Выпускникам 2017 года не придется сдавать дополнительные письменные экзамены, которые предложил ввести ректор МГУ Виктор Садовничий, рассказал в эфире [Фонтанки. Офис] председатель совета ректоров Петербурга и ректор ИТМО Владимир Васильев.
[Фонтанка. Офис] расспросила Владимира Васильева, почему вузы Петербурга и Москвы настаивают на введении дополнительных письменных испытаний для абитуриентов, как откликнулась на предложение Виктора Садовничего новый министр образования и науки Ольга Васильева и зачем России собственный рейтинг вузов.
⁃ Виктор Садовничий на заседании совета Российского союза ректоров предложил ввести дополнительный письменный экзамен при поступлении в вузы. Как на это отреагировала министр Ольга Васильева?
⁃ Действительно, Виктор Антонович предложил ввести дополнительное вступительное испытание. Но крайне важный вопрос — по желанию высших учебных заведений. Министр отреагировала положительно — наверное, нужно вводить, но не для всех. В первую очередь речь идет о педагогических, медицинских и технических университетах.
⁃ Когда можно ждать эти нововведения?
⁃ То, что дополнительные экзамены не появятся в 2017 году, это точно. Вопрос еще будет обсуждаться. И второе — было озвучено предложение, оно не будет обязательно воплощено. С одной стороны, у вузов к ЕГЭ, безусловно, нарекания есть, и по содержанию, и по форме. С другой — мы можем отсечь и потерять достаточно много ребят из отдаленных городков, поселков, которые хотели бы учиться в ведущих вузах Москвы и Петербурга, но не имеют достаточно богатых родителей, чтобы позволить себе приехать в столицы для сдачи дополнительного вступительного испытания.
⁃ То есть в ЕГЭ есть свои плюсы?
⁃ Плюсы есть, безусловно. Это вопрос доступности образования. Но я против так называемых закрытых тестов, когда испытуемый выбирает из предложенных 4 ответов. Экзамен превращается в «угадайку», натаскивание. Есть тесты открытого типа, это задачи. И я был сторонником включения в ЕГЭ таких задач в нашей области – по математике, физике, химии, информатике.
⁃ Говорить о том, что система образования при новом министре может лишиться нововведений, возникших при Андрее Фурсенко, преждевременно?
⁃ Безусловно, это пока только предложение. Надо оценить, где это действительно нужно, какие дополнительные компетенции, знания будут проверяться этим вступительным испытанием. Была предложена даже форма — письменный экзамен. МГУ такой дополнительный экзамен уже проводит. Московский физико-технический институт – проводит собеседования.
⁃ В любом случае, если министр прислушается и будут предприниматься какие-то шаги, новации в первую очередь коснутся технических вузов?
⁃ Министр Ольга Васильева назвала три группы. Ее, безусловно, волнуют педагоги, психологическая подготовка учителей — готовы ли абитуриенты в принципе работать в школе. Второе — медицинские вузы. Есть требования к социально-личностным качествам — эмпатии и так далее. Врач должен не только любить биологию или химию, но и понимать, что он будет работать с людьми. Ольга Васильева сказала, что также крайне важны дополнительные вступительные испытания в инженерные вузы, которые готовят специалистов для ответственных областей — конструкторов самолетов, двигателей...
⁃ Вы с Ольгой Васильевой до этого совета встречались?
⁃ Конечно, встречался.
⁃ На что рассчитывает высшая школа, как вы воспринимаете нового министра? Это сдержанный оптимизм, радость или есть какие-то опасения?
⁃ Понятно, что любой человек, который приходит к руководству, тем более в ранге министра, имеет свой взгляд. Как вы знаете, Ольга Васильева уже очень серьезно занялась школами. Что касается высшей школы, она беспокоится о том же, о чем 115 лет назад говорил Сергей Витте, – о том, что инженер без серьезной гуманитарной подготовки — это опасно, это приносит вред не просто человеку, а государству. Она придерживается мнения, что гуманитарная составляющая для подготовки технических специалистов, инженеров крайне важна. Мне с этим трудно не согласиться.
⁃ То есть мы фиксируем нормальный оптимизм относительно того, что мы ждем от нового министра.
⁃ Да, во всяком случае, с предложением уделять внимание социально-личностным компетенциям школьников и студентов тяжело не согласиться. Такое же отношение демонстрируют зарубежные университеты. Они это называют soft skills. Социально-личностные компетенции должен иметь каждый образованный человек — знать историю, например.
⁃ В начале ноября было заявлено о новом международном рейтинге университетов «Три миссии». Как это будет работать? Кому и что это даст? Кто, кроме ИТМО, в него попадет?
⁃ Основная идея — проанализировать качество образовательного процесса, поскольку все существующие рейтинги не очень сильно принимают это во внимание. Поэтому предложены три равных показателя, которые касаются качества образования, науки и связи университета с работодателями.
⁃ Это придумано для того, чтобы подтянуть к лучшим остальных внутри страны, или планы выходят за границы государства?
⁃ Во-первых, рейтинг может стать одним из инструментов оценки эффективности вузов. Она уже проводится в соответствии с законом. Вторая идея — посмотреть и проранжировать с привлечением международных экспертов не только российские, но и глобальные университеты.
⁃ Грубо говоря, если нам «Оскар» не дают, учредим свой.
⁃ Все-таки в системе образования России есть определенная специфика. И рейтинг будет учитывать наше видение, не только англо-саксонское. Я, кстати, не думаю, что между этими рейтингами будут большие отличия.
⁃ Когда мы узнаем первые результаты?
⁃ В апреле будут отранжированы российские вузы. Думаю, что к сентябрю присоединится еще ряд стран. Условно говоря, БРИКС. И где-то к концу 2017 года, как в хорошем фильме было, замахнемся на Вильяма Шекспира, – замахнемся на глобальный рейтинг. То есть он будет трехступенчатым — российский уровень, БРИКС, все другие страны.
«Фонтанка.ру»