СКА нанес 103 броска в сторону ворот «Металлурга», но даже этого оказалось мало. В этот раз на стороне магнитогорцев явно были высшие силы, которые помогли сравнять счет в серии.
Первая игра финала получилась настолько зажигательной, что вряд ли что-то могло ее переплюнуть. Дошло до того, что коррективы в итоговый протокол вносились даже спустя двое суток, а последствия обсуждались вплоть до стартового свистка игры номер два. Нападающий первого звена СКА Вадим Шипачев постфактум получил 5+20 минут за удар клюшкой в пах форварду Владиславу Калетнику. Аналогичный штраф выписали нападающему «Магнитки» Томми Санталу за удар клюшкой форварду Никите Гусеву.
Итого в общей сложности дисциплинарные штрафы до конца игры получили четверо хоккеистов, включая армейца Илью Ковальчука и металлурга Оскара Осалу. До последнего момента обсуждалась возможность даже дисквалификации каждого из них минимум на один матч, но спортивно-дисциплинарный комитет КХЛ благоразумно принял решение отказаться от столь жестких санкций. Впрочем, в случае Ковальчука рады были не все. Многие болельщики СКА (и не только СКА) убеждены: шансов на итоговый успех без капитана у армейцев больше в разы. Это, конечно, шутка, но в ней есть зерно истины. Ошибаться так, как это сделал Ковальчук в первой игре в случае со второй пропущенной шайбой, – роскошь для финала непозволительная.
В целом составы на второй матч финала Кубка Гагарина остались практически неизменными. Да и вряд ли на такой стадии вообще будут какие-то серьезные перестановки без весомых на то оснований. Именно поэтому любые изменения, особенно в первом-втором звене, вызывают массу вопросов. «Металлург» обошелся без неожиданностей и совершил незначительную замену: в четвертом звене Дмитрия Казионова сменил младший брат Денис Казионов. А вот у СКА вообще пропал из заявки защитник первой пары Егор Яковлев. Почему — хороший вопрос. В прошлом матче он отыграл меньше 11 минут, при этом присутствовал на льду в концовке, когда Дадонов забивал победный гол. Особых ошибок тоже не совершал, чтобы присесть на скамейку запасных. Так что, скорее всего, дело все-таки в какой-то несерьезной травме. Его заменил Роман Рукавишников и сделал это относительно удачно. Самого Рукавишникова в четвертом звене заменил Виктор Тихонов.
В первом периоде тезис, тиражируемый главными тренерами обеих команд о том, что в финале многое, если не все, будет зависеть от игры в неравных составах, соперники решили возвести в абсолют. Первыми удалились армейцы: присел на скамейку штрафников Евгений Кетов за задержку руками. 36 секунд понадобилось «Металлургу», чтобы открыть счет. Удивительную по быстроте комбинацию завершил Ян Коварж. Минус нужно записать защитнику СКА Антону Белову, опекавшему Коваржа. Почему-то клюшка Белова в момент приема шайбы чешским центрфорвардом болталась где-то вверху.
СКА ответил спустя три минуты своим голом в большинстве. Удаление капитана «Металлурга» Сергея Мозякина после гениальной перепасовки реализовал Шипачев. Тут же армейцы заработали еще одно большинство и едва не вышли вперед: один бросок попал в перекладину, второй в нижнюю часть каркаса ворот — шайба отскочила за спину Кошечкину и секунду просто лежала там, пока ее оттуда не вынес Антипин. Первый период завершился с ужасными для болельщиков «Металлурга» цифрами: всего два броска магнитогорцев по воротам против 17 у СКА. Если сюда приплюсовать 16 заблокированных хозяевами бросков, то преимущество армейцев оказывалось просто чудовищным. Объяснение тому, что в воротах «Металлурга» побывала при всем при этом всего одна шайба, также всего одно — Василий Кошечкин.
***
Второй период завершился с еще более странным результатом. СКА продолжил доминировать на всех участках поля. Количество бросков по воротам Игоря Шестеркина немного возросло, но все они до определенного момента не носили даже потенциальной опасности. Игра шла без шайб, но зато с массой стычек, которые могли вот-вот перерасти во что-то более серьезное. Такую тактику избрал на этот игровой отрезок главный тренер «Магнитогорска» Илья Воробьев. Дважды судьям пришлось применять обоюдные удаления, чтобы утихомирить игроков. Особенно усердствовал в тактике мелкого фола нападающий Евгений Тимкин. После неприкрытого толчка защитника Андрея Зубарева судьи все-таки наказали его двухминутным удалением. Казалось бы — очередной шанс СКА забросить.
Количество бросков по воротам Кошечкина уже приближалось к третьему десятку. Но все завершилось как-то уж совсем нелогично. Разыгрывая шайбу в зоне хозяев, Гусев, находясь за воротами, отдал не глядя пас на пятак Ковальчуку. Передача оказалось то ли неточной, то ли сам Ковальчук оказался не там, где он должен был находиться, но шайба попала на клюшку Владиславу Калетнику и тот вместе с Сергеем Терещенко убежал в контратаку. Их вроде бы прикрывали Дадонов и Хафизуллин соответственно, но второй не сумел накрыть бросок Терещенко, а первый прозевал отскок от щитка Шестеркина, хотя видно было, что вратарь СКА акцентированно отбивает в его сторону. 2:1 — с таким счетом команды ушли на второй перерыв.
Шайба, пропущенная в меньшинстве, психологически как-то повлияла на петербуржцев. В третьем периоде они продолжали бросать, но было это уже безо всякой мысли — броски ради бросков. «Металлург» же, наоборот, начал наращивать темп и впервые в серии полностью завладел инициативой, заставив соперника запаниковать. Закончилось все это еще одним нелепым голом в ворота СКА. На исходе основного времени Шестеркин побежал меняться на шестого полевого игрока — обычная практика в таких ситуациях. Но что-то пошло не так. «Металлург» почти сразу воспользовался ситуацией, и Сантала забил в пустые ворота. Знарок прямо на скамейке начал кричать на свой тренерский штаб. Сложилось твердое убеждение, что Шестеркина сменили не совсем в тот момент, когда этого хотел Знарок. Финальный свисток зафиксировал счет 3:1 в матче в пользу «Металлурга» и 1-1 в серии.
***
Пресс-конференция главных тренеров в этот раз была чуть поживее, чем обычно. Например, Илья Воробьев на вопрос о голе в меньшинстве, который перевернул игру, сказал: «Где-то сверху нас услышали». Глядя на итоговые 103 броска в сторону ворот «Металлурга», по-другому и не скажешь. Даже Знарок разбавил свой традиционный комментарий парой новых слов: «Мы неплохо играли, но ошибка в меньшинстве… А так — готовимся к следующему матчу».
Эксперты же и любители статистики вспомнили: команда, которая выигрывала второй матч финальной серии, без исключений в итоге выигрывала и Кубок Гагарина. Похоже, для армейцев настала пора переписать историю.
Артем Кузьмин,
«Фонтанка.ру»