Многомиллиардный обвал капитализации Facebook и Twitter – это крушение веры инвесторов в бесконечный рост новых доткомов. Эксперты говорят, что то же самое может ждать и российские «Яндекс» и Mail.Ru, но только через 3-5 лет.
Крупнейшие мировые соцсети Facebook и Twitter на прошлой неделе впервые признали серьезное падение аудитории и спрогнозировали снижение темпов роста выручки. Американский фондовый рынок ответил рекордным обвалом за всю историю этого сектора. Российские компании спас крошечный объем и соответствующие им размеры ожиданий. Но проблемы могут коснуться и их уже в ближайшем будущем.
На основных торгах в Нью-Йорке капитализация Facebook в прошлый четверг рухнула на 20% – до $504 млрд. Следом обрушились котировки Twitter – на 19%. В понедельник падение продолжилась и в ходе торгов на NASDAQ цен акций Facebook максимально снижалась до $167,32 — потеряв с 25 июля более 23%. А акции Twitter с 25 по 30 июля, потеряли в цене 29%.Обе соцсети перед этим опубликовали тревожные для инвесторов квартальные отчеты. Facebook заявил о том, что во втором квартале 2018 года число новых пользователей увеличилось всего на 1,54% – это вдвое меньше, чем в первом. И впервые в истории соцсети на 1 млн человек сократилась месячная аудитория в Европе – до 376 млн человек. Twitter также заявил о снижении месячной активной аудитории на миллион человек – до 335 млн, из-за борьбы с фейковыми аккаунтами.
Не смогло сгладить впечатление даже то, что на фоне падения аудитории и Facebook и Twitter заявили о росте чистой прибыли. Ведь финансовый директор Facebook Дэвид Венер сообщил, что в ближайшие два года темпы роста компании (которые в 2017 году составили 42%) могут снизиться на 10% из-за колебания курсов валют, новых форматов рекламы и изменений в законодательстве о персональных данных. Приученные к значительному ежегодному росту инвесторы спешно начали выводить деньги — они опасаются, что технологические компании исчерпали возможности для роста.
– В 2011 году, когда Facebook выводил акции на биржу, его оценивали в 60 миллиардов долларов – капитализация выросла с тех пор десятикратно (630 млрд — до падения). Фактически инвесторы, подстрекаемые аналитиками, инвестировали в безоблачное будущее социальной сети, – отметил аналитик «Финам» Леонид Делицын.- А в отчете говорится, что выручка компании вряд ли будет и дальше расти подобными темпами. А ещё , что из-за действий регуляторов и необходимости модерации сообщений и борьбы с фальшивыми новостями, компании придётся тратить больше средств, и прибыли тоже снизятся. Значит, роста на 30% не будет, ну а если выручка не вырастет, значит, увы, однажды упадёт цена акций. Неудивительно, что наименее отчаянные аналитики и самые опасливые инвесторы не захотели дожидаться, когда настанет это «однажды».
Маленькие, но мощные
Российские технологические компании обвал на мировом рынке тоже отыграли, но не так существенно. Например, акции Яндекс, которые стоили 39,5 долларов утром 26 июля, к 13 часам 30 июля торговались уже по $35,29, потеряв 10%
– Если бы стоимость «Яндекса» и Mail.Ru была так же раздута, как капитализация Facebook и Twitter, то снижение было бы таким же, а может быть, даже и более сильным, поскольку когда акции отрасли падают, мелкие компании страдают больше. А, при всём респекте отечественным гигантам, капитализация Mail.Ru Group (5,9 млрд долларов) более чем в сто раз ниже капитализации её основного конкурента – Facebook (630 миллиардов долларов – до недавнего обвала), то есть мы тут сравниваем Голиафа даже не с Давидом, а с жуком или божьей коровкой, – отметил Делицын.
По его словам, отношение стоимости компании к её капитализации у Facebook сейчас составляет 14, а недавно держалось на уровне 17. А у Twitter – 10. Мультипликаторы российских компаний гораздо скромнее. У «Яндекса» это всего лишь 3,75, что страхует акции от падения при каждом дуновении ветра – они не настолько переоценены.
При этом темпы роста у российских компаний не ниже зарубежных. Чистая прибыль «Яндекса» во втором квартале 2018 года по отношению к аналогичному показателю в 2017 году выросла на 857%, и по итогам этого года прогнозируется рост выручки на 30-35%. А за три года, по словам Александра Бахтина, финансового аналитика «БКС Премьер», компания выросла сразу в три раза.
Растет и главный конкурент Facebook в России — социальная сеть «ВКонтакте», принадлежащая Mail.ru Group. По словам Светланы Сухановой, старшего аналитика Sberbank Investment Research, несмотря на свой размер, сеть удвоила выручку за два года 2014-2016 и, по её прогнозам, опять удвоит её за 2016-2018 годы. При этом вовлеченность пользователя продолжает расти, и компания отчиталась о том, что во 2 квартале 2018 потребление контента в среднем выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но, по словам Бахтина, и российские социальные сети в текущем представлении не смогут постоянно удерживать и наращивать аудиторию. В какой-то момент у потребителей возникает насыщение. И аналогичное американскому разочарование может прийти и к российским инвесторам. Александр Калинин, президент Национальной компьютерной корпорации и «Аквариуса», отметил, что обычно российский рынок повторяет траекторию западных с некоторой задержкой, «поэтому такие предпосылки вполне ожидаемы».
А Евгений Линчик, руководитель отдела управления акциями УК «Сбербанк Управление активами», обозначил срок: в перспективе 3-5 лет компании столкнутся со снижением темпов роста.
– Риск снижения аудитории для соцсетей абсолютно реален – например, её отчасти отбирают мессенджеры. Кроме того, новые поколения захотят «тусоваться» на площадках, куда не ходят их родители. Они не захотят ходить не только на «Одноклассники», но и в ВК, а со временем из моды выйдут и Telegram с Instagram. Не случайно ведь владелец Facebook Марк Цукерберг прикупил интернет-провайдера и внимательно отслеживает, на какие проекты ходит молодёжь, – чтобы клонировать их или делать им предложение о покупке, – отметил Делицын.
Единственный вариант расти дальше – искать новые, не охваченные категории потенциальных пользователей. «Яндекс» решает эту проблему, «отпочковывая» такие проекты как «Яндекс.Такси», «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Еда», или, как выразился основатель поисковика, выращивая «единорогов» – молодые компании миллиардной капитализации внутри себя.
По словам Линчика, Mail.Ru в свою очередь больше фокусируется на секторах игр и киберспорта, которые показывают устойчивый рост.
Директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков отметил, что когда аудитория «Яндекс.Такси» в Москве достигла максимума, то в компании купили удобный номер и стали работать и на тех клиентов, кто привык заказывать такси по телефону и из-за этого не пользовался сервисом компании.
Кроме того, Зыков отметил, что остается большой простор не только для расширения самой аудитории, но и для более серьезной её монетизации, по аналогии с китайской соцсетью WeChat, не выходя из которой люди могут брать кредиты, платить по счетам и делать покупки.
– Интересно сравнить средний ежегодный доход на пользователя (ARPU) «ВКонтакте» в 2017 году с другими социальными сетями: так, для ВК он составил $2,5, а для «Одноклассников» $3,9, притом что, например, ARPU Facebook в Азиатско-Тихоокеанском регионе составлял $8,9, а в «остальных странах» (включают Африку, Среднюю и Центральную Америку) $6,2. Данное сравнение, безусловно, подчеркивает остающийся высоким потенциал монетизации «ВКонтакте», – считает Светлана Суханова.
Представители «ВКонтакте» и «Одноклассников» отказались от комментариев. В Mail.Ru и «Яндексе» на запрос «Фонтанки.ру» не ответили.
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»