Беспилотные автомобили массово появятся на наших дорогах не раньше 2030 года, считают эксперты. Но даже тогда примерно 90 процентов машин будут все еще с двигателями внутреннего сгорания, а доля чистых электромобилей не превысит 8 процентов.
Эта информация – бальзам на израненные души боссов нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Ведь большая часть потребляемой в мире нефти сгорает как раз в автомобильных двигателях и еще немного – в авиационных и судовых. Короче: примерно 65 процентов нефти потребляется нами для того, чтобы передвигаться из точки А в точку Ж или возить между этими точками свое имущество или товары на продажу. Теперь вы понимаете, почему все, кто кормится от черного золота, так нервно реагируют на новости от Илона Маска.
И вот специалисты из американского Center for Automotive Research (CAR) только что опубликовали исследования рынка и свое, экспертное, видение перспектив. В докладе как абсолютно бесспорные приведены три основных направления развития автотранспорта: каршеринг, беспилотные технологии и электротяга. Именно эти три технологии, считают аналитики, могут полностью изменить то, как все мы относимся к автомобилям и как пользуемся ими. Но путь к электрическому «расшаренному» беспилотному будущему не так прост.
Помимо собственно технологий, которые еще предстоит развить до уровня, когда они станут надежными и безопасными, самым серьезным препятствием станет неготовность людей принять это будущее. В самом деле, согласно проведенным исследованиям в разных возрастных группах, уровень готовности людей довериться автомобилю без водителя колеблется от 12 процентов у старшего поколения до всего лишь 40 процентов даже у самой продвинутой категории (25 – 34 года). Примерно то же эксперты увидели, когда проверили отношение потребителей к идее отказаться от своего автомобиля в пользу общего. Таких оказалось не более 47 процентов. Остальные готовы пользоваться каршерингом в сочетании с другими видами городского транспорта – автобусами и метро. Это уже прогресс, и цифры в докладе ясно показывают, что отношение к службам кратковременного проката в последнее время заметно улучшилось.
Одно понятно: Илон Маск серьезно встряхнул всю автоиндустрию. И до сих пор Tesla остается лидером, главным инноватором и продолжает постоянно удивлять. Фактически уже сегодня автомобили Маска готовы к вот этому светлому беспилотному будущему. Автогиганты, такие как Volkswagen или GM, стараются если не догнать, то хотя бы не сильно отставать. Chevrolet Volt/Opel Ampera прямо позиционировался как конкурент Tesla model 3, VW, особенно после «дизельного» скандала, оперативно перебросил средства на разработку платформы для будущих электромобилей, при этом попутно не забывая «электрифицировать» новое поколение Golf.
Но, несмотря на столь впечатляющие достижения, эксперты считают, что существенные изменения на рынке начнутся не раньше 2030 года. Да и то доля электромобилей первоначально не будет превышать 8 процентов, а беспилотников будет и того меньше — 3,8 процента. И лишь где-то в районе 2040 года наступит решительный перелом, когда количество электрических беспилотников превысит 50 процентов.
А пока что нефтяные боссы могут не беспокоиться – спрос на жидкие ископаемые будет.