Этим летом жители ряда районов Петербурга не обнаружили привычных развалов с арбузами и дынями. «Фонтанка» выяснила, что выгнало продавцов с насиженных мест.
Передача районным администрациям полномочий по борьбе с нелегальной нестационарной торговлей лишила петербуржцев привычных дынно-арбузных развалов. Опасаясь конфискации запасов, продавцы предпочитают торговать с машин и небольших прилавков. Арендовать точки у города на законных основаниях, по их словам, мешает высокая аренда и сложная процедура согласования.
Помимо плохой погоды, лишившей петербуржцев радости пляжного отдыха, жителей Северной столицы этим летом настигло еще одно разочарование: в привычных местах не оказалось дынно-арбузных развалов.
«Клетки, которая всегда стояла у «Французского бульвара», почему-то нет. В других местах поблизости тоже. А в супермаркете – дороже и невкусно», – рассказал житель Кировского района Андрей. «Конечно, можно покупать и в обычной фруктовой лавке, но выбор там ограничен», – говорит жительница Васильевского острова Ольга. На сокращение количества точек по продаже также обратили внимание жители Центрального, Петроградского и Московского районов.
Продавцы разводят руками: в этом году урожай арбузов меньше. «Наверное, из-за этого исчезли клетки», – делится соображениями сотрудник одной из фруктовых лавок на Сытном рынке. Однако другие участники рынка с теорией не согласны. «Дефицита нет, дынь и арбузов на овощебазах достаточно», – утверждает владелец сети фруктовых лавок Ашот Эфендиев.
А вот желающих ими торговать оказалось не так много. По данным комитета имущественных отношений, сейчас под сезонную торговлю бахчевыми в Петербурге выделено 284 участка, из них занято меньше половины — 129. Сравнить количество арендаторов с прошлым годом в Смольном затруднились, ссылаясь на отсутствие данных. Однако сейчас действуют преимущественно старые договоры: взамен истекающих соглашений новых фактически не заключается. Так, в 2016 году через аукцион разыграли только два участка, еще семь заявок еще находятся в работе. Стоимость аренды точки в 6 кв. м — порядка 190 тысяч рублей за три месяца.
Больше всего бахчевых развалов в Красносельском (34), Московском (21) и Приморском (10) районах. Меньше всего в Адмиралтейском (1), Кронштадтском (2) и Василеостровском (2). Однако в Центральном и Пушкинском районе мест специально для торговли арбузами и дынями не предусмотрено вовсе, в Невском районе в схеме есть одна точка, но она никем не занята.
Однако те точки, где читатели «Фонтанки» в этом году не обнаружили дынно-арбузных клеток (к примеру, у метро «Чернышевская», ТЦ «Французский бульвар», универмага «Гаванский» и др.), в списке официально разрешенных не значатся. В районных администрациях их исчезновение считают своей заслугой: с этого года к ним перешли полномочия по демонтажу незаконных нестационарных торговых объектов, за что раньше отвечал Центр повышения эффективности.
«Если в прошлом году такие объекты и были, то стояли незаконно. В этом году мы ничего не демонтировали — но провели работу и всех предупредили, что, чтобы торговать, нужен договор с КИО», – прокомментировали в отделе потребительского рынка Центрального района.
В администрации Василеостровского района сообщили, что ежедневно совершают обходы территории на предмет выявления незаконных торговых точек. «Те, у кого нет разрешения, выселяются, а товар конфискуется», – пояснили там. Однако цифру демонтированных фруктовых лавок и арбузных развалов назвать затруднились.
Впрочем, в Центре повышения эффективности утверждают, что тоже не сидели сложа руки. В прошлом году было демонтировано 85 фруктовых лавок и бахчевых развалов.
Однако дефицит дынь и арбузов петербуржцам не грозит. По словам участников рынка, клетки с бахчевыми заменили небольшие прилавки и автолавки, которые рассеялись по районам. С такими точками проще скрываться от проверок, чем при наличии огромного развала.
«Клеток в этом году, действительно, стало меньше. Но теперь лотки с фруктами встают дверь в дверь с нашими магазинами, дают цену чуть поменьше, что могут позволить, поскольку не платят аренду», – комментирует Ашот Эфендиев. По его словам, выселить конкурентов удалось после обращений в администрацию и жалоб бизнес-омбудсмену.
С аналогичной проблемой столкнулась сеть «Реалъ», рассказал ее директор Игорь Янковский. «В этом году просто засилье фруктовых автолавок. Они неожиданно возникли рядом с несколькими нашими магазинами, чуть ли не загораживая проход. У них не то что договоров аренды, даже санитарных книжек нет. Но после того, как наша служба безопасности с ними поговорила, больше не появлялись», – говорит топ-менеджер.
Впрочем, по словам самих предпринимателей, торговать на законных основаниях им мешает сложная процедура согласования. Так, чтобы открыть в Петербурге сезонную точку по продаже дынь и арбузов, необходимо заключить с городом в лице комитета имущественных отношений договор размещения. Но чтобы участок был выставлен на торги, он должен быть включен в схему размещения нестационарных объектов.
Однако 10 мая 2016 года Смольный утвердил изменения в правилах нестационарной торговли, по которым предприниматели лишились права подавать заявки на включение в схему размещения. Теперь это могут делать только органы власти. По данным комитета имущественных отношений, в этом году о добавлении 29 участков для продаж бахчевых и елок попросила только администрация Красногвардейского района. Но торги по ним можно будет провести только для заключения договора на будущие периоды.
Собеседники «Фонтанки» в районных администрациях говорят, что сейчас не видят большой необходимости в расширении схемы, пока не заняты имеющиеся участки. «Но те точки, которые там есть, это не самые проходимые места, в них просто сложно отбить арендную ставку. Добиться включения тех, что нужны нам, практически нереально», – рассказал на условиях анонимности один из участников рынка.
«Ситуация с арбузными развалами повторяет историю с елочными базарами. Из-за сложных правил согласования в прошлом году тоже не было почти ни одного легального пункта продаж», – говорит директор Союза малых предприятий Владимир Меньшиков. По его словам, для легких сезонных конструкций было бы целесообразно максимально упростить процедуру получения разрешения. «Кроме того, возможность вносить предложения о включении в схему должна быть у самого бизнеса, поскольку власти не всегда понимают, что лишние 20-30 метров могут оказывать существенное влияние на прибыльность», – подчеркивает он. Однако при этом необходимо усилить контроль: такие точки должны торговать только отведенное время и только теми товарами, для которых предназначены.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»