А город подумал ученья идут...
55 лет назад самолет Ту-124 совершил аварийную посадку на Неве
Случись эта история, к примеру, в США, они бы тотчас раструбили о ней на весь мир, а Голливуд – оперативно экранизировал и всяко-разно монетизировал. Однако она произошла в Ленинграде, в период правления Хрущева с его знаменитым «догнать и перегнать». Произошла с новеньким, менее года назад введенным в массовую эксплуатацию советским пассажирским самолетом, да еще и сразу после празднования Дня Воздушного Флота СССР.

Посему, неудивительно, что об этой истории власти предпочли особо не распространяться, ограничившись коротенькими информационным сообщением по радио. Замолчать и полностью проигнорировать ЧП не получилось – очень уж многие ленинградцы оказались невольными очевидцами эффектной и дерзкой посадки-приводнения самолета.

Я, побывавший там, где вы не бывали
рассказывают очевидцы
Юрий Туйск
Фотограф-любитель, запечатлевший посадку Ту-124 21 августа 1963 года
(с) youtube
«Попиваю я чай спокойно (у себя в квартире на пр. Шаумяна – ред.) и вдруг слышу издалека шум винтов, быстро нарастающий, и буквально через несколько секунд, прямо над моим домом пронесся самолет, как мне тогда показалось, ИЛ-14. Прошел он на высоте метров 30-40 и буквально оглушил. Поскольку я уже тогда очень любил авиацию и много чего о ней знал, подумал: странно, ведь самолетам запрещено пролетать над городом на такой высоте? Значит, есть в этом всем какая-то тайна? может, кино снимают, или еще чего?

...Я вышел во двор и вижу – народ бежит по Гранитной улице к Неве. Ну, я, естественно, поддался чувству стадности и понесся следом. Выбегаю к набережной и... глазам своим не поверил! На Неве плавал пассажирский самолет Ту-124. Причем, не просто плавал – его тащил к берегу маленький буксир. Дальше – больше: буксир этот самолет каким-то ловким образом подвел к плотам, которые в том месте, у набережной постоянно находились, и завел крылом на эти самые плоты. Открылась дверца и из нее на плоты стали выходить пассажиры самолета. И тогда я понял, что надо срочно бежать за фотоаппаратом, потому что такое событие нужно обязательно запечатлеть на пленку. А поскольку я был старым фотолюбителем, аппарат у меня дома всегда наготове, с заряженной пленкой...»

Архивные фотографии и дневниковые записи Юрия Туйска.
Ты помнишь, как всё начиналось
20 августа 1963 года самолет Ту-124 бортовой №45021 200-го летного отряда Внуковского объединенного авиаотряда МУТА ГВФ выполнил рейс «Москва-Таллин». Рейс прошел в штатном режиме, экипаж остался на ночевку в аэропорту Юлемисте столицы Эстонской СССР. Утром самолет был заправлен топливом (8900 кг). После регистрации обратного рейса №366 «Таллин-Москва» пассажиры в количестве 45 человек (включая 1 ребенка) прошли на борт, и в 9:06 самолет оторвался от земли. При уборке шасси члены экипажа обнаружили, что передняя «нога» не убирается (не складывается), и это означало, что на борту – авария.
(с) wikipedia
Александр Самарин
инструктор тренажера ТУ-134
(с) МТРК "Мир"
«На самолете есть специальная сигнализация: на табло нарисован контур самолета и горят три зеленые лампочки. Когда убираются шасси – зеленые лампочки гаснут и временно загораются три красные лампочки (промежуточного положения), далее они должны погаснуть. Если красная лампочка продолжает гореть, это означает, что одна из опор (левая, правая или передняя) не убраны».
Переднюю стойку заклинило так, что она не двигалась ни взад, ни в перед. Командир экипажа Виктор Мостовой незамедлительно доложил о неисправности диспетчеру аэропорта взлета. Поскольку погода в Таллине стремительно портилась (туман), а местная взлетная полоса не отвечала требованиям аварийной посадки (слишком короткая), было принято решение лететь в Ленинград, где произвести высадку с неисправной передней «ногой». Как покажут последующие события, к тому, что на борту новейшего советского реактивного лайнера может возникнуть аварийная ситуация, на земле мало кто был готов.
Из технического заключения о предварительных результатах расследования аварии самолета Ту-124 (26 августа 1963):
«Основной причиной аварии явилась неисправность системы подъема и выпуска шасси, вследствие разрушения болта крепления цилиндра подъемника к рычагу траверсы передней ноги шасси, приведшая к невозможности уборки шасси, разрушению магистрали гидросистемы, потери гидрожидкости и падению давления в основной и аварийной системах».

