Мерзкий дождь чисто по-питерски сдобрил Ночь музеев. Любители кино стоически мокли в длиннющей очереди на «Ленфильм» и надеялись успеть попасть внутрь до шести утра. А вагоновожатые мечтали закончить смену без трагических происшествий.
– Глядим в оба: только бы на хипстеров каких не наехать. – Кондуктор в трамвае был словоохотлив и мрачен одновременно. – Сейчас еще ничего, а ближе к одиннадцати начнут… перемещаться!
Выяснилось, что работнику общественного транспорта еще памятна прошлогодняя ночь с любителями культурного, которые вовсю пренебрегали правилами дорожного движения: перекресток Марата и Кузнечного и так непростой, а тут еще в округе куча музеев.
Впрочем, не одна молодежь пошатывалась в этот вечер на узких тротуарах Петербурга Достоевского. В том же трамвае компания сильно за пятьдесят, вооружившись картой, громко решала, в какой музей отправиться сначала. Остановились на Музее Арктики и Антарктики – но решили сначала зайти в магазин, если еще нет десяти. Десяти не было.
В Музее Арктики и Антарктики обнаружился наплыв посетителей. Кучка девчонок в мини-юбках обсуждала белого медведя: «Уже не тот». Рядом посетители увлеченно слушали рассказ экскурсовода про особенности арктической навигации и тамошний животный мир. Среди них была и жительница Кировского района Мария с сыном Елисеем. Мальчик мужественно внимал рассказчику, хотя прямо за его спиной была витрина с потешными пингвинами. Его мама не скрывала удовлетворения от музейного вечера:
– Мы посетили всего три места – еще были в Ботаническом саду и зоопарке. Вот посмотрим здесь еще второй этаж и поедем домой. Понравилось везде, но жаль, что автобусы Ночи музеев работают только с 23 часов. Получается, что те, кто собирается ограничиться только вечерним посещением музеев, остаются в невыигрышном положении. Да, ходит городской транспорт, но посетителям с детьми было бы гораздо удобнее воспользоваться музейными автобусами.
Литературно-мемориальный музей Достоевского был забит экскурсионными группами, хотя вестибюль поначалу коварно обманывал своей пустотой. Здесь же обнаружилась очередь на танцевальный мастер-класс: желающие разучивали любимый танец Федора Михайловича – кадриль. Среди них оказалась и директор музея Наталья Ашимбаева. Было очень весело и неформально.
В округе звучало много иностранной речи. Поляки зачем-то азартно фотографировали мемориальную доску Достоевского, немцы пытались увидеть на схеме «и-тта-жии», а корреспондент «Фонтанки» буквально споткнулся о парочку французов. Марианна и Давид приехали в Петербург из Москвы – в столице живут их друзья. В Северную столицу французы выбрались специально на Ночь музеев и пребывают в восторге:
– Мы в России дышим воздухом добра и свободы! Как у вас здорово! Русские люди сердечные, культурные, скромные. Мы собирались привезти в подарок друзьям всякие подарки: попросили только сыру. Смешно? Не очень – жаль, что политики нас разъединяют. А сюда мы очень хотели попасть: Достоевский, духовность.
Уже распрощавшись, Марианна оборачивается и окликает: «Пьютин – хорошо!» Стайка полувыбритых подростков с энергетиками громко хохочет.
У входа в арт-центр «Пушкинская, 10» мокро и неуютно: зарядил липкий дождик. Несмотря на нечистоту и маргинальность места, здесь собрались посетители, которые терпеливо ждут отправления очередной экскурсии. Им повезло – они под крышей. А вот посетителям концерта у Исаакиевского собора пришлось либо стоять под зонтами, либо мокнуть.
Равно как и участникам самой большой очереди Ночи музеев – на киностудию «Ленфильм». Сообщения о коллапсе стали появляться в Сети уже к десяти часам. Чуть позже были опубликованы душераздирающие выводы о том, что не все попадут в вожделенное место до 6 утра. На «Ленфильме» «Фонтанке» подтвердили печальное положение дел: "Мы делаем все возможное, чтобы ускорить очередь, но ажиотаж слишком велик".
Наибольшей популярностью пользовался первый павильон киностудии, увидеть который обычный посетитель может только в рамках Ночи музеев. Но оказалось, что дело не только в этом. Секрет притягательности заключался в том, что помимо множества любимых кинолент здесь также снимался знаменитый клип про лабутены.
Ночной концерт
Олег Мясоедов
Вообще, музеи Петроградской стороны, похоже, поставили рекорд посещаемости. Длиннющие очереди тянулись не только к «Ленфильму», но также в Артиллерийский музей и Планетарий. Среди других точек повышенного притяжения назовем Большой зал филармонии (там, кстати, в эту ночь «прозвучал» авангардистский шедевр Джона Кейджа «4’33’’»), музейный комплекс «Вселенная воды», Мраморный дворец Русского музея. Эрмитаж в своем фондохранилище провел вечер, посвященный Пальмире, а Музей городской скульптуры организовал в Некрополе мастеров искусств романтический полуночный концерт.
Хорошие отзывы пользователей Сети получили Музей электротранспорта (правда, ретротрамвай вроде бы под конец не выдержал поездок по ночному городу) и – неожиданно – синагога. Остальным конфессиям есть прямой резон сделать выводы к следующей музейной акции.
В комитете по культуре «Фонтанке» сообщили, что на подведение итогов Ночи музеев потребуется около недели. Сейчас нам известно, что, по самым грубым подсчетам, Музей городской скульптуры посетило около 4 тысяч человек. В остальных учреждениях еще спят – и это понятно.
Визуализация разрушенной Пальмиры
Олег Мясоедов
А вот посетителям Ночи музеев следует не проспать важную информацию: им не стоит выбрасывать приобретенные единые билеты. В течение года петербургские музеи будут предоставлять скидки при их предъявлении. О таких акциях уже объявили "Гранд-макет Россия", Музей путешественника Козлова и Петровская акватория. Подробности ищите на сайте Ночи музеев.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»