Отвратительного вкуса «шампанское», премиум-семга с гнилым запахом, красная икра и сливочное масло с кишечной палочкой в нагрузку. Таким предпраздничным ассортиментом грозит петербуржцам «Роскачество».
«Фонтанка» обратилась к таким популярным позициям, как игристые вина (выпить), красная икра и красная рыба со сливочным маслом (закусить), и навела справки на сайте «Роскачества» (http://roskachestvo.gov.ru): под какой личиной скрывается враг?
Напомним, что это государственное НКО, учрежденное постановлением правительства для «стимулирования отечественных производителей к выпуску продукции, соответствующей уровню лучших мировых аналогов». Финансирует ее деятельность Минпромторг.
Мы оставили без внимания такие «безобидные» вещи, как недосол, пересол или небрежность в маркировке продукта. В нашем фокусе – только жесткие факторы. Так, чтоб если съесть/выпить, то на долгую память.
Начнем с газированных алкогольных напитков. «Роскачество» исследовало полусладкие сорта того, что у нас в стране по привычке называется шампанским, и предостерегает от покупок игристого белого вина из Феодосии под названием «Ореанда» («нарушения органолептических показателей, установленных ГОСТом, что отразилось в неразвитом и нехарактерном для игристого вина вкусе, с примесью посторонних тонов»), «Ставропольского» шампанского из г. Георгиевск («цвет темно-желтый, не характерный для напитка данного сорта, в аромате присутствуют посторонние тона; кроме того, у данного товара якобы выявлен низкий уровень давления двуокиси углерода в бутылке, что может говорить о нарушениях в технологии производства»), «Ростовского Золотого» вина и «Цимлянского шампанского»(«нехарактерный для игристого вина аромат с посторонними тонами, а также разлаженный, негармоничный вкус»), а также целой линейки продукции из Северной Осетии: «Российское шампанское» (ООО «Винтрест-7», «неинтенсивный, блеклый вкус»), «Венецианская маска» (ООО «Винтрест-7», «вкус разлаженный, негармоничный») и еще одно «Российское шампанское» (ООО «Салют», «вкус шампанского блеклый, неполный»).
Где шампанское, там и бутерброды с икрой и красной рыбой. Любителям лососей в ломтиках необходимо быть настороже: в Петербурге, предостерегает "Роскачество", вовсю практикуется подмена заявленного сорта рыбы совсем другим. Так, организация заметила это у брендов Gustafsen, «Перекресток» и «Меридиан», которые под видом семги предложили покупателям удовольствоваться форелью. Тему якобы развили в сети «Ашан»: в упаковках местной торговой марки «Каждый день» уже вместо форели положили просто лосося. Диагноз «повышенная микробиологическая осемененность» стал общим местом для рыбных нарезок под лейблами «Бухта изобилия» (филе-ломтики семги, 120 г), «Каждый день» (филе нерки, 150 г), Gustafsen (семга premium, 250 г, – проверенный образец обладал также гнилостным запахом), «Меридиан» (нерка, 120 г, и форель, 120 г, – тоже с гнилостным запахом).
Традиционно много претензий предъявлено крк асной икре. Самый частый упрек – большое количества джуса, жидкости, в которой «плавают» икринки. При норме около пяти процентов от общей массы некоторые производители умудряются заливать восемь-десять. Это касается 140-граммовой баночки лососевой икры первого сорта «Русское море», стеклянной упаковки икры под брендом «Очень полезная» (160 г, ООО «Путина»), а также жестяной упаковки в 95 г этого же производителя и икры горбуши ООО «РИК» (жестяная банка, 140 г).
Но самое неприятное, когда в консервах находят кишечную палочку. Здесь, утверждает «Роскачество», отметились уже упомянутые образцы продукции от ООО «РИК» и ООО «Путина» («Очень полезная»), а также лососевая зернистая икра московской фирмы «Меридиан» и производства сестрорецкого рыбокомбината «Морская планета» – обе расфасованы в 140-граммовые жестяные баночки.
Евгения Синякова, директор петербургского производителя ООО «Путина», категорически несогласна с результатами исследований «Роскачества»:
– У нас просто времени нет судиться со всеми этими организациями. Недавно один из журналов написал про нас какую-то гадость, сравнивая ТУ-шную икру с ГОСТовской икрой конкурентов. Вы бы стали сравнивать сливочное масло по ГОСТу с маслом, сделанным из пальмовых жиров? А люди сравнивают и говорят, что наша икра не очень хорошая. Мы устали от этого потока нечистоплотной информации. Люди, не разбираясь в вопросе, не консультируясь, хватаются по верхушкам: где-то взяли, что-то съели… С "Роскачеством" мы планируем судиться: откуда они берут эти образцы, кто их сдает на анализы? Наши клиенты – «О’Кей» или «Ашан» – проводят постоянный ежемесячный мониторинг. У нас нет проблем с качеством. А как какая-нибудь газета возьмет, сразу начинаются проблемы. Газетам нравятся проблемы, и есть желание подоблить кого-то чем-то коричневым, чтобы людям было интересней читать. Икра – продукт российского производства, наш исконный продукт. На нее в принципе льется бесконечный поток негативной информации. Вы просто отучите людей потреблять икру. Мы живем на земле, которая не дает нам мандаринов, апельсинов и ананасов. Мы едим огурцы, квашеную капусту, икру, селедку. Так же поступают финны, норвеги – они кушают тот продукт, который дает их земля. А мы постоянно: «там червяки, там дрожжи, там патогенная флора». У нас идеально чистое производство! Людей кошмарят и отбивают охоту есть продукт. Ну давайте кушать мандарины. А то, что в икре огромное количество витаминов, омега-кислот и всего, что нам нужно, потому что у нас зима длинная, – никто не расскажет.
Что икра, что красная рыба – все эти деликатесы тесно дружат со сливочным маслом, которое, конечно же, должно быть качественным. На применении растительного жира погорело масло «Вологодские луга», а все ту же вредоносную кишечную палочку якобы обнаружили в продукции распространенного бренда «Доярушка» и сразу в трех образцах продукции, выпущенной ООО «Невские сыры», входящим в группу компаний «Нева милк»: речь идет о масле сливочном ГОСТ 82,5%, 450 г, Danke Anke 82,5%, 180 г, и «Тысяча озер» 82,5%, 450 г.
Бренд-менеджер «Тысячи озер» Анны Костарева на вопрос «Фонтанки» ответить не захотела.
– Как бренд-менеджер я отвечаю, конечно, за бренд, но не являюсь спикером от компании. Вам необходимо связаться либо с генеральным директором, либо с директором по маркетингу, которая на данный момент на больничном.
Последовать ее совету и связаться с руководством ООО «Невские сыры» было невозможно, на ресепшене предприятия ответили: «Если честно, мы не соединяем с гендиректорами по таким вопросам».
Чтобы лучше сориентировать наших читателей, напомним, что ООО «Невские сыры» выпускает также продукцию под брендами «Золото Европы», «Сиртаки», «Город сыра», Dolche Granto, «Масло из Вологды», «Силенок». А пресс-секретарь «Роскачества» Мария-Марта Галичева заверила «Фонтанку», что, несмотря на датировку лабораторных исследований прошедшими месяцами этого года, ситуация с качеством конкретных марок не изменилась: их продукция по-прежнему остается под подозрением. Впрочем, позже добавила – "Мы уже получаем письма от производителей, что они исправили ситуацию, т.е. по их словам, недочеты устранены. Именно поэтому Роскачеством предусмотрена процедура проведения повторных исследований, после того, как участники товаропроводящей цепи наладят культуру производства и проведут корректировки всех технологических процессов. Мы планируем выйти на исследования в первый квартал 17 года".
На момент сдачи материала не был получен обещанный комментарий пресс-службы Х5 Retail Group (торговая сеть «Перекресток»), с представителем "АШАН-ретейл Россия" связаться не удалось.
Собеседник в управлении Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Фонтанке» предложил самостоятельно определиться, доверять или нет результатам исследований продуктов, проведенных «Роскачеством».
Справка: «Российская система качества» – автономная некоммерческая организация, учрежденная распоряжением правительства РФ в 2015 году, проводящая независимые исследования качества товаров, представленных на полках российских магазинов. По утверждению руководства АНО, вся его деятельность финансируется государством и не ведется в интересах каких-либо производителей или других спонсоров.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»