От Жданова до Полтавченко: как строилось метро в Ленинграде-Петербурге
«Фонтанка» сравнила, как строилось метро при разных градоначальниках Ленинграда - Санкт-Петербурга: первых секретарях областного комитета КПСС, мэре и губернаторах.
От Жданова до Толстикова
/1955-1970 /
Метро в Ленинграде начали строить аккурат перед войной, в марте 1941-го. К этому времени в Москве уже действовало 22 станции. Тогда метро олицетворяло мощь и успехи советского государства, казалось чудом искусства и техники.
НИКОЛАЙ КУЛАГИН
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
«Перед войной успели пройти 11 шахтных стволов. В то утро, когда бригадир докладывал в горком о проходке ствола на «Технологическом институте», объявили о начале войны».
Шахты и подходные тоннели затопили. Десять тысяч метростроителей пошли на фронт, а оборудование использовали для строительства баррикад.
Снова к созданию метро вернулись только в 1944-м. Строительство было адской работой. Из оборудования – лопаты и отбойные молотки. Характер грунтов представляли слабо. Зато сроки были жесткими – на проходку ствола глубиной 30 метров давали 3 месяца. За срыв – суровые санкции. В то время руководил городом Андрей Жданов, близкий соратник Сталина.
Снова к созданию метро вернулись только в 1944-м. Строительство было адской работой. Из оборудования – лопаты и отбойные молотки. Характер грунтов представляли слабо. Зато сроки были жесткими – на проходку ствола глубиной 30 метров давали 3 месяца. За срыв – суровые санкции. В то время руководил городом Андрей Жданов, близкий соратник Сталина.
“
Из воспоминаний ветерана-метростроителя:
«Так и не могу восстановить в памяти, какого цвета у них глаза (у помощников – прим.ред.). Зато хорошо помню, что были они воспаленными от недосыпания, постоянного физического напряжения».
«Так и не могу восстановить в памяти, какого цвета у них глаза (у помощников – прим.ред.). Зато хорошо помню, что были они воспаленными от недосыпания, постоянного физического напряжения».
- Фрол Козлов (1953-1957)
Фрол Козлов мог бы стать преемником Никиты Хрущева, оказаться на месте Брежнева, если б не внезапная болезнь и смерть, а по некоторым данным – не заговор.
Нрав у политика был жестким. Он участвовал в «ленинградском деле» - сталинской чистке руководства города в 1949-1953 годах, - а затем занял освободившееся после репрессий место. Уже в должности секретаря ЦК КПСС распорядился стрелять в мирную демонстрацию рабочих в Новочеркасске.
Фрол Козлов
(с) wikipedia
ЛЕВ ЛУРЬЕ
историк
историк
«Фрол Романович Козлов отличался огромной заботой о своем внешнем виде. Вальяжный мужчина в отлично сшитом костюме, подобранном в тон галстуке, с химической завивкой».
— как строится метро
За счет близости к Никите Хрущеву Козлов смог «выбить» дополнительное финансирование на строительство метрополитена.
В 1955-м в городе запустили ветку из 8 станций – от «Автово» до «Площади Восстания». Первых пассажиров пускали по пригласительным. Это были передовики производств, студенты, школьники и семьи метростроевцев.
// 50 копеек стоил проезд в 1955 году.
Тогда пассажиры проходили в метрополитен по бумажным билетам. Контролеры проверяли их вручную перед эскалаторами.
За счет близости к Никите Хрущеву Козлов смог «выбить» дополнительное финансирование на строительство метрополитена.
В 1955-м в городе запустили ветку из 8 станций – от «Автово» до «Площади Восстания». Первых пассажиров пускали по пригласительным. Это были передовики производств, студенты, школьники и семьи метростроевцев.
// 50 копеек стоил проезд в 1955 году.
Тогда пассажиры проходили в метрополитен по бумажным билетам. Контролеры проверяли их вручную перед эскалаторами.
Пригласительный билет для проезда в Ленинградском метрополитене в дни празднования 38-й годовщины Октябрьской революции. Ноябрь 1955 года, фото из телеграм-канала «Советский Ленинград»
Сразу после открытия метро стало трижды ленинским – «Ленинградским ордена Ленина метрополитеном имени В.И. Ленина».
