Когда женщины пришли за предметами мужского гардероба и присвоили их себе, это называлось «унисекс». Теперь тренд на агендерную одежду окончательно закрепился в масс-маркете. «Фонтанка» выяснила, что все это значит и когда на Невском можно будет встретить гетеросексуального мужчину в платье.
В январе H&M выпустил коллекцию агендерной одежды совместно со стокгольмским брендом Eytys. И если в России продолжают использовать привычный годов эдак с 90-х термин «унисекс», то сама компания обозначает эту линейку одежды словом «genderless» – «бесполая». Широкий крой и грубая обувь на массивной подошве дают очевидный крен в мужскую сторону. Но «андрогинная фэшн-революция» окончательно докатилась до России, это факт.
Унисекс родился не вчера. Первая начала Коко Шанель, которая осмелилась отказаться от корсетов и платьев в пользу брюк, потому что это удобно. Тему подхватили суфражистки, и окончательно донесла в массы великая немецкая актриса Марлен Дитрих. Встречное движение мужчин в сторону «женской» моды началось в 60 – 70-е годы, когда хиппи отбросили все условности, в том числе и насчет того, что мальчикам не пристало рядиться «в цветочек». Но эти идеи на широкого потребителя впечатления не произвели. В середине 2010-х началась новая волна с уже вполне определенной заявкой на гендерную нейтральность. Трендом на бесполую одежду мы обязаны зарубежным миллениалам, которые считают, что гендеров больше, чем просто один мужской и один женский. Маркетологи сочли, что на этом убеждении можно делать деньги.
Все началось с невинного розового цвета, который дизайнеры допустили в мужской гардероб. То есть каждый, кто хоть раз носил розовую сорочку, внес свой вклад в обсуждаемую тенденцию.
В начале 2019 года Стефано Пилати, которого считают одним из самых выдающихся современных дизайнеров, выпустил под агендерной маркой Random Identeties коллекцию одежды, в центре которой — юбки и платья, которые должны одинаково хорошо подойти и женщинам, и мужчинам.
Random Identities' "Heart Warmers" collection comes through with chic, androgynous silhouettes: https://t.co/rD08yEqCZ3 pic.twitter.com/dsErYqIGT2
— Highsnobiety (@highsnobiety) January 7, 2019
Том Браун, которого Совет дизайнеров одежды США трижды на протяжении его карьеры называл дизайнером года мужской одежды, летом 2018 года шокировал общественность коллекцией, которую не все смогли с ходу признать пригодной для ношения. Браун, который начинал в нулевых с традиционных мужских костюмов, вывел на подиум манекенщиков в платьях и с голыми коленками. В январе 2019-го об очередном показе дизайнера уже говорили, что «стиранием границ гендера никого не удивишь».
Thom Browne Fall 2019 Menswear pic.twitter.com/I2eWXgeA92
— @𝘿𝘾𝙃𝙤𝙢𝙤𝙨 (@DCHomos) January 25, 2019
В современных условиях гендерные роли смещаются, женщина может быть главным добытчиком в семье, а мужчина имеет право уйти в декретный отпуск по уходу за ребенком. Женщины повсеместно отказываются от высоких каблуков в пользу кроссовок, которые теперь можно и нужно носить даже с легкими шифоновыми платьями. Но зачем внедрять в мужскую моду абсолютно женские предметы гардероба?
Агендерная мода при всей своей заявленной «нейтральности» все равно играет в пользу женщин. Фэшн-блогер Григорий Пронин тенденцию, при которой мужчины присваивают традиционно женские элементы одежды, не приветствует. «Мне такой тренд не очень нравится. В России, может быть, это и приживется, но только в мегаполисах, таких, как Москва и Петербург, – говорит Пронин. – Почему такое заимствование вообще происходит? Возможно, в мире слишком большая популяция человека, не знаю. Вот для женщин мужской стиль смотрится достаточно органично. Он удобнее, больше к жизни приспособлен. В юбке же некомфортно ездить на велосипеде или скакать на коне. А зачем мужчинам сокращать свои возможности?»
Шопер Василий Теплов и вовсе считает, что мужчины в платье — не более чем эпатажный выпад дизайнеров, заведомо не приспособленный для повседневной жизни.
«Это элемент шоу, дизайнеры делают это для того, чтобы привлечь внимание к своей персоне, – говорит Теплов. – Есть люди, которые положили всю жизнь на то, чтобы заниматься творчеством, например, Труссарди — он такими вещами не занимается. Агендерную коллекцию в коллаборации с HM выпускали Moschino, но к ним пришли новые молодые дизайнеры, которым надо заявить о себе». Василий Теплов отмечает, что любые тренды нужно осмысливать, прежде чем что-то приобретать и надевать на себя. «Сейчас продолжается тренд на агли-стайл и оверсайз. Оверсайз я люблю и сам ношу, – говорит шопер. – Но это должно быть не кичево, не кричаще. Если человек хочет вложить деньги в качественную вещь, лучше чтобы на ней не было крупных логотипов. Что касается мужских фишек с кружевом, блестками – это допускается, но в Европе. У нас это будет выглядеть вульгарно, даже если человек одет очень дорого. Либо надо использовать это дозированно — только один элемент в сочетании со строгим образом, галстук например».
Историк моды Алла Щипакина ничего противоестественного или нового в уклоне в агендерность не видит. «В Петербурге работает один из лучших художников России, Татьяна Парфенова, – говорит Щипакина. – Еще в 2017 году она показала коллекцию, темой которой была готика. Девочек она одела в роскошные пуловеры из хлопка с лайкрой, с набивками. А мальчики были в полупрозрачных хитонах, покрашенных и разрисованных. Именно такие хитоны могут носить мужчины. В повседневной носке хитоны могут выглядеть как пыльники или легкие пальто с разрезами. Не надо относиться к этому так, будто в такой моде есть что-то оскорбительное. В этом ничего нового нет».
По мнению историка моды, тренд на половую нейтральность одежды на связан со стремлением к унификации или объединению. «В отношении одежды, моды и стиля нет слова «единение», – говорит Щипакина. – Мода индивидуальна. Причины, на мой взгляд, в другом. Первая примета любви – это когда девушка надевает куртку мальчика или его свитер. Разворотом в сторону «бесполой» одежды человечество показывает, что стремится к любви. Платья мужчины вряд ли наденут, потому что мужчинам платья не идут. А женщины наденут брюки и жилеты, но этот процесс начался не вчера, а еще в 20-х годах прошлого века. Большие художники формулируют идеи, которые выходят на улицы и перестают быть модой. А становятся просто одеждой, которую людям хочется носить».
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»