(предоставлено МТРК "Мир", публикуется впервые)

На высоте 4200 метров самолет проследовал в направлении города на Неве, в 10:04 прошел КП-Кикерино и вошел в зону ответственности Ленинградской АДС. Все это время стойка шасси продолжает свободно болтаться под фюзеляжем, как нога с перебитым нервом.

Получив запрашиваемые условия посадки на аэродроме «Шоссейная» (новое название – «Пулково», он получит только в 1973 году), самолет начал производить полет по большому кругу над Ленинградом, вырабатывая, согласно инструкции топливо, дабы его оставалось как можно меньше и, соответственно, риск пожара при нештатной посадке был минимизирован.

Рассказывает Александр Самарин:
«Были такие случаи, – я помню, – на ТУ-104 не убралась нога, не встала в замок. И тогда они привязали бортмеханика на веревку, опустили в этот люк, и он, вместо болта, вставил отвертку, чтобы нога не сложилась на пробеге. Это был, конечно, подвиг».

Виктор Чацкий
пассажир рейса
(с) скриншот из фильма «Иду на Неву»
«Они (члены экипажа — ред.) выломали в багажном отделении хвоста «Тушки» металлическую стойку и отправились с ней в кабину. Там они разбили одну из секций остекления и пытались этой стойкой что-то сделать с передней стойкой шасси... У них ничего не получилось».
В 12:10 экипаж доложил о начале выполнения второго разворота с посадкой и ему были переданы данные о текущей погоде. Буквально через несколько десятков секунд после этого, при наличии остатка топлива согласно показаниям топливомеров равного 1600 кг, загорелась сигнальная лампочка «остаток топлива на 30 мин», и тут же остановился левый двигатель.

Две подряд попытки запуска его ни к чему не привели – всякий раз двигатель выходил было на режим, но снова глох. А в 12:14 упало давление топлива и на правом двигателе – он несколько раз «кашляет» и... точно также прекращает работу. Дальнейшее расследование показало, что двигатели заглохли, поскольку было выработано всё топливо, однако приборы, когда самолет «наматывал круги над городом», показывали иное, и, тем самым, ввели в заблуждение лётчиков.
Против всех законов физики
В этот момент Ту-124 находился над самым центром Ленинграда, в районе Исаакиевского собора. И в этих экстремальных условиях командир экипажа принял решение произвести посадку самолета с неработающими двигателями на водную поверхность Невы, между Финляндским и Большеохтинским мостами (ныне «промежуточный» мост Александра Невского на тот момент еще только возводился).
– Все, кроме Чеченева в хвост! – приказывает Мостовой.

– Впереди Нева, командир! Готов рискнуть! – отвечает второй пилот.

– Бери штурвал!...


(с) МТРК "Мир"
Посадку самолета командир экипажа поручил второму пилоту Василию Чеченеву, как более опытному летчику, и к тому же с боевым стажем работы в гидроавиации.

В руках Василия Чеченева Ту-124 прерывает крутое снижение, доворачивает до Невы, переходит в планирование и дотягивает до середины Невы. На высоте всего 90 метров самолет чудом не задевает Большеохтинский мост. За мостом – опять проваливается, но пилот выравнивает машину: перед посадкой необходима скорость. У самой воды Чеченев берет штурвал на себя. Подняв столб брызг, с выпущенными шасси и убранными закрылками (что категорически не рекомендуется) самолет сел на воду при вертикальной скорости снижения около 20 м/с и замер всего в 200 метрах от ж/д моста. Учитывая скорость, еще секунда — и самолет врезался бы в опору.

С момента сдачи двигателей до благополучного приводнения самолета прошло всего 14 секунд.

