Может показаться, что работа катальщика на лошадях — занятие не только приятное для любителей животных, но еще и достаточно простое: в основные обязанности входят неспешные прогулки по кругу. «Фонтанка» примерила на себя.
«Ленинградскому зоопарку требуются конюх-катальщик и рабочий садово-паркового хозяйства. Заработная плата: от 28 000 рублей. Граждане РФ. Без вредных привычек», — гласит объявление на служебном входе в зоопарк. Оттуда нас проводят к постройке с узнаваемым запахом конюшни, и мы заходим в денник.
— Утро конюха-катальщика начинается с подготовки лошади. Ее нужно почистить, надеть на нее соответствующую амуницию, принести сено, поставить воду, проследить, чтобы вокруг было чисто убрано, и потом уже вывести на катание, — объясняет конный инструктор Оксана.
Героиня сегодняшнего дня — восьмилетняя красавица Пенелопа, грациозная лошадь кремового цвета. К посторонним она относится спокойно: видимо, привыкла к прогулкам с незнакомцами. Позволяет почистить себя — двумя щетками, мягкой и жесткой, — но погладить морду не дает: наверное, пока не заслужили. Тщательнее всего нужно пройтись по спине: там будет лежать седло, и из-за грязи оно может натирать.
Уходовые процедуры продолжаются: нужно расчесать гриву, стараясь, чтобы она была перекинута на одну сторону, и хвост — подтягивая его к себе сбоку, потому что за спину лошади заходить нельзя. Последним пунктом идет чистка копыт: для этого используют специальный прибор, на одной стороне которого — щетка, а на другой — скребок, с помощью которого убирают грязь из впадин. Перед этим надо погладить лошадь по ноге, и после этого Пенелопа, зная правила, сама ее приподнимает.
Чаще всего лошади нормально относятся к чистке, но если однажды животному что-то очень не понравилось — или человек, или его действия, — негативный опыт запомнится, и оно может невзлюбить процедуры. Поэтому важно соблюдать все правила, подчеркивает Оксана: например, морда, живот и ноги лошади довольно чувствительны, и их нужно чистить только мягкой щеткой. В остальных местах можно использовать и жесткую — получается что-то вроде массажа, подобного тому, который лошади устраивают друг другу: по-приятельски чешут товарища зубами.
«Пенелопу нам подарило правительство Петербурга в 2015 году на 150-летие зоопарка. Всего у нас 25 голов — из них два ослика, а все остальные — лошади и пони», — поясняет начальница конюшни Светлана. У каждого животного свой характер, и новичку-катальщику нужно суметь выстроить отношения не только с коллективом коллег, но и со своими подопечными. Лошади будут его проверять — выяснять, кто тут главный и на какой ступени стоит в иерархии новый начальник.
Приходит время одеваться: на спину Пенелопе кладут вальтрап — суконное покрывало — и седло. Затем следует застегнуть подпругу: оказывается, это не так просто, и с первого раза не получается. «Это, в первую очередь, тяжелая физическая работа», — комментирует инструктор.
На этом подготовка окончена, и Пенелопе пора выходить на прогулку. Однако она, прежде спокойная, упрямится: на выходе из денника вдруг встает на дыбы, и приходится звать на помощь Оксану. Она выводит лошадь на улицу, и дальше до конного круга мы идем спокойно.
Вести нетрудно: Пенелопа знает свою работу и неспешно шагает по знакомому маршруту. У ипподрома желающих покататься еще нет, поэтому мы нарезаем тренировочные круги — после каждого лошадь останавливается, но продолжает путь после оклика инструктора и сигнала поводьев.
— Основные обязанности конюха-катальщика — это катать людей в выходные. Мы ищем человека на полный день, и в будни он, можно сказать, исполняет роль подмастерья инструктора, — объясняет наша спутница. — Каждая лошадь работает не больше трех часов в день, а человек — восемь, и бывает тяжело всю смену ходить, особенно летом. Вне работы лошадей выводят подвигаться, потому что им непросто весь день стоять — в природе они ведут более активный образ жизни.
Чаще всего на эту должность приходят девушки, которые занимались в пони-клубе зоопарка (тут проходят тренировки по верховой езде), или те, кто никогда не работал с лошадьми, но просто их любит. Последнее и есть главное качество, которого ждут от кандидата: никаких специальных навыков от него не требуют, всему обещают обучить. Выходные — всегда трудовые, а отдых сдвигается на будние дни.
К лошадям, безусловно, нужен особый подход, но катальщику не менее важно уметь свободно общаться с незнакомыми людьми — посетители бывают разные. Часто покататься приходят дети, и кого-то приходится убеждать не плакать, а кого-то — доехать до конца круга, где находятся специальные ступеньки, на которые обычно спускаются с лошади.
Около полудня у ипподрома начинают собираться люди: спрашивают, когда можно будет прокатиться. Им отвечают, что круг откроется чуть позже, и ребенок лет семи вздыхает: «Значит, пойдем пока посмотрим на животных». Видимо, шел сюда именно ради поездки.
Прогулка заканчивается, и Пенелопа заинтересованно тянется к нашим карманам: не завалялось ли там вкусное вознаграждение? Ничем аппетитным не пахнет, и она от безысходности присматривается к фотоаппарату.
— Пенелопа — наша жемчужина, — объясняют нам спутники. — Можно сказать, местная красотка, и прекрасно об этом знает. Вообще, все лошади — как люди, абсолютно разные. У них есть иерархия: была у нас тут альфа-кобыла, но уже на пенсию вышла. Бывает, и ссорятся: если два жеребца, лучше не лезть — опасно, — а бывает, если плохо себя ведут, используем хлыстики.
Чаще непослушных осаживают голосом, а в качестве поощрения — само собой, лакомства. Обычно это хрестоматийная морковка, но сегодня ее нет, и, когда мы возвращаемся в денник, Пенелопу угощают сеном. На прощание она все же позволяет прикоснуться ладонью к голове — видимо, какое-никакое уважение мы сегодня заслужили.
Елизавета Строгальщикова,
«Фонтанка.ру»