Кандидат от “Справедливой России” ходьбе в народ предпочел визиты к лицам, от которых зависит подсчет голосов. От встреч в подворотнях избирком тоже не застрахован.
Претендент на депутатское кресло в Законодательное собрание Максим Долгополов начал поход по избирательным комиссиям Василеостровского района. Знакомится, презентует Уголовный кодекс. По стечению обстоятельств, кабинетные визиты Долгополова совпали со встречей члена избиркома с двумя крепко сбитыми незнакомцами. Ему доходчиво объяснили, почему на острове должна победить «Справедливая Россия».
Петербургский предприниматель, член избиркома Виталий Вирский 12 сентября дежурил на избирательном участке № 113. Он расположен в школе на 13-й линии. В полтретьего дня Виталий оторвался от дел и направился в магазин. Прошагал немного. Сбоку подошли двое и впихнули в арку.
«Мне незнакомы, крепко сложены, за хорошими манерами не замечены. Было страшновато», – вспомнил Виталий.
Так как полиция об этой встрече еще не уведомлена, назовем ее профилактической беседой. Ее сценарий примерно следующий.
– Ты же член избиркома? – спросили парни.
– Да.
– Ты понимаешь, что «Справедливая Россия» должна победить?
Виталий, человек сугубо мирный, к толканиям в безлюдных местах не привыкший, не успел ничего сообразить, а потому ответил как есть:
– Нет, не понимаю. У меня нет ни к кому предвзятого отношения. Все покажут честные выборы.
Незнакомцы сочли нужным разъяснить:
– Если будете палки в колеса вставлять «Справедливой России», появятся проблемы. Мы все про вас знаем. Где живете – тоже.
В разговоре с «Фонтанкой» Виталий дополнил: «Характер угроз они не конкретизировали. Я им времени не дал. Вырвался, выскочил на тротуар, перешел на быстрый шаг, не оборачивался. Они не догоняли».
Поостыв, бизнесмен счел инцидент незначительным и решил не докладывать председателю 113-й УИК Александру Пшеничному, который, в свою очередь, обо всех инцидентах должен сообщать главе территориальной избирательной комиссии № 2 (Василеостровский район, объединяет более 70 участков) Ольге Лакшиной.
Лакшиной и без подворотни перепало напоминание о «Справедливой России». В тот же день к ней в приемную, расположенную в здании администрации, с ознакомительным визитом лично пришел кандидат Максим Долгополов. Встреча не назначалась, времени у Лакшиной было в обрез, поэтому основной диалог состоялся в коридоре, при посторонних.
Максим Владимирович поинтересовался у Ольги Вячеславовны, предупреждены ли избиркомовцы об уголовной ответственности. Лакшина ответила положительно, заверила о работе участков в правовом поле. Долгополову, вероятно, этого показалось мало. Он вручил несколько экземпляров Уголовного кодекса.
Ольга Лакшина подтвердила «Фонтанке» приход Долгополова. Как она поняла, кандидат очень расстроится, если будут допущены нарушения против «Справедливой России».
«Визит носил мирный характер, никаких угроз в свой адрес я не почувствовала», – резюмировала Ольга Вячеславовна.
Увидел вчера Долгополова и главврач Городской наркологической больницы на 4-й линии Дмитрий Константинов. Внимание к учреждению приковано после слухов о том, что при максимальной коечной вместимости 383 человека в список временно пребывающих избирателей включены 2000 фамилий.
– У меня был прием, – рассказал «Фонтанке» Константинов. – Гость представился Максимом Долгополовым. Он задал кое-какие вопросы о выборах. Попросил, чтобы не было нарушений. Получил ответы, мы попрощались.
– Уголовный кодекс вам не вручали?
– У меня свой на столе лежит.
38-летний Максим Долгополов – успешный бизнесмен, хотя его предпринимательский талант регулярно оттеняют посторонние истории. В 2009 году он провел время в дубайской тюрьме после убийства Сулима Ямадаева. В 2011-м на митинге с его участием градус напряжения ярче всего выразил сброшенный с трибуны пенсионер, а политические пристрастия менялись как картинки в детском калейдоскопе. Долгополов присягал на верность «Единой России» как символу стабильности. Потом без успеха поднимал «Правое дело». Еще на него возлагал надежды Жириновский, по звонку сделав куратором ЛДПР в Петербурге, но через пару месяцев передумал. Теперь вот, с лета 2016-го, «Справедливая Россия».
Долгополов подтвердил «Фонтанке», что со вчерашнего дня начал наносить визиты.
– Мы же за честные выборы? В больнице, например, я хотел поинтересоваться и получить заверение, что 2000 избирателей не будет.
– Вас заверили?
– Мне так показалось.
– Какие места еще посетили?
– Мы смотрим все УИКи. И сегодня тоже заходили в гости. На память оставляем Уголовный кодекс. В нем подчеркнуты определенные статьи.
– Какие, не подскажете?
– Под рукой нет, а на память не помню.
– Обход делаете лично вы?
– Я и мои, скажем так, представители.
– На 113-м участке тоже побывали ваши представители?
– Если мои представители куда-то приходили, вряд ли они могли угрожать. У нас установка простая: за честные выборы, за защиту нашего результата. А все остальное – либо провокация, либо неправильно услышанные слова.
– Кто-нибудь из коллег еще ходит по УИКам?
– Те, кто хочет отстоять результат, такой же методикой пользуются.
В «Справедливой России» сообщили, что кандидатам было рекомендовано ходить по УИКам и представляться.
Адвокат Юрий Новолодский, депутат ЗакСа первого созыва и нынешний кандидат от «Справедливой России», в равнодушии к результату не замечен, но к партийным рекомендациям относится иначе: «Я вообще даже не считаю нужным говорить с председателями УИКов. Это, спрашивается, зачем нужно? Что может дать личное знакомство? Ко мне отношение лучше будет? Председатели по своей должности и так должны знать, кто баллотируется по их участкам. Если мне станут известны факты нарушений, я добьюсь, чтобы негодяи были привлечены к уголовной ответственности. Вот в чем разница между моим коллегой и мной».
Еще один эсер, Алексей Ковалев, уточнил, что партией принято решение предупреждать председателей УИКов об уголовной и административной ответственности, но эта обязанность возложена на предвыборный штаб. «А кандидат в первую очередь должен знакомиться с электоратом», – выразил мнение Ковалев.
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»