После недолгого укрепления рубль вновь почувствовал зависимость от нефти и медленно, но верно, пошёл вниз по отношению к доллару. Почему так случилось и к чему это приведёт, «Фонтанке» рассказали эксперты-экономисты.
После длительного затишья курс доллара вновь пошёл вверх: за полторы недели роста американская валюта подорожала на 4,4 рубля. Резких скачков в ближайшее время не предвидится, но ускоряющийся рост настораживает экспертов.
Впервые с 24 июня курс доллара на Московской бирже перевалил за 67 рублей, а на максимуме его стоимость достигла 67,3 рубля. Вырос и курс евро, достигнув отметки в 74,53 рубля — это стало наивысшим показателем с 6 июня.
Виной всему цены на нефть, которые продолжают медленно, но верно снижаться. Стоимость барреля марки Brent упала до $ 42,92, а на бирже ICE цена плавает в районе $ 43.
Нефть, в свою очередь, падает на фоне опасений относительно затоваренности рынка. Свою роль здесь сыграло открытие экспортных портов в Ливии, закрытых ещё в 2014 году из-за войны, и сообщения о росте активности буровых скважин в США.
По Интернету гуляют слухи о резком росте курса до ста рублей за доллар, но опрошенные «Фонтанкой» эксперты единодушно отрицают эту возможность и добавляют, что подобную информацию не стоит воспринимать всерьёз. Но если котировки нефти продолжат снижаться, вполне логично ожидать и дальнейшего роста доллара — в том числе и до психологической отметки в 70 рублей.
Прогнозы разнятся от уверенно пессимистических до осторожно стабильных.
Экономист, вице-президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Дмитрий Прокофьев рассказал «Фонтанке», что если котировки повторят прошлогоднюю динамику, то к концу осени вполне можно ожидать цену на нефть на уровне $ 30 за баррель, с соответствующими последствиями для курса рубля.
«Действительно, рубль показал в эту неделю самые слабые результаты среди валют развивающихся стран, и нет оснований предполагать, что этот тренд изменится в ближайшее время. Ключевая причина здесь – разворот нефтяных цен в сторону снижения, ведь курс рубля – это производная от цены барреля. Нефть, скорее всего, прошла свой «летний пик» еще в первой половине июня, и сейчас ее цена плавно, но уверенно снижается», – отметил Прокофьев.
Ещё одна причина падения курса связана с действиями российских нефтеэкспортёров, которые сократили продажу долларов и евро на бирже.
«Компаниям не хватает денег, поскольку нефть уже дешевеет, а пошлины продолжают расти, и можно сказать, что нефтяники начали тратить больше, чем зарабатывать. По последним данным Сбербанка CIB, если в июне доля нефтеэкспортеров в совокупном предложении валюты упала до 40%, (для справки: ниже 50% этот показатель не опускался даже во время обвального падения рубля в декабре 2014-го и начале 2015-го). В июле же объемы продаж сократились еще. Дефицит валюты на рынке сразу же сказывается на ее курсе», – пояснил Прокофьев.
Эксперт также раскритиковал часто встречающееся мнение, будто ослабление рубля может способствовать росту конкурентоспособности российских товаров. «Статистика утверждает обратное: улучшению структуры экономики способствует использование высокотехнологичного оборудования, а для его импорта требуется «сильный рубль». Именно укрепление, а не ослабление курса способствует снижению издержек производителей, импортирующих высококачественные комплектующие. Пока же в условиях «слабого рубля» Россия наращивает нефтяной экспорт, а доля бюджетных доходов, напрямую от этого экспорта зависящих, – увеличивается», – добавил Прокофьев.
Ведущий аналитик управления исследований и аналитики Промсвязьбанка Алексей Егоров не столь пессимистичен в оценках.
«Если брать курс рубля и его корреляцию с сырьевыми площадками, то можно обратить внимание на то, что с начала мая нефть демонстрировала рост, при этом рубль не демонстрировал пропорционального укрепления позиций — он находился в диапазоне 64 – 67 и зачастую игнорировал довольно сильный рост котировок нефти. А начиная с середины июля зависимость рубля от стоимости нефти сильно возросла. Курс рубля вернулся к фундаментально обоснованному уровню. Факторов несколько. Ключевой фактор — устные интервенции со стороны российского правительства относительно обеспокоенности, связанной с укреплением рубля при существующей волатильности на сырьевых площадках», – отметил эксперт.
По словам Егорова, стоимость нефти вряд ли в среднесрочной перспективе вернётся к $ 30, как в начале года, или, тем более, $ 20.
«Потенциал по ослаблению рубля фактически исчерпан. Дальнейшее ослабление без существенного давления со стороны внешних факторов представить довольно сложно. Максимальный курс, который мы увидим в ближайший месяц, — 68 рублей. Он может быть реализован в течение ближайших недель или полутора недель, если нефть пойдет к отметке $ 40. А если нефть отскочит к $ 45, у рубля есть неплохие шансы вернуться к отметке 64 – 65 рублей по отношению к доллару», – добавил Егоров.
Пока рано говорить о новой эпохе ослабления рубля, но в конце августа и начале сентября может начаться плавное движение к отметке 70 рублей за доллар.
«Во-первых, у нас сентябрь традиционно непростой месяц. Второе — начнется плавный выход нерезидентов, которые получили дивиденды и начнут конвертировать их в валюту. При этом за 6 месяцев до представленного бюджета РФ исполнение по нефтегазовым доходам составляет 35%, что ниже, чем нам необходимо. Чтобы выправить такой дисбаланс и увеличить нефтегазовый доход, надо увеличить рублевую стоимость нефти. Но она начнет расти к сентябрю», – пояснил Егоров.
Не стоит полагать, что рубль может вновь претерпеть катастрофу, подобную той, что случилась в декабре 2014 года, уверен эксперт. По словам Егорова, рынок нефти начинает демонстрировать баланс на новых условиях. «Раньше это было 100 за баррель, сейчас 45 за баррель. Доллар адаптировался к этому, но и рубль к этому адаптируется», – заключил Егоров.
Аналитик инвестхолдинга «Финам» Богдан Зварич даёт более осторожный прогноз. По его словам, в ближайшее время можно ожидать стоимости доллара на уровне 70 – 75 рублей — всё будет зависеть от цен на нефть, поскольку российская валюта вновь ощутимо привязалась к стоимости сырья.
«До недавнего времени рубль поддерживали два серьезных фактора: налоговый период, в преддверии которого компании-экспортеры создают рублевые резервы для выплаты налогов, и дивидендный период. В последнее время прошли отчеты по большому количеству крупных компаний. Последним был «Газпром» 20 июля. Под выплаты дивидендов компаниям также приходится продавать валюту, поскольку дивиденды у нас выплачиваются в рублях. Выросшее предложение на рынке способствовало укреплению российской валюты, несмотря на то, что до 20-го числа нефть потеряла 11% от своих максимумов, а рубль продолжал укрепляться. Когда эти факторы ушли — в конце 20-х чисел был пик налоговых выплат, — ушло и повышенное предложение валюты, и рынок вспомнил, что нефть достаточно серьёзно упала. Её падение от максимума превышает 15%. Фактически рубль пошел вслед за нефтью. Даже нельзя сказать, что рубль опережающими темпами нагоняет снижение, которое было раньше, — он идет в рамках того снижения на нефть, которое мы видим. Сейчас мы подошли к очень важному уровню — 67 рублей. Его преодоление, скорее всего, будет сигналом к продолжению восходящей динамики курса», – отметил аналитик.
Александр Пелевин, для «Фонтанки.ру»