Петербурга среди туристов. Однако деятели культуры и представители индустрии гостеприимства призывают бойкотировать ролик. Навязывание Петербургу образа алкогольной столицы России недопустимо, считают они.
Менеджер, получивший выговор от босса, отправляется «отмечать» это событие прогулкой по Петербургу с бутылкой спиртного. По ходу действия к нему присоединяются продавщица из продуктового магазина, сотрудник ГИБДД, таксист и экскурсовод музея. Таково краткое содержание нового клипа «Ленинграда». Действие сопровождает нецензурная лексика и демонстрация употребления алкоголя, что давно стало частью фирменного стиля рок-группы.
Однако тот факт, что согласно тексту песни она спета «о туризме и для туристов», возмутил культурную общественность Северной столицы.
Так, движение «Рок-Петроград», возглавляемое музыкантом Сергеем Елгазиным, призвало администраторов рок-сообществ в Интернете и редакторов рок-радиостанций «остановить усиленное продвижение ролика». По его мнению, «стилистика и поэтика» клипа пропагандируют «нездоровый и некультурный образ жизни».
Его коллега Юрий Лоза, недавно поставивший под сомнение профессионализм The Beatles и The Rolling Stones, не удержался от критики и в адрес клипа «Ленинграда». «Это вывернутая наизнанку эстетика. Там ни пения, ни поэзии, ни музыки. Вышел и пукнул в очередной раз. Пирожок без ничего», – заявил музыкант в эфире радио «Балтика». Бешеный успех композиции, по его словам, может объясняться тем, что российские слушатели часто любят искать смысл в песнях, даже если его там не и не было.
Василий Кичеджи, ректор СПГХПА им. А. Л. Штиглица, в которой снималась одна из сцен «В Питере – пить», также не одобрил творение «Ленинграда». «Я подписал разрешение [на съемки], но не знал, что там будет столько мата. Я противник ненормативной лексики в любых произведениях», – заявил он. По мнению бывшего петербургского вице-губернатора Василия Кичеджи, для привлечения гостей в наш город такой эпатажный способ не годится. «Такой клип может притягивать туристов в любой областной центр или даже в Москву, но не в Питер. Для многих петербуржцев культурная столица – это вовсе не штамп», – подчеркнул он.
Впрочем, действующие чиновники из комитета по туризму Смольного считают, что при прослушивании песни и просмотре клипа у людей, вне зависимости от отношения к творчеству группы «Ленинград», должно появиться «желание посетить Петербург». По словам нового председателя комитета Виктора Кононова, не обязательно всем следовать пожеланиям автора, а просто удостовериться, что в Петербурге «есть все – памятники, музеи, рестораны, события и праздники – на все вкусы и возрасты». «Мы можем только поблагодарить Сергея Шнурова за то, что не забывает родной город, который действительно является центром туризма», – прокомментировал он «Фонтанке».
Лидер «Ленинграда» в своем Твиттере отозвался на это лаконичным «Да пожалуйста».
Возможно, именно успех клипа побудил подведомственное Смольному туристско-информационное бюро объявить 4 мая конкурс на лучшие видеоролики, которые могли бы привлечь туристов в Северную столицу. «Сюжеты о малоизвестных местах Петербурга, виды города с необычных ракурсов, рассказы о событиях из жизни города, видео о красивых местах и достопримечательностях» планируется транслировать на официальном туристическом портале и выставках. Однако, готов ли Смольный рассмотреть в качестве претендента творение «Ленинграда», Владимир Кононов не прокомментировал.
Представители индустрии гостеприимства позицию Смольного не разделяют. «Вы думаете, эта песня кого-то приглашает? Я не уверен. Если такой образ насаждать, в том числе транслируя в соцсетях, то он таким и будет», – комментирует Леонид Гарбар, вице-президент Ассоциации рестораторов и отельеров Северо-Запада. По словам ресторатора, для формирования благоприятного имиджа города необходима не столько официальная или неофициальная пропаганда, сколько усилия самих участников рынка. «Например, элементарно мыть вход перед своим заведением», – резюмировал он. Также надо возрождать традиции «ленинградского гостеприимства». «В советское время, если спросишь дорогу, тебе не только подскажут, но и проводят, а может, даже пригласят домой», – пояснил он.
«То, что показано в клипе, не имеет отношения к реальному Петербургу», – считает Игорь Воеводский, генеральный директор турагентства «Эклектика». По его словам, главной притягательной силой Северной столицы является ее архитектура и культурные ценности. Именно их стоит демонстрировать в роликах, продвигающих образ нашего города. А скандальный ролик «Ленинграда» «приведет в наш город разве что гопников», считает он.
«Пить к нам едут финны, москвичи и другие россияне – все-таки за красотой», – надеется владелец пабов Kriek, Jager House и Karlovy Pivovary Николай Митчин.
Впрочем, сами гости города с такой позицией не совсем солидарны. «Думаю, в Петербурге пьется неплохо, особенно если друзья рядом», – заявил продюсер Иосиф Пригожин, добавив, что, хотя сам не употребляет спиртного, готов приехать в Северную столицу «в любой удобный момент с клипом или без». «К атмосфере города песня ни добавить, ни убавить не сможет», – сказал он.
Те, кто требуют запретить клип, просто завидуют чужому успеху, считает писатель и публицист Дмитрий Пучков (Гоблин). «Странно, что «Лолита» Набокова не тревожит наших деятелей культуры как пропаганда педофилии. А тут обычное русское пьянство вызывает бешеную ненависть», – комментирует он. Впрочем, по его мнению, на желание повторить алкоподвиги героев клипа «Ленинграда» ролик вряд ли подвигнет. «Туристов нужно завлекать хорошими гостиницами и вкусной едой», – говорит он.
А вот Ринат Умяров, автор «Гида для москаляк», популярного в Интернете путеводителя как раз по питейным заведениям Петербурга, считает, что эпатаж «Ленинграда» является мощным оружием для продвижения нашего города. «Песня и клип говорят о том, что Петербург из столицы империи превратился в алкомаркет. Но, может, это неплохо. Сейчас получить визу сложно, и на фоне международной напряженности иностранцев в Петербурге все меньше. Зато из-за падения рубля едут россияне. Но многие из них хотят пить, тусоваться и кричать «Тагил!», а не смотреть классические музеи», – говорит он. По мнению Рината Умярова, властям города следовало бы попросить Сергея Шнурова снять для них специальный клип.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»