Рассказывает Александр Самарин:
«Удар о воду страшнее, чем о землю. Кажется, что вода «мягкая», но на скоростях она приобретает такие свойства, что как резак разрезает самолет на мелкие кусочки... Но тут уж все одно к одному сложилось: и то, что они оказались в тот момент над ровной гладкой поверхностью, и мастерство второго пилота, знакомого с гидроавиацией. В противном случае вероятность благополучного исхода была невелика. Словом, как всегда, все в авиации складывается из мелочей – тут и везение, и мастерство, и случай. Они спасли людей и самолет, который остался практически не поврежден».
Экипаж Ту-124 совершивший посадку на Неву Слева направо бортинженер В.Смирнов штурман В.Царёв бортрадист И.Баремин командир В.Мостовой второй пилот В.Чеченев
Рассказывает Игорь Рублев, инструктор тренажера ТУ-134
«Шасси должны быть однозначно убраны, иначе они дают пикирующий момент и при приводнении самолет клюет носом.... Да, получился эффект глиссера — сажали они с «плюхом»: на минимальной скорости, с большим углом атаки, скажем так, с высоко задранным носом. Но в данном случае русский «авось» помог – и под мостами прошли удачно, да еще и буксир навстречу попался».
Приводнение прошло столь гладко, что многие тому очевидцы решили будто идут съемки кинофильма. О том, что рухнувшему с небес на воду самолету нужна помощь, раньше прочих сообразил Юрий Поршин, 24-летний капитан буксира БП-10, тащившего из Рыбацкого в Морской порт груз с бревнами. Глубина Невы в месте, куда «плюхнулся» самолет, составляла около 13 метров, и выжившие при аварийной посадке пассажиры рисковали утонуть. Других же речных судов поблизости не наблюдалось.
Юрий Поршин
капитан буксира БП-10
(с) МТРК "Мир"
«Проходим Финляндский мост, а навстречу нам самолет – все ниже и ниже. И буквально за нашим плотом он падает на воду. Я думаю: ну, раз такая ситуация, наверняка какая-то неприятность. Бросил плот и мы подошли к самолету. Когда мы приблизились, открылся один из иллюминаторов, и кто-то из членов экипажа сказал, что их надо срочно вытаскивать. Я спросил, за что их можно привязать. Оказалось, что самая крепкая часть в самолете — рулевые колонки, на которых крепятся штурвалы. Через открытые окна кабины пилотов на них накинули буксировочный трос, и я потащил «Ту» к правому берегу».
В 1960-е в том месте у набережной складировали древесину (рядом находилось деревообрабатывающее предприятие завода «Северный пресс») Юрий Поршин так ловко подогнал самолет, что одним крылом лайнер уверенно встал на деревянный плот. И все пассажиры, а за ними и члены экипажа, как по трапу, вышли по крылу на твердую землю. Сам же самолет оставался на плаву еще около часа и, по мере заполнения фюзеляжа водой, проникавшей через пробоины в остеклении фонаря штурмана и открытое отверстие люка в полу пилотской кабины, затонул.
«Иду на Неву»
Фильм, рассказывающий о посадке пассажирского лайнера на воды Невы летом 1963 года, выйдет в эфир телеканала "МИР" 18 августа в 10: 15
Сегодня, более полувека спустя, наши коллеги из Межгосударственной телерадиокомпании «МИР» провели собственное тщательное журналистское расследование причин, приведших к аварии самолета Ту-124, а также скрупулезно выполнили реконструкцию как самого полета, так и последовавшей за его счастливой посадкой на воду стихийно сложившейся операции по спасению пассажиров и экипажа. Итогом этой кропотливой журналистской работы стал 40-минутный фильм «Иду на Неву» (автор сценария —Ольга Мартисова, режиссер – Мария Смелкова), премьерный показ которого состоится на телеканале «Мир» в субботу, 18 августа, в 10-15.

Посмотрев фильм вы сможете узнать:


  • с какими конструктивными недоработками был запущен в серию самолет Ту-124;

  • как удалось избежать паники среди пассажиров злополучного рейса «Таллин-Москва»;

  • почему «зеленая лампочка» топливомера ввела в заблуждение экипаж воздушного судна;

  • правильное ли решение принял командир экипажа, передав в критическую минуту штурвал самолета второму пилоту;

  • почему после приводнения самолета по Неве плыли копченые угри;

  • какие полетные нормы и правила были пересмотрены в СССР в связи с аварией Ту-124, равно как и многое другое, доселе неизвестное.
Живые свидетели, непосредственные участники катастрофы, эксперты и специалисты в субботу, 18-го, в фильме телерадиокомпании «Мир» «Иду на Неву».
Игорь Шушарин, специально для «Фонтанка.ру»

Редакция «Фонтанки» благодарит МТРК "Мир" и лично Ольгу Мартисову за предоставленные эксклюзивные архивные и фото/видеоматериалы.

Просмотров: 3568