1955 год. Вручение ордена Трудового Красного знамени чеканщице Таиссии Бушмановой, фото предоставлено ОАО «Метрострой»
— как меняется архитектура
Первые станции поражают роскошью и богатством отделки. Это не просто транспорт – это новые храмы, где вместо библейских сюжетов – канонические сцены времен Революции, мудрые вожди Ленин и Сталин, героическая оборона Ленинграда, успехи промышленности и науки. Вестибюли проектируют лучшие советские архитекторы, декорируют лучшие скульпторы и художники: Евгений Левинсон, Игорь Фомин, Сергей Сперанский, Михаил Аникушин.
Конкурс на оформление станций в стиле сталинской неоклассики проводят в 1950-м. Спустя три года Сталин умирает. Начинается «оттепель». А в ноябре 1955-го, за 11 дней до запуска ленинградской подземки, выходит постановление об устранении излишеств в архитектуре.
Первые станции поражают роскошью и богатством отделки. Это не просто транспорт – это новые храмы, где вместо библейских сюжетов – канонические сцены времен Революции, мудрые вожди Ленин и Сталин, героическая оборона Ленинграда, успехи промышленности и науки. Вестибюли проектируют лучшие советские архитекторы, декорируют лучшие скульпторы и художники: Евгений Левинсон, Игорь Фомин, Сергей Сперанский, Михаил Аникушин.
Конкурс на оформление станций в стиле сталинской неоклассики проводят в 1950-м. Спустя три года Сталин умирает. Начинается «оттепель». А в ноябре 1955-го, за 11 дней до запуска ленинградской подземки, выходит постановление об устранении излишеств в архитектуре.
НИКОЛАЙ КУЛАГИН
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
«По замыслу архитекторов, вестибюль «Пушкинской» должны были еще богаче украсить декором, лепниной. Но когда близилась сдача станции, появилось постановление об излишествах в архитектуре. К тому моменту в одном из боковых тоннелей лепнина уже была, а во втором нет. В итоге смонтированный декор просто срубили».
Строители ленинградского метрополитена, фото предоставлено ОАО «Метрострой»
Еще один памятник резкой смене архитектурного курса – станция «Автово». Часть колонн вдоль платформ облицована как будто воздушным ажурным стеклом, а часть – прозаичным мрамором. Стеклянные пластины для них не успели изготовить к открытию, а после постановления об излишествах в архитектуре - отказались от замысла.
Знаменитый доклад о культе личности Сталина прозвучал в феврале 1956-го, но фактически развенчание мифа о мудром вожде началось раньше. По плану каждую станцию первой линии должны были украшать скульптуры, барельефы или панно со Сталиным, его цитаты, обращения ленинградцев к вождю, выбитые на мраморных плитах. Но к открытию в ноябре 1955-го таких изображений оказалось всего три. От некоторых скульптур, барельефов просто отказались. Какие-то – заменили на другие сюжеты.
До нашего времени сохранилось всего одно изображение «отца народов» - на барельефе станции «Площадь Восстания». Сталин стоит за спиной Ленина, выступающего в Таврическом дворце.
Знаменитый доклад о культе личности Сталина прозвучал в феврале 1956-го, но фактически развенчание мифа о мудром вожде началось раньше. По плану каждую станцию первой линии должны были украшать скульптуры, барельефы или панно со Сталиным, его цитаты, обращения ленинградцев к вождю, выбитые на мраморных плитах. Но к открытию в ноябре 1955-го таких изображений оказалось всего три. От некоторых скульптур, барельефов просто отказались. Какие-то – заменили на другие сюжеты.
До нашего времени сохранилось всего одно изображение «отца народов» - на барельефе станции «Площадь Восстания». Сталин стоит за спиной Ленина, выступающего в Таврическом дворце.
Барельеф станции «Площадь Восстания». Сталин стоит за спиной Ленина, выступающего в Таврическом дворце; фото с сайта wikipedia
Мозаичное панно «Сталин на трибуне», занимавшее торцевую стену станции «Нарвская», демонтировали в 1961-м. По городской легенде, изображение вождя просто заложили фальш-стеной. Однако, на самом деле, оно было утрачено. В том же году барельеф со Сталиным демонтировали на «Технологическом институте» из-за строительства перехода на соседнюю станцию.
