Министр иностранных дел Финляндии Тимо Сойни (Timo Soini) открыл в Москве сезон летних визитов в понедельник, 6 июня. Вслед за ним в Петербург на ПМЭФе ожидают министра экономики Олли Рена (Olli Rehn), а в июле гостем президента Саули Ниинистё (Sauli Niinistö) в Финляндии станет Владимир Путин. Он прибудет в Суоми впервые после начала вооружённого конфликта на Украине.
Следовательно, рабочие визиты в Россию не запрещены, хоть руководство стран ЕС и решило не посещать Россию с государственными визитами самого высокого уровня. Чего же мы достигнем, взаимодействуя таким образом?
Сойни встречался со своим российским коллегой уже четыре раза, но гостем в Москве он стал впервые. Он заверил, что легко нашёл общий язык с Лавровым, и взаимная симпатия помогает в работе.
Похоже, министры и правда поладили - они громко смеялись в тот момент, когда выходили под объективы камер в московском Доме приёмов в понедельник.
Тон у обоих был умеренный. По словам Лаврова, страны пытаются сообща компенсировать тот ущерб, который был нанесён добрососедским экономическим отношениям. Сойни, в свою очередь, подчеркнул важность туризма и человеческих отношений. Был ли это business as usual (обычный порядок ведения дел, несмотря на трудности. – Прим. ред.) - и это то, что Россия обычно стремится показать, - или же проблемы предпочли замолчать (как некоторые в Финляндии могли подумать)?
Ни то, ни другое. Хотя публично министры охарактеризовали российско-финские отношения как добрососедские, по украинскому вопросу каждый остался при своём мнении. Сойни выразил обеспокоенность тем, что на Украине не поддерживается режим прекращения огня и возросло число актов насилия. Сидящий рядом Лавров не преминул сослаться на Минские договорённости – это, мол, вообще не наше дело, Россия в договоре не указана, и правительство Украины само не соглашается на переговоры с повстанцами. Между тем Россия часто не упоминает то, что она также подписывала Минское соглашение. Поэтому настоящего прогресса в этом деле, по всей видимости, удастся достигнуть не скоро - обсуждение испорченных отношений с ЕС или вооружённого конфликта на Украине на этих встречах не продвигается ни в одном, ни в другом направлении.
На пресс-конференции по итогам встречи министров главной темой стали учения BALTOPS под руководством НАТО, этап которых на территории Финляндии начался как раз в тот же день. Тот факт, что силы Альянса впервые тренируются в Суоми, заставил российского журналиста RT спросить, почему Финляндия пошла по пути эскалации. На что Сойни ответил: Финляндия принимает участие в учениях BALTOPS с 1993 года и всегда рассматривает своё участие с точки зрения того, какой вклад оно может внести в национальную оборону, и решения эти Финляндия принимает самостоятельно. Финских журналистов, в свою очередь, интересовало, почему Россия расценивает учения как угрозу, хотя ещё в 2013-м она сама была участником BALTOPS. По словам Лаврова, теперь, когда учения проходят в условиях нагнетания антироссийской истерии, то это уже что-то другое.
Фраза, которая прозвучала от Лаврова в ответ на вопрос об отношении России к НАТО, заставила финнов задуматься. "Убежден, что все серьезные и честные политики знают, что никогда РФ не будет нападать на какую-либо страну - члена Североатлантического альянса", - сказал он. Финляндия не является членом НАТО. Значит ли это, что у России есть желание атаковать Суоми? – засомневались в Финляндии. Сойни не стал трактовать слова коллеги таким образом - по мнению финского министра, Лавров вовсе не имел в виду, что Россия может напасть на Финляндию. По его словам, Россия считает, что у Финляндии дела идут настолько хорошо, что нужды вступать в НАТО нет.
Президент Ниинистё неоднократно заявлял, что диалог с Россией нужно поддерживать, но пока на Восточной Украине даже не соблюдаются договорённости о прекращения огня, невозможно говорить о каких-либо улучшениях отношений между Западом и Россией, несмотря на взаимные симпатии российского и финского министров. И пока Финляндия считает, что для нее лучше разрешать двусторонние вопросы с Россией по мере их возникновения.