Люди на инвалидных колясках сегодня вновь протестировали доступность главной городской магистрали – Невского проспекта. Для Петербургской общественной правозащитной организации инвалидов «На коляске без барьеров» – это вторая подобная акция.
Делается это так: с двух точек – от Дворцовой и от площади Восстания люди на колясках двигаются по Невскому, по дороге заезжая (или пытаясь заехать) в кафе, аптеки, сувенирные и прочие магазины, отделения банков и прочие заведения на главной улице города.
Прохожие удивляются такому количеству людей на колясках, потому что, несмотря на ратифицированную Россией Конвенцию о правах инвалидов, федеральные законы и программу «Доступная среда», не произошло или происходит слишком медленно самое главное – изменение в головах, осознание на каком-то самом базовом уровне, что среда эта, что вокруг нас, – должна быть универсальной для всех.
Люди на колясках пытались посетить кафе. Самим дверь не открыть. Если есть кнопка вызова персонала – хорошо, но всё же она присутствует далеко не везде.
В отделении Сбербанка на углу Невского, недалеко от арки Главного штаба, кнопка вызова вообще не сработала.
Но вот звоним и получаем, как правило, одну и ту же картину – изумление персонала.
Выясняем в одном из кафе популярной сети «Север-Метрополь», что персонал никогда не проходил инструктаж – что делать, когда к ним в заведение приезжает человек на коляске.
В сувенирный магазинчик в начале Невского, на четной стороне, не заехать никак вообще – не приспособлен высокий порог стильной двери. В офис DHL не попасть – нет кнопки вызова, хотя вышедшая сотрудница сообщила, что заехать в офис на коляске можно – через подворотню. Но как человек на коляске об этом узнает? Ни кнопки звонка, ни объявления.
Отдельная «песня» – туалеты в заведениях общепита. В «Севере» коляска не проехала, в «Бургеркинге» проехала, но дверь в туалет закрыть было уже невозможно.
Вот представьте себе: вы сидите в заведении, пьете пиво или колу, и вам… надо, ну очень надо. Вы встаете, идете. Но обнаруживаете, что не пролезаете в узкие двери туалета, а в другом заведении в аналогичной ситуации вы понимаете, что в помещение с унитазом вы поместились, но вынуждены как-то так – при открытой двери сделать то, в чем так нуждается ваш организм. Потому что дверь не закрывается. Представили? Вот то-то и оно.
Люди на колясках, а также представители комитета по социальной политике и президент «На коляске без барьеров» Юлия Яганова терпеливо разъясняли менеджерам заведений и персоналу, что не так. Надо сказать, что слушали все внимательно, доброжелательно, с пониманием, брали визитки, соглашались, что многого просто не знают. Яганова говорит, что власти понимают, идут на диалог – то есть эту проблему не игнорируют окончательно, но всё равно люди на колясках в большинстве своем для города невидимы, потому что город доступен для них очень относительно.
Марина Гарафутдинова, которая и обнаружила, что если заедешь в туалет на коляске в «Бургеркинге», то дверь не закроется, говорит: «В новых районах еще получше, а центр для таких, как я, недоступен на 99 процентов. Но у меня политика такая – хожу везде одна, некому особо сопровождать меня, но если где-то что-то недоступно, я заставляю, чтобы меня затаскивали, – охранников прошу позвать или еще как-то, потому что это не мои проблемы».
Надежда Цыркунова рассказала, что ей, если некому проводить по центру, в городе мало что доступно, и каждый раз надо очень тщательно продумывать маршрут: «Мне надо четко понимать – справлюсь ли одна».
И Надя, и Марина – яркие, симпатичные девушки, и им, безусловно, хочется погулять по центру, посидеть в кафе и барах, заглянуть в магазины, а не быть «невидимыми людьми».
Семья Оксаны, Сергея и 14-летней Калины, девочки в инвалидной коляске, из своего Парнаса редко выбирается в центр: «Дочка уже большая, коляска громоздкая, очень тяжело, учитывая беспомощность девочки», – говорят родители. Когда муж и жена вместе – ещё куда ни шло, а вот когда мама с дочерью одна – вообще не решается никуда поехать, хотя для Калины очень важны впечатления.
«Потребительский рынок нас не слышит, сфера услуг не работает – практически ничего с прошлогодней нашей прогулки по Невскому не изменилось, – резюмирует Яганова. – Как клиента инвалида не существует для большинства предприятий, ведь речь не только о пандусах, а о доступности услуги, о готовности и умении персонала её оказать человеку на коляске, а мы снова видим изумление и удивление персонала».
5 мая отмечается Международный день борьбы за права инвалидов. Свою историю эта дата ведет с 1992 года, когда 5 мая люди с ограниченными возможностями одновременно в 17 европейских странах провели день борьбы за соблюдение равных прав и против дискриминации людей с физическими, психическими или сенсорными ограничениями.
Галина Артеменко, «Фонтанка.ру»