Мозаичное панно на станции метро "Нарвская"; фото с сайта wikipedia
— как развиваются технологии
К приходу Фрола Козлова в руководство города у метростроителей появились первые проходческие щиты. Это значит, что рабочим больше не надо было проходить тоннель «врукопашную» - с отбойным молотком в руках. Максимальная скорость строительства выросла с 1,5 до 6 погонных метров за смену. В среднем щит позволял строить 300 метров тоннелей в месяц.
К приходу Фрола Козлова в руководство города у метростроителей появились первые проходческие щиты. Это значит, что рабочим больше не надо было проходить тоннель «врукопашную» - с отбойным молотком в руках. Максимальная скорость строительства выросла с 1,5 до 6 погонных метров за смену. В среднем щит позволял строить 300 метров тоннелей в месяц.
Кембрийская глина, выбранная отбойными молотками; фото Алексея Рожнова
- Иван Спиридонов (1957-1962)
Самый яркий эпизод в биографии Ивана Спиридонова произошел в 1961-м году. На съезде партии он с трибуны предложил вынести из Мавзолея тело Иосифа Сталина. Партийцы рукоплескали, поддержав предложение. Впрочем, считают, что первоисточником идеи о перезахоронении мог быть Никита Хрущев.
Несмотря на отъезд в Москву, главные политические вопросы в Ленинграде продолжал решать Фрол Козлов, в то время «второй секретарь» ЦК партии после Хрущева. Тем не менее, при Спиридонове начинают массово строить первые кварталы хрущевок. Город превращается в центр оборонной промышленности.
Иван Спиридонов
(с) wikipedia
— как строится метро
В метро впервые появляются турникеты. В 1958-м их испытывают на «Нарвской», а затем ставят на всех станциях первой ветки метро.
В метро впервые появляются турникеты. В 1958-м их испытывают на «Нарвской», а затем ставят на всех станциях первой ветки метро.
Первые турникеты на станции метро "Нарвская" ; фото с сайта wikipedia
Метростроевцы впервые проходят тоннели под руслом Невы. Строительство ведется на большой глубине – в слое серо-голубых кембрийских глин. Работать в нем относительно безопасно: глина не пропускает воду, легка в разработке и хорошо держит забой.
В 1958-м открываются «Чернышевская» и «Площадь Ленина».
В 1958-м открываются «Чернышевская» и «Площадь Ленина».
Параллельно строится вторая ветка – от «Технологического института» до «Парка Победы». От Ленметростроя требуют удешевить строительство на 20%. Руководство пересматривает технологическую последовательность операций, привлекает к разработке новых технологий профессоров института железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и все чаще отказывается от ручного труда. В итоге строители становятся экономнее, но и скорости, объемы работ вырастают.
Схема первой и второй очереди метрополитена, фото предоставлено ОАО «Метрострой»
— как меняется архитектура
С приходом Хрущева стиль интерьеров и архитектура станций меняются. Излишества в прошлом, на повестке строгий функционализм и экономия. Но архитекторам все равно удается добиться, чтобы каждый вестибюль имел собственный, уникальный образ.
// В 5-6% от затрат на строительство станции обходится ее отделка.
С приходом Хрущева стиль интерьеров и архитектура станций меняются. Излишества в прошлом, на повестке строгий функционализм и экономия. Но архитекторам все равно удается добиться, чтобы каждый вестибюль имел собственный, уникальный образ.
// В 5-6% от затрат на строительство станции обходится ее отделка.
Настоящий прорыв, мировая новинка – станции без боковых платформ. Первой из них, экспериментальной, стал «Парк Победы».
НИКОЛАЙ КУЛАГИН
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
«Какое было время – космос, Гагарин, проекты беспилотных межпланетных полетов. По аналогии появилась идея станций без боковых посадочных платформ. Поезда должны были тормозить без участия машиниста и автоматически «стыковаться» к дверям на станции. После открытия «Парка Победы» к нам моментально приехали американцы из Лос-Анджелеса. Целая делегация. Были у нас, в ЛИИЖТе. Они заимствовали у нас идею автоведения поездов и станций такого типа. Потом они, правда, нас обогнали в чем-то».
Уникальной станцией оказывается и «Технологический институт». Это первая в СССР кроссплатформенная пересадочная станция.
Первая кроссплатформенная станция "Технологический институт"; фото из