Автономное вождение автомобилей обещает стать реальностью уже в 2020-2021 году. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные консалтинговой компанией J’son&Partners Consulting.
В этом году в мире может быть продано около 330 тысяч самоуправляемых автомобилей, объем рынка оценивается почти в 14 миллионов долларов (средняя стоимость беспилотника составляет около 40 тысяч долларов). Правда, пока речь идет только о так называемом «автоматизированном вождении» или третьем классе самоуправления. Предполагается, что такое транспортное средство может двигаться по автомагистралям или в иных определенных условиях, «водитель может смело отвлекаться от управления, но по-прежнему должен быть готов взять автомобиль под свой контроль». Тогда как четвертый класс позволяет включать автопилот даже в суровых погодных и в иных условиях.
По прогнозам экспертов, автономное вождение, в том числе четвертого класса, обещает стать реальностью уже в 2020-2021 году. «Большинство иностранных автопроизводителей и технологических компаний ведут работы, полевые испытания и заявили о своих намерениях именно на этот период. В первые годы самоуправляемые автомобили будут доступны для использования в ограниченных условиях и на ограниченных географических рынках, преимущественно в хорошо «цифровизированных» мегаполисах», – отмечают в J’son&Partners Consulting.
В ближайшие три года сохранится доминирование марки Tesla. Основной прирост рынка ожидается начиная с 2025 года, когда крупные автопроизводители, в первую очередь китайские, начнут массово запускать автономные автомобили третьего класса. К 2035 году беспилотники, как ожидается, займут до половины авторынка, объем продаж оценивается в 30,4 миллиона машин в год и 365 миллиардов долларов. Таким образом средняя стоимость такой машины снизится до 12 тысяч долларов.
По мнению исследователей, массовое использование автономных автомобилей в некоторых странах может столкнуться с серьезными правовыми барьерами. Также внедрение будут сдерживать ряд технологических, юридических, информационных и потребительских рисков. В частности, самоуправляемые автомобили генерируют огромный объем трафика, что требует высокоскоростного подключения к мобильным сетям. Современная телекоммуникационная инфраструктура для этого не приспособлена.
Основными рынками беспилотников будут Китай, США и Европа. Российские власти пока не сформировали позицию по регулированию автономного вождения на дорогах, кроме «отдельных заявлений и создания рабочих групп в рамках государственных программ». Эксперты сомневаются в возможности появления в обозримом будущем и необходимой телекоммуникационной инфраструктуры.
Отстает наша страна и в создании самих самоуправляемых транспортных средств. «Россия не представила ничего практически значимого, кроме нескольких выставочных образцов и заявлений власти о необходимости достижения 3-процентной доли мирового рынка, что не подкреплено пока никакими планами производства компаний», – констатируют в J’son&Partners Consulting.
Эксперты также напоминают, что кроме позитивного влияния на развитие транспорта внедрение беспилотных автомобилей приведет к снижению занятости и собираемости налогов. Поэтому некоторые страны с высокой безработицей (в частности, Индия) уже заявили о запрете автономного вождения с целью сохранения рабочих мест в транспорте.
Напомним, что созданием самоуправляемых автомобилей занимаются многие мировые компании. Так, концерн Volvo обещает реализовать такой проект к 2020 году, Daimler – к 2025 году. О создании беспилотных грузовиков два года назад заявили ПАО «КАМАЗ» и компания Cognitive Technologies, проект реализуется при государственной поддержке. Тогда как ещё в 2010 году успешно прошло испытание «гуглмобиля», автономное использование которого уже легализовано в ряде штатов США.