Воссоздать исторически точный крейсер «Аврора», построить корабль, который существовал только на бумаге, - на это способны в петербургском офисе компании Wargaming.
Петербургский офис игровой компании Wargaming расположен в старинном краснокирпичном здании Александро-Невской мануфактуры на левом берегу Невы. Когда-то здесь выпускали ткани, а теперь разрабатывают онлайн-симулятор морских сражений World of Warships. «Фонтанка» посетила геймдевелоперов и восстановила путь боевого корабля – от архивов до виртуальных боёв.
Около ресепшна адмиралтейский якорь – такие советская промышленность выпускала в изобилии. Этот экземпляр ни разу не был на настоящем боевом корабле, перекочевав в компанию из личной коллекции одного из её знакомых. На стене – граффити с таким же якорем и деревянная табличка с надписями: «2011 – начало разработки World of Warships», «2013 – создана закрытая альфа-версия», «…2076 – Нет войн. Все глобальные проблемы решены. Все играют в игры», «2137 – Открыт первый офис Wargaming на Марсе».
World of Warships создана по подобию знаменитой многопользовательской игры World of Tanks. Она сочетает элементы аркады, стратегии, RPG. Только в распоряжении пользователей вместо зелёных полей – бескрайние километры морской воды, а вместо «танчиков» – больше двух сотен реалистичных кораблей первой половины XX века.
Между Германией и Англией
Путь боевого корабля начинается в группе архивно-исторической экспертизы петербургского офиса. Здесь аккумулируются идеи о том, какие крейсеры, линкоры, эсминцы или авианосцы надо добавить в игру, и пять дипломированных историков начинают поиски.
– Наша задача – получить как можно больше информации о внешнем виде и устройстве исторических кораблей, – говорит старший специалист по военно-историческим проектам Сергей Горностаев. – Сделать это бывает непросто, так как многие корабли не сохранились – ещё в 1970 – 1980-е были, как говорится в профессиональной среде, пущены на иголки: переработаны на тостеры, миксеры и прочие бытовые приборы.
Сначала историки листают книги, затем отправляются в экспедиции – в архивы и военно-морские музеи по всему миру. Но не все страны одинаково полезны: больше всего сведений сохранилось в Америке и Великобритании, где архивных источников много, и они рассекречены ещё в последней четверти XX века.
– Хуже ситуация в странах, проигравших во Второй мировой войне. В Японии материала сохранилось очень мало, так как страна подверглась стратегическим бомбардировкам. В Германии все чертежи после войны содержались в подвалах архива немецкой армии, в сырости – помещения подтапливались. Иногда приходится доплачивать за восстановление документов, которым занимаются специальные фирмы. Некоторые бумаги мы запрашиваем впервые с военного времени, – добавляет Горностаев.
Россия находится где-то посередине между проигравшими и победителями: чтобы дождаться доступа к архивным делам, приходится долго ждать. Некоторые чертежи засекречены. По логике, военной тайны в них уже нет, но для рассекречивания не хватает ресурсов – в процедуре должны участвовать представители заводов-изготовителей и ФСБ.
Бумажные корабли
Чертежи, фотографии, документы историки передают в отдел производства 3D-моделей. Его сотрудники – примерно так же, как на настоящих верфях, – строят корабли. Правда, происходит это в виртуальном режиме: объекты приобретают объём и текстуру.
Одна игровая модель состоит из 300 тысяч полигонов. Полигон – это маленький треугольник, минимальная единица измерения в трёхмерной графике. Чем больше таких треугольников, тем более реалистичным и живым получается изображение. Для сравнения: в одном танчике из игры World of Tanks, устроенном значительно проще, – 30 тысяч полигонов. А супердетализированная модель крейсера «Аврора», созданная Wargaming для онлайн-проекта «Возвращение легенды», состоит из 6 миллионов полигонов.
Над отрисовкой корабля можно работать от 1,5 до 5 месяцев. После того как работа завершена, 3D-дизайнеру вручают бутылку шампанского с изображением воскрешённой машины. Правда, об борт игристое не разбивают – чаще сохраняют на будущее, чтобы открыть по особому случаю.
– В отделе трёхмерной графики не работает ни одного дипломированного специалиста – просто потому, что ни в одном вузе этому не учат. Сам я по образованию учитель рисования. Но очень хотел работать в игровой индустрии, сам изучил все программы, а до того, как попасть в Wargaming, практиковался в небольшой фирме, – объясняет руководитель группы по созданию 3D-контента Андрей Куксов.
На его экране раскрыты чертежи британской пушки 1930-х годов и трёхмерная модель линкора Conqueror 1949 года. Ни то, ни другое никогда не воплощалось в жизнь: англичане по разным причинам свернули оба проекта и отправили в архивы. Чертежи спустя почти 70 лет нашли российские разработчики и решили восстановить в игровом мире.
Всего в World of Warships 30 таких, никогда не существовавших физически, кораблей. Создатели и игроки называют их «бумажными».
Оживить легенду
Вдохнуть жизнь в неподвижную 3D-модель – задача группы геймдизайна контента и баланса. Здесь для кораблей подбирают близкие к их историческим характеристикам скорость и манеру движения, указывают, как машины должны реагировать на столкновения со снарядами и действия игроков. Делается это после штудирования исторических мануалов, учебников баллистики, судовождения и судопроизводства.
Но достоверностью всё-таки часто приходится жертвовать ради комфорта, говорит ведущий геймдизайнер Владимир Грисюк.
– Действия в World of Warships – значительно быстрее, чем в реальной жизни. Иначе некоторые игровые сессии могли бы растягиваться вместо 20 минут на несколько дней, – говорит он. – В игре участвуют очень разные корабли, и их характеристики приходится сглаживать и уравновешивать, чтобы победа зависела не только от навороченности кораблей, но и от опыта и умений игроков.
За два года со дня официального запуска World of Warships (17 сентября 2015 года) в игре зарегистрировалось 24 миллиона пользователей, они суммарно провели в боях почти 59 тысяч лет. Ведущий игровой аналитик World of Warships Филипп Молодковец считает, что возможности для развития проекта почти не ограничены.
– Мы не чувствуем, что исчерпали свои силы. В World of Warships можно ввести ещё как минимум несколько сотен новых кораблей, добавить новые миссии и особенности управления.
Елена Кузнецова,
«Фонтанка.ру»