По Петербургу и окрестностям передвигаются 138 потенциально взрывоопасных автобусов. Два принадлежащих «Питеравто» газовых ПАЗа уже сгорели. Все они — из одной партии.
Первый «костер автобусной инквизиции» заполыхал вечером 17 июня: у станции метро «Рыбацкое» загорелась маршрутка №682 компании «Транс-Балт» – «дочки» известного петербургского холдинга «Питеравто». Спустя четыре дня, 21 июня, транспортный костер возник у «Проспекта Ветеранов» – маршрутка №486 все того же «Питеравто». Оба автобуса были гибридными: работали как на бензине, так и на газе.
В первом случае, у «Рыбацкого», возгорание началось после того, как водитель стал заводить мотор.
«Двигатель взорвался, хлопок, вся машина резко загорелась, все побежали к дверям. Никто из пассажиров не пострадал, я тоже не пострадал. Взял выручку, потом мне крикнули "возьми документы", я вернулся и успел забрать сумку», – рассказал шофер, глядя на догорающий «пазик».
По аналогичному сценарию развивался пожар и у «Проспекта Ветеранов» – первые языки пламени появились как раз в передней части микроавтобуса, где расположен двигатель. Вновь, к счастью, никто не пострадал.
Оба маршрута связывают Петербург с Ленинградской областью: 682-й ходит от «Рыбацкого» до города Никольское, 486-й – от «Проспекта Ветеранов» до деревни Кипень. При этом контракт с перевозчиком заключал не Смольный, а правительство 47-го региона.
«Я в ситуации еще не разобрался. Чтобы делать выводы, нужно проанализировать факты. Пока нельзя говорить, что эти случаи идентичны», – заявил «Фонтанке» председатель комитета ЖКХ и транспорта Ленобласти Константин Полнов.
Не могут назвать предварительной версии и его коллеги из смольнинского комитета по транспорту. «Мы написали письмо в Центр экспертизы пожаров при институте МЧС, чтобы они подключились и помогли с выявлением причин возгораний», – сказала первый зампред ведомства Елена Осинцева.
Чиновники не зря осторожничают: смелые выводы могут привести к тому, что перевозчику – «Питеравто» – придется снимать с линий сразу 138 автобусов. Как выяснила «Фонтанка», две сгоревшие маршрутки поступили в парки предприятия осенью 2015 года в составе экспериментальной партии транспортных средств. От обычных «пазиков», снующих по городам и весям, они отличаются тем, что имеют гибридный двигатель и могут работать как на бензине, так и на газе.
В начале сентября 2015 года в Тосно даже прошла торжественная церемония презентации 45 автобусов из этой партии. В ней принял участие президент холдинга «Питеравто» Леонид Бондаренко, директор компании «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев и губернатор 47-го региона Александр Дрозденко, который тогда готовился к выборам и постоянно ездил по области. «45 новых автобусов в Тосно – это первый вклад «Питеравто» в улучшение экологической ситуации и социальную инфраструктуру региона», – сказал на церемонии Бондаренко, который также является владельцем транспортного холдинга.
Закупка первых 45 автобусов, переустройство ремонтной площадки в Тосно и обучение водителей обошлись в 100 млн рублей. За основу были взяты «пазики» с бензиновым двигателем производства Павловского автобусного завода из Нижегородской области, а затем на них поставили газовое оборудование. По словам управляющего директора «Питеравто» Андрея Маркова, его монтажом занималась организация, которая была авторизована как самим заводом, так и «Газпромом». «Все делалось там, в Нижегородской области, на месте. Мы получали уже готовые автобусы», – заверил он.
Всего у «Питеравто» сейчас 140 «пазиков» данной комплектации: около 50 базируются в Тосненском парке, еще 50 – в парке в Петергофе, остальные разбросаны по другим площадкам, в том числе и в других регионах. Автобусы, сгоревшие 17 и 21 июня, базировались в Петергофе, и в те дни работали на природном газе, а не на бензине. Однако винить гибридные особенности данной модели в компании пока не готовы.
«Машины не представляют опасности, они сертифицированы. Что именно произошло, должна установить экспертиза. Может, это диверсия была?» – объяснил «Фонтанке» Андрей Марков.
Впрочем, около 50 автобусов, работающих в Тосненском районе, временно перевели с газа на бензин. Хотя маршрутки, оставшиеся в Петергофе, по-прежнему работают на «голубом топливе». «Ездить большой машине на большие расстояния на бензине – не самый лучший вариант. Автобусы работают, угрозы нет. Пока не выявлены причины, снимать с эксплуатации бессмысленно», – считает представитель компании.
На вопрос, почему маршрутки одной модели заполыхали с разницей в несколько дней, должна ответить комиссия из представителей МЧС, Ространснадзора и компании «Русские автобусы», в которую входит Павловский завод. В самих «Русских автобусах», принадлежащих группе «ГАЗ» Олега Дерипаски, не смогли оперативно ответить, кто именно устанавливал газовое оборудование и в чем могут быть причины столь пугающих пожаров.
А пока эксперты работают, жители Петербурга и Ленобласти продолжат ездить на газовых маршрутках. И надеяться, что третьего случая возгорания уже не будет.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»