В Петербурге запустили пробную версию велонавигатора по городским улицам. «Фонтанка» выяснила, насколько удалась очередная попытка сделать город удобнее для велосипедистов.
Обещанная программа развития велодорожек в Петербурге так и не получила никакого развития, несмотря на заверения чиновников. Пока в Смольном ищут бюджетные средства на развитие трасс и улучшение инфраструктуры, велосипедисты вынуждены облегчать себе жизнь самостоятельно. Очередную попытку сделать Петербург удобнее для любителей двухколесного транспорта предприняли австрийцы.
Приложение от австрийской компании Bike Citizens, разработанное на основе открытых карт OpenStreetMaps, охватило уже 350 городов в 30 странах мира и докатилось до Петербурга. Этому поспособствовал сооснователь сервиса велопроката Cafebike Станислав Иванов: он связался с разработчиками и предложил им сделать версию для Северной столицы.
Помимо Петербурга, проект запустился в Москве и Калининграде. Навигатор еще не доработан, поскольку карты работают только в браузере, а для запуска в виде полноценного приложения маршруты нужно еще довести до ума. Но в наличии главная фишка Bike Citizens — три уровня сложности поездки. Низкая сложность (Easy) предназначена для тех, кто желает неторопливо и безопасно прокатиться по тихим улицам, а высокая (Fast) — для продвинутых пользователей, которые не боятся транспортного потока и хотят побыстрее доехать до конечной точки. Средний уровень предлагает сбалансированный вариант.
Корреспондент «Фонтанки» опросил велосипедистов, успевших протестировать новинку. Оказалось, что навигатор пока далек от идеала. Иногда попытка проехать по предложенному маршруту может привести к опасной для жизни ситуации. Информация о перекрытых трассах и дорожных работах в карте не отражена. К примеру, если проложить маршрут от центра города до Финляндского вокзала, навигатор вполне логично предложит объехать Литейный проспект, но при этом проложит путь по перекопанной набережной Фонтанки. Многие маршруты выглядят излишне запутанными и неудобными, другие же, напротив, предлагают слишком опасный путь прямиком через оживленные участки. А иногда, особенно в режиме Easy, Bike Citizens зачем-то вырисовывает совершенно абсурдные крюки.
Навигатор не учитывает важные для велосипедистов моменты. К примеру, программа игнорирует пешеходные улицы и варианты объезда трасс через дворы. Не предусмотрено обозначение опасных участков с подъёмами или съездами, про одностороннее движение тоже забыли. Не учли разработчики и возможности выбора между проездом по дороге и по тротуару.
Поэтому бездумно кататься по маршруту, особенно на высокой сложности, велосипедисты пока не рекомендуют.
Но есть и плюсы. Во-первых, предпочтение в подборе маршрутов отдается трассам с минимальным транспортным потоком. Если рядом с маршрутом проходит менее оживленная улица, программа выберет именно ее. Дорабатывать карты предлагается самим пользователям, а потому в скором времени сообщество сможет исправить нынешние огрехи тестового режима и выработать наиболее удобные и безопасные пути передвижения. Во-вторых, на карте отображены все пункты проката, велопарковки и даже спортивные магазины, где можно приобрести запчасти или аксессуары для байка.
По просьбе «Фонтанки» новый сервис протестировала советник вице-губернатора Игоря Албина по велосипедизации Дарья Табачникова. Она покаталась по городу, воспользовавшись новым навигатором, и рассказала о своих впечатлениях.
«Такая идея, как разработка мобильного приложения для велосипедистов, была давно. Это довольно перспективная вещь. Но ребятам, на мой взгляд, в целом удалось решить эту проблему. Там, конечно, есть куча ошибок и недостатков, которые надо устранять, но в принципе, это отличный старт. В некоторых местах были выбраны действительно наиболее безопасные маршруты. Есть косяки — например, проезд через Апраксин двор. Но со временем это должны легко исправить. Было бы удобно добавить возможность выбора проезда по полосам для общественного транспорта. Нет существующих велодорожек, хотя их и так очень мало — всего 30 километров. Еще карта не очень удобна с точки зрения дизайна: мне не удалось найти 7-ю линию Васильевского острова», – рассказала Табачникова.
Велосипедизация — больная для города тема. Специальных дорожек в Петербурге крайне мало, их развитие застопорилось. Согласно правилам дорожного движения, любители двухколесного транспорта должны передвигаться по проезжей части. Но ездить по оживленным трассам многие велосипедисты справедливо опасаются, предпочитая кататься по тротуарам. Здесь они уже встречают недопонимание, а то и открытое негодование со стороны пешеходов.
В Смольном часто шли разговоры о необходимости улучшить жизнь велосипедистов. Чиновники решили создать сеть дорожек, выбрав три пилотные трассы на севере и северо-востоке города. Но эти грандиозные идеи так и остались на уровне разговоров: в бюджете не нашлось 130 млн рублей, необходимых на строительство маршрутов. Вместо этого деньги ушли на субсидию для инвестора центрального участка ЗСД, на достройку стадиона «Крестовский» и на создание тренировочных площадок к ЧМ-2018.
О необходимости все-таки взяться за развитие велодорожек не так давно заявлял и вице-губернатор Игорь Албин, попросив КРТИ заняться этим вопросом в 2017-2019 годах. «Протяженность велотрасс пока, к сожалению, увеличивается только в плоскости проектных решений», – посетовал тогда чиновник.
В начале августа Дарья Табачникова направила в Смольный запрос о выделении бюджетных средств на развитие инфраструктуры. Ответа пока так и не было. Максимум, на что можно рассчитывать в следующем году, — создание размеченных велополос на проезжей части. По словам Табачниковой, КРТИ рассматривает возможность спроектировать эти полосы за счёт собственных средств.
Александр Пелевин,
«Фонтанка.ру»