Российские и финские инвесторы готовы давать примерно одинаковый объем средств начинающему высокотехнологичному бизнесу. Так, объем российского венчурного рынка в 2016 году, по оценке PwC и РВК, превысил 165,2 млн долларов. Профинансировано было 184 стартапа. Финские инвесторы вложили 121 млн евро (около 140 млн долларов) в 129 предприятий.
Хотя отечественные инвесторы все же чуть щедрее, как минимум 244 российских стартапа хотят начать бизнес в Финляндии, столько поступило заявок на участие в программе Finlanding в 2017 году в рамках инновационного конкурса GoTech. «Интерес со стороны российских компаний к Финляндии вырос по сравнению с 2015-2016 годами», – говорит Владимир Чепурной, директор «Хельсинки-центра» по инвестициям.
HASH(0x55ffd83b52b0)
Финны крайне заинтересованы в привлечении российских инноваций: высокотехнологичный бизнес быстро растет, создает рабочие места и приносит налоги. Но и у Суоми есть чем заинтересовать соседей. «Мы предлагаем Финляндию как тестовый рынок для российских компаний, для последующей экспансии в Европу», – отмечает Владимир Чепурной.
Некоторым российским стартапам уже удалось утвердиться на финской почве. К примеру, компания «Самокат шеринг» запустила пилотный проект в городе Эспоо. Муниципалитет и университет выделили стартапу финансирование на организацию проката самокатов для студентов Университета Аалто и работников местного технопарка. В случае успеха сеть проката хотят распространить на всю Финляндию, затем на Швецию, Норвегию, а потом и на другие страны Евросоюза.
Еще один пример — проект Navigine, специализирующийся на создании навигационных и трекинговых систем. Компания, основанная выпускниками МГУ Алексеем Панёвым и Олегом Демидовым, привлекла 900 тыс. долларов от инвестиционного фонда Innovestor. Сам фонд является международным, его представительства расположены в Хельсинки, Стокгольме и Москве.
По их стопам намерен пойти российский стартап Leap. Его создатели разработали систему обучения для сноубордистов, которая с помощью датчиков, которые крепятся на доску, и мобильного приложения, помогает осваивать трюки без дорогостоящих тренеров. Leap вошел в число четырнадцати команд, которые Startup Sauna пригласила в свою 7-недельную акселерационную программу в Хельсинки, и 30 ноября примет участие в демодне крупнейшей технологической конференции Европы для стартапов и инвесторов — Slush 2017.
Уже состоявшиеся российские высокотехнологичные компании не столько ищут деньги в Финляндии, сколько вкладывают их. Так, российский фармацевтический гигант Biocad объявил о намерении инвестировать 25 млн евро в запуск производства в Турку в течение семи лет. Предприятие займётся разработкой препаратов в сфере иммуноонкологии.
Совладелец крупного российского производителя микроэлектроники «Совтест» Федор Крекотень совместно с финским партнером Янне Юсилла запустил в Хельсинки компанию Omega Test Technologies. «Совтест» даст ей свои технологии, но развиваться она будет как самостоятельный бизнес, ориентированный на рынки Европы, Азии и Северной Америки.
Владелец холдинга Renova Виктор Вексельберг запустил в Финляндии проект Zyfra в партнерстве с Пеккой Вильякайненом. Компания будет специализироваться на технологии IoT (интернет вещей. — Прим. Ред.), развивая как собственные разработки, так и инвестируя в стартапы из этой области. Цель – к 2025 году достичь оборота в 500 млн долларов.
Финские стартапы также ищут и находят инвестиции в России. К примеру, инвестфонд LetterOne миллиардера Михаила Фридмана инвестировал в компанию Qvantel, финского разработчика программного обеспечения для операторов связи. Размер вложений не раскрывается. Но в L1 отмечают, что общая сумма инвестиций в перспективные стартапы в области телекоммуникаций составит 2-3 миллиарда долларов.
Компания Bonusway, специализирующаяся на создании систем кэш-бэк для онлайн-магазинов, привлекла 6,9 млн евро от инвестфондов Visionplus и Buran VC. Последний имеет в том числе российский капитал.
Финские hi-tech-компании также ориентируются на российский рынок и запускают в России подразделения. К примеру, компании Haka, Caverion, Elmek, Koja участвуют в строительстве центра обработки данных «Яндекса» во Владимире, которое началось весной 2016 года. Компания из Турку Fintech PayiQ создала сервис мобильной продажи билетов для Московского метрополитена.
«Для финских компаний Россия интересна своим масштабом, географической близостью, объемом рынка и потенциалом роста», – комментирует Мария Хартикайнен, старший советник по развитию бизнеса в Финляндии Helsinki Business Hub. Кроме того, финны привыкли и умеют эффективно работать в России, где у них и их продуктов хорошая репутация.
Пока финскому инновационному бизнесу удается лучше привлекать средства в России, чем наоборот. По мнению экспертов, это объясняется опытом работы на международных рынках предпринимателей из Суоми. «Внутренний рынок Финляндии и скандинавских стран небольшой, поэтому для того, чтобы расти и развиваться, финские стартапы и высокотехнологичные компании должны на достаточно ранней стадии выходить на международные рынки и быть конкурентоспособными в глобальной среде», – говорит Мария Хартикайнен. А вот российские компании часто ориентируются в первую очередь на крупный внутренний рынок, упуская при этом возможности для глобального роста, отмечает она.
Финны проявляют бОльшую активность в привлечении молодого высокотехнологичного бизнеса. Помимо программы Finlanding, помогающей российским стартапам попасть на акселерационные программы Sturtup Sauna и фестиваль Slash, существует также Startup Connect, через которую можно попасть на стартап-фестиваль Ship Festival и акселератор LevelUp в городе Котка. Также встречи между стартапами и инвесторами проходят в рамках Arctic15 и Cleantech Venture Day. Отечественные технопарки и фонды («Сколково», «Ингрия», ИТМО) в теории готовы помогать зарубежным компаниям. Но прямых инструментов для их привлечения сейчас нет, говорит Владимир Чепурной.
Но инновационный бизнес априори глобален, поэтому однозначно оценить, откуда родом бизнес и капитал, сейчас довольно сложно, возражает советник президента фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен. Например, разработчик игровых приложений Panzerdog, созданный программистами из Томска и Калининграда, создал подразделение в Финляндии, и после этого получил 800 000 евро на международное развитие от Mail.Ru Games Ventures, профильного инвестиционного подразделения российской Mail.Ru Group.
К обмену инновациями подталкивает и настрой инвесторов. К примеру, в России деньги стартапам в основном готовы давать крупные госкорпорации, поэтому легче пробиться тем, чьи технологии можно использовать в производстве или сельском хозяйстве. «Если вы делаете игры и хотите 20 млн долларов, в России вы их не получите», – говорит эксперт.
А вот у финнов приоритетные отрасли – это ИТ, энергоэффективность, здравоохранение. Корректнее говорить не о поиске финских инвесторов, а о поиске инвесторов в Финляндии, считает Пекка Вильякайнен. «Если вы посмотрите список инвесторов на фестивалях типа Slush, то 70% – не финны», – рассказал он.