Чем российские компьютерные игры отличаются от западных? Что не хватает отечественным креативщикам для успешного продвижения. И как водка и сауна могут помочь развиваться игровому бизнесу в мире, знает генеральный директор Sharkpunch Йири Купиайнен (Jiri Kupiainen). Ведущие студии «Фонтанки.офис»: Ольга Маркина и Николай Нелюбин, переводчик — Олег Палий.
Ольга: - Когда вы создавали Angry Birds, вы понимали, что это будет бомба, которая взорвет мир?
Сирил: - Вы никогда не знаете перед запуском игры, до того, как ее увидит публика, будет ли это бомба. Игру можно показывать своим друзьям, самому в нее играть, но до того момента, пока в нее не начнут играть пользователи, невозможно предугадать успех. AB была создана в 2009 году как премиальная игра, за которую надо платить, и только спустя полгода после запуска мы увидели, что она набирает популярность. Поэтому оценить нельзя. Это игра в игре.
Ольга: - Какая ваша любимая злобная птичка?
Йири: - Моя любимая - красная птичка, поскольку она похожа на Петера Вестербакку (Peter Vesterbacka), одного из создателей Angry Birds (который покинул компанию. - Прим. ред.).
Сирил: - Мой любимый персонаж — Чак из фильма «Angry Birds в кино». Желтая птичка, очень шустрая.
Ольга: - Как игра, где есть зеленые свиньи, продвигается в исламских странах?
Сирил: - Отличный вопрос. Да, перед запуском мы думали, что из-за использования персонажей-свиней могут быть проблемы с продвижением в исламских странах. И мы даже думали, каким образом можно адаптировать игру в этих странах. Но на самом деле такой проблемы не возникло.
Николай: - А как меняется интерес к проекту спустя годы? Есть такое ощущение, что многие уже наигрались, или речь идет о поколении, которое только начинает играть?
Сирил: - Первая игра вышла семь лет назад. И в принципе, как любой бренд или продукт, со временем она теряет популярность. Сейчас выходит фильм «Angry Birds в кино». И люди, которые на протяжении многих лет играют в эту игру, теперь могут прийти в кино с мыслями о том, что «семь или пять лет я играл, а сейчас мои дети увидят это кино». Таким способом компания возрождает интерес к игре. В AB будут играть и следующие поколения.
Николай: - Парки Angry Birds есть в Финляндии и в Петербурге. Можно ли ждать города Angry Birds, страны Angry Birds, где горизонт событий?
Сирил: - Да, безусловно, появятся и страны Angry Birds (смеется). Но где-то надо остановиться, чтобы это не стало смешным и нелепым. Безусловно, парки будут развиваться, компания Rovio будет и дальше развивать этот бренд. Но делать страну Angry Birds - скорее всего, нет.
Николай: - А какие планы у компании Rovio на Россию?
Сирил: - Мы не собираемся строить новые парки развлечений Angry Birds в России. Компания собирается сосредоточиться на создании новых интересных игр. Я уверен, что Angry Birds - интернациональный бренд без привязки к стране.
Ольга: - В каких странах игра наиболее популярна?
Сирил: - В России игра очень популярна, что подтверждают данные статистики. Популяризации игры в России поспособствовал и Петер Вестербакка (Peter Vesterbacka), уже бывший руководитель отдела маркетинга в Rovio. Он много путешествовал по России и приложил усилия для этого. И безусловно, в Финляндии игра очень популярна, вы можете везде увидеть злых птичек.
Николай: - В России национальный символ - медведь, он может появиться в играх Angry Birds? И в каком качестве - Angry bear, который охотится или в которого стреляют «злые птички»?
Сирил: - Да, конечно, это вероятно. У Angry Birds есть друзья. Новые персонажи появляются в игре на несколько дней, следите за объявлениями.
Николай: - Читатели пишут, что многие увидели сатиру в фильме Angry Birds на происходящее в мире. Rovio принимало участие в создании фильма?
Сирил: - Даже на запуске фильма появлялись теории заговора. Это смешно. Никаких параллелей или линий в фильме нет. Это случайность. Фильм создавался на основе игры, как развлекательный, увлекательный, с оригинальным сценарием. Никаких аналогий не стоит проводить.
Перед показом широкой публике для работников Rovio был проведен показ, и я пришел смотреть фильм со своим двухлетним сыном. Ему очень понравилось кино, фильм рассчитан на детей.
Николай: - Российские шоумены Александр Цекало, Семен Слепаков и Тимур Родригес озвучивали героев ленты на русском языке. Вы принимали участие в выборе актеров для ленты на русском языке?
Сирил: - Я не могу сказать, как отбирались актеры для озвучки (в России. - Прим. ред.). Могу сказать на примере Франции, откуда я родом, и могу сравнивать французскую, английскую, американскую и финскую версии фильмов. Во Франции, например, мы выбирали очень популярных и смешных актеров, и когда вы слышите — вы сразу их узнаёте.
«Водка и сауна» - приёмы тимбилдинга
Николай: - Ваш визит в Петербург с чем связан?
Сирил: - В Петербург финская делегация приехала на конференцию White nights, которая проходит на этой неделе. В Генеральном консульстве Финляндии мы организовывали День игровой финской индустрии, который был в понедельник, 28 июня.
Йири: - Мы приехали познакомиться с российскими разработчиками. В России много креативных студий, много крутых игрушек, однако российским разработчикам иногда трудно найти баланс между созданием крутой игры и ее монетизацией. В конечном итоге компания должна зарабатывать деньги. Мы встречались с россиянами, чтобы обсудить, как мы можем им помочь.
Николай: - Из российских компаний кто вам интересен: маленькие студии или крупные игроки?
Йири: - Платформа, которую мы разрабатываем, создана для всех игроков. Не важно, большая это компания или один разработчик. Мне больше нравится работать с маленькими компаниями - креатива больше и можно сделать что-то сумасшедшее.
На мероприятии, которое мы проводили, было около 30 российских разработчиков, я думаю, как минимум пять из них - успешные. Я не знаю, получится ли у них повторить успех Angry Birds, но уверен, многие из них будут рентабельны. Они подают надежды.
Нелюбин: - Йири, можно ли ждать выпуска игры, которая повторит успех Angry Birds?
Йири: - Да, безусловно, и в Финляндии уже созданы такие игры. Есть компания Supercell, которая выпустила Clash of Clans. Игра пользуется такой же популярностью. В Финляндии созданы все условия для создания игр.
И еще важно отметить, что такие компании как Rovio, Supercell выпускают параллельно много игр и тестируют их. При разработке успешной игры важно как можно быстрее показать ее геймерам и получить от них отзывы. Ведь множество игр так и не появляются. Широкая публика видит только качественный контент.
Николай: - А что случается с играми-неудачницами? Их торжественно хоронят?
Йири: - Если игра не получает «зеленый свет», то разработчики собираются в баре, напиваются, а в понедельник приходят с новыми идеями игр. Это происходит именно так.
Николай: - Назовите удачный пример российской игры.
Йири: - Назвать конкретные игры невозможно. Компании интернациональны, и никогда не знаешь, кто ее сделал. Стоит отметить, что созданные в России игры отличаются от западных. Это больше стратегические игры.
Сирил: - В России это очень популярно, и много российских компаний создают игры как скрытые объекты. Игры на внимательность, где необходимо проходить квесты. Они не развлекательные, как Angry Birds, а более серьезные.
Олег: - Игры российских разработчиков — это игры для вдумчивых игроков. Здесь есть собственный стиль, и он достаточно специфический, он отличается от того, что делается на Западе. У российских разработчиков свой подход при создании игры. Наверное, все-таки игры создаются на вкус большинства российских геймеров. У Йири в компании работают несколько разработчиков из России.
Ольга: - Йири, а как в Финляндии находят инвесторов и кто готов вкладывать?
Йири: - В Финляндии в игровом бизнесе инвесторов не так уж много. Но в Суоми очень сильная поддержка со стороны правительства и очень сплоченное игровое сообщество, постоянно проходят различные тусовки, все друг друга знают. Для создания масштабных игр, которое требует серьезных инвестиций, как правило, приходят инвесторы из западных стран.
Олег: - В Финляндии очень комфортные условия для зарубежных инвесторов, поскольку законодательная база защищает права интеллектуальной собственности, инвесторов, компаний.
Николай: - Как вы оцениваете, Россия - хороший партнер?
Йири: - Финская и российская бизнес-культуры достаточно похожи. Наши страны многое объединяет, в Финляндии и России есть водка и сауна, что, в принципе, помогает решать много вопросов. У нас в офисе есть сауна.
Николай: - А если в России успешным бизнес-структурам перенять этот опыт и сделать тоже сауны. К чему приведет?
Йири: - Я думаю, классная идея. Открыв сауну, можно отапливать офис, проводить там встречи, и это хорошо для тимбилдинга.
Ольга: - Какие тренды игрового бизнеса появятся в будущем?
Йири: - Гейминг будет расти. В настоящее время выпускается много классных игр, и появляется другая проблема: как игрок найдет свою игру? В будущем, спустя какое-то время мы все будем жить в виртуальной реальности. Мы все будем жить в одной большой стране Angry Birds.