Несмотря на то, что полком в буквальном смысле ни одну из демонстраций назвать язык не повернется - по количеству участников они тянут максимум на взвод, - вокруг идеи провести акцию Хельсинки сразу разгорелась острая полемика. Некоторые выходцы из России, давно живущие в Суоми и практически ассимилировавшиеся там, считают идею провести шествие провокацией и сетуют, что из-за подобных акций финны будут хуже относиться к русской диаспоре. Даже некоторые финны писали организаторам личные сообщения в Facebook с просьбой не устраивать в их городе ничего подобного.
Память VS пропаганда
Бессмертному полку, в этом году проходящему более чем в сорока странах, и раньше были рады далеко не везде. В прошлом году шествие в Риге стало одним из поводов для закрытия частной русской гимназии Innova, рассказал сопредседатель совета МИПОД Бессмертный полк Игорь Дмитриев. Тогда в шествии, в котором принимали участие ученики школы, местные власти увидели угрозу национальной безопасности и нелояльность Латвии. Что касается «неофициальных» Бессмертных полков, не согласованных со штабом движения, то они, по словам Игоря, имеют полное право на существование. «Главное - соблюдать устав нашего движения: полк не может быть имиджевой площадкой, также недопустимо использование политической и любой другой не относящейся к нему символики». Однако, несмотря на то что в уставе Бессмертного полка четко прописано, что это неполитическое движение, направленное на сохранение памяти о погибших во Второй мировой войне, акция нередко воспринимается как пропутинская пропаганда и «ура-патриотизм» и, несмотря на мирный характер, вызывает отнюдь не мирные споры.
Полк в пятнадцать человек
«Официальный» Бессмертный полк, проходящий при поддержке томского штаба движения и российского посольства, состоится на полуострове Порккала-Удд: пятнадцать человек прошествуют 50 - 100 метров с портретами воевавших родственников от автобуса до мемориала.
Порккала-Удд - это бывшая советская военная база в 30 км от Хельсинки, которая располагалась с 1944 по 1955 год на арендованной у Финляндии территории одноименного полуострова. Здесь находится захоронение советских военнослужащих, и каждое Девятое мая к нему возлагают цветы российские дипломаты.
Инициатива проведения Бессмертного полка принадлежит русскоязычной общественной организации «Культурный мост» (Kulsi Ry), зарегистрированной в 2014 году русскими иммигрантами в Хельсинки с целью «помочь россиянам в адаптации в финское общество», но при этом «сохранить русский язык в качестве родного». Сообщество занимается проведением выставок, празднований Пасхи и Масленицы, народных игр и разнообразных культурных мероприятий в стиле «а-ля рус». Среди его партнёров числится, в частности, «Россотрудничество» (агентство при МИД РФ, которое занимается делами соотечественников за рубежом).
До Порккала-Удд заказан автобус туда и обратно, однако все пятнадцать мест для участников Бессмертного полка уже заняты. «Все остальные, кто хотел бы присоединиться, могут приехать на машине. Начало акции - в 10:00», - рассказала координатор Бессмертного полка в Хельсинки и председатель Kulsi Ry Анна Оборина. На вопрос корреспондента «Фонтанки.fi» о том, почему организаторы решили не проводить шествие в черте города, Анна ответила: место проведения мероприятия было выбрано по согласованию со всеми, кто принимает в нем участие, – в их числе Общефинляндский союз организаций российских соотечественников и общественные организации Хельсинки.
«Рашизм и провокация»
Самые горячие споры вызвал второй Бессмертный полк, который, в отличие от первого, намерен пройти в самом сердце финской столицы (от памятника Сибелиусу по набережной до церкви Святого Николаса) в 18:00. Планируется, что в этой акции примут участие около пятидесяти человек.
Организатор второго БП – общественная организация RUFI - Suomalais-venenäläinen yhdistys Ry, зарегистрированная в марте 2017 года. Объединение ставит своей целью «искреннее улучшение отношений между Финляндией и Россией, изменение сознания финнов по отношению к России и русским, опровержения лжи и пропаганды против России, распространение положительного имиджа России и другой точки зрения, отличной от финских и западных СМИ». Её председателем является некая Дарья Скиппари-Смирнова. Она переехала в Финляндию в конце 80-х в восьмилетнем возрасте. Сменила множество мест работы, от колл-центров и магазинов до школ, в 2012-м получила лицензию переводчика. Как заявляет Скиппари-Смирнова, на данный момент никакого финансирования у RUFI нет, но его получение входит в планы (из каких источников, не уточняется). Дарья дружна с доцентом Йоханом Бекманом, экспертом Российского института стратегических исследований при президенте РФ, на своей странице в Facebook она благодарит его за помощь в организации интервью для одной из финских газет. «Он нас поддерживает духовно, но активно не участвует», - говорит Дарья. После волн негатива в адрес RUFI организация шествия была передана лично Дарье, которая координирует акцию из своих личных групп в Facebook.
Фото: https://www.facebook.com/events/255515061583351/?acontext=%7B%22action_history%22%3A%22[%7B%5C%22surface%5C%22%3A%5C%22page%5C%22%2C%5C%22mechanism%5C%22%3A%5C%22page_upcoming_events_card%5C%22%2C%5C%22extra_data%5C%22%3A[]%7D]%22%2C%22has_sourc
Одним из инициаторов шествия является также председатель общественной организации "Братство святителя Николая" (при русской православной церкви в Финляндии) и сторонник Русского мира Александр Жуков. Он известен тем, что активно борется за восстановление Русского воинского кладбища в Хельсинки (захоронения до 1926 года).
Оба объясняют идею проведения акции Бессмертный полк в Хельсинки исключительно патриотическими чувствами. «Если есть те, кто не стесняется своих героических предков и их подвига, кто не боится обидеть неясно кого категорическим неприятием фашизма... присоединяйтесь к нам», - призывает Жуков на странице мероприятия.
Мероприятие, как и водится в Финляндии, без труда согласовали с местной полицией, однако некоторые финны и россияне, живущие в Хельсинки, отреагировали на это агрессивно. Некоторые русскоязычные иммигранты, живущие в Хельсинки, пишут в соцсетях, что «прокремлевские тролли» просто «ищут баранов для шоу про то, как финские нацисты напали на мирное шествие», и пытаются «найти повод для обвинения в ущемлении прав и русофобии». Как рассказала Дарья, пользователи Facebook в комментариях к постам о Бессмертном полку в Хельсинки и в личных сообщениях обвиняли организаторов в провокации и распространении пророссийской пропаганды, называли георгиевскую ленту символом «рашизма» и «путинского нацизма», угрожали, что вычислили их адреса, призывали уезжать из «спокойной, мирной Финляндии» «в страну чудес – Россию» и писали, что «таких нужно депортировать».
«Общество не готово»
Должен ли Бессмертный полк, несколько лет назад ставший всемирным движением, проходить в финской столице? Русские патриоты в Финляндии призывают «не бояться говорить и напоминать о своей истории», а их оппоненты требуют «прекратить победобесие». Что касается финнов, то многие из них воспринимают это как провокацию.
Доцент Хельсинкского университета Арто Луукканен опубликовал колонку о том, что такие акции нивелируют его попытки уговорить финскую молодежь учить русский и играют на руку тем, кто считает Россию врагом и агрессором, угрожающим маленькой Финляндии.
Эйлина Гусатинская, главный редактор русскоязычной газеты "Спектр" в Хельсинки, считает неэтичной организацию Бессмертного полка в финской столице. «Если кому-то кажется важным присоединиться к акции, то, на мой взгляд, всегда можно сесть на поезд и приехать в Выборг или Санкт-Петербург. Устраивать показуху в Финляндии, потерявшей не только почти 40 000 (один процент населения), но и 10% территории и вынужденной решать вопрос расселения 400 000 жителей из тех мест, - это, по-моему, агрессивная провокация, ничего общего не имеющая с желанием почтить память ветеранов. У финнов подобные мероприятия вызывают полное отторжение. Им трудно понять, как можно жить в обществе, абсолютно не желая принимать его во внимание. Многие удивляются, зачем это делать».
Финская журналистка Арья Паананен также сомневается в правильности этой инициативы: «Я думаю, что Бессмертный полк внутри России - это в принципе идея хорошая. Но мне кажется, некоторые даже ждут и хотят, чтобы финны обиделись за этот полк в Хельсинки, и ждут каких-то столкновений. Было бы интересно знать, как Россия реагировала, если бы финны решили организовать марш, где мы несли фото наших ветеранов, которые погибли в Зимней войне?.. Но в целом я думаю, пусть маршируют, у нас это можно, если их цель действительно искренняя и мирная...»
«Не думаю, что для финнов, живущих, к примеру, в Москве, было бы хорошей идеей подобным образом отмечать независимость Финляндии, к примеру. Я думаю, что диаспоры, живущие в чужой культурной среде, должны отмечать свои праздники более приватно – не маршами по центральным улицам», - считает другой житель Хельсинки - дизайнер игр Антти Лакс.
Одна из участниц «официальной» акции, проходящей в Порккала-Удд, россиянка Маргарита Мактикайнен, одиннадцать лет живущая в Финляндии, говорит, что понимает все точки зрения. «Со стороны россиян, проводящих мероприятие в центре города, это довольно смелый шаг. Но наши соотечественники, выступающие против, совершенно справедливо опасаются ухудшения отношения к русским в целом. Финны, в свою очередь, очень болезненно относятся к двум войнам с Советским Союзом и гордятся тем, что отстояли свою независимость. Им, конечно, будет неприятно видеть в центре своего города шествие с портретами тех, кто воевал против их дедов. Я не уверена, что общество сейчас готово к проведению такой акции».