Каждый час прошедшей недели экстренные службы Петербурга выезжали для проверки подозрительных предметов. Это в триста раз больше, чем за весь март.
За последнюю неделю оперативные бригады полиции, Росгвардии и МЧС выезжали на обследование плюшевых слона и гнома, игрушечной машинки, сумки со стеклянными банками и одного бездомного. Это из разряда экзотики. Основным поводом для проверок остаются бесхозные сумки, рюкзаки, коробки и просто бытовой мусор. Частота вызовов зашкаливает уже неделю, только за шесть дней и только полиция выезжала по звонкам тревожных граждан не меньше 120 раз.
Пик звонков о бесхозных предметах пришелся на четвертое и шестое апреля — то есть на следующий день после теракта в метро и в день задержания возможных сообщников предполагаемого смертника. Понятно, что главный удар панических настроений приняла подземка — с 4-го числа экстренно закрывать станции пришлось 11 раз. До двух десятков выездов в сутки выпадает на долю полицейским районных управлений, тогда как до 3 апреля о подозрительных предметах сообщали не чаще 2 – 3 раз в месяц. В среднем по шесть раз за день теперь зовут на ложные минирования сотрудников МЧС.
Тяжелее всего приходится сотрудникам Адмиралтейского, Центрального, Московского и Петроградского районов. На юге и севере Петербурга, а также в пригородах и Ленобласти — относительное спокойствие. Если раньше там отрабатывали звонки сумасшедших и хулиганов по разу в неделю, то сейчас проверяют заявки сознательных жителей раз-два в сутки.
Беспокойство граждан вызывают не только пакеты, коробки и сумки. Полицию просили посмотреть на игрушку – машину, оставленную у мусоропровода. «Вчера ее не было», – объясняли свой страх звонившие. Плюшевый слон на пешеходном переходе в Петергофе; в Сестрорецке – мягкий гном со вполне настоящим телефоном на шляпе; старая видеокамера на скамейке двора на проспекте Культуры; сумка с банками из-под консервированных огурцов и помидоров; портфель с телефоном, поставленным на зарядку в одном из супермаркетов; бездомный, чьи баулы напугали пешеходов у ресторана «Палкин».
Особое внимание привлекла пластиковая бутылка, оставленная у стационарного поста ДПС на Каменноостровском проспекте. Емкость была упакована в коробку, а та — перевязана красной ленточкой. Такая подача напомнила о «мстителях ГИБДД», устроивших взрыв в 2015 году. Чтобы убедиться в безопасности находки, пришлось на час перекрывать главную артерию Петроградского района.
Взрывотехники ОМОН Росгвардии свою статистику выездов сравнивают с первой неделей после терактов в Париже. Правда, тогда заявок было всего в десять раз больше, чем в обычные дни. Сегодня же работы для силовиков столько, что Федеральной службе безопасности сказано временно прекратить проверки в отношении городских служб. Не особый секрет, что в задачу ФСБ входит периодически оставлять без присмотра очевидно подозрительный предмет и наблюдать за реакцией.
После задержания вербовщиков и сообщников на Товарищеском районы «бомбят» звонками о мигрантах, проживающих в съемных квартирах. У ГУ МВД есть план проверок «резиновых» квартир, но на такие сигналы, естественно, выезжают как на приоритетные. Тут статистическое преимущество как раз имеют «спальники», далекие от центра Петербурга.
«Вопрос о том, когда пройдет тревожность, не имеет однозначного ответа. Если речь идет о массах, то напряжение может стихнуть в течение двух недель. А для конкретного человека болезненное состояние, психотравма могут стать триггером к невротическому, тревожно-депрессивному и даже посттравматическому синдромам. Ее лечение может занять многие месяцы», – говорит главный психотерапевт комитета по здравоохранению Петербурга Владимир Курпатов.
Татьяна Востроилова,
«Фонтанка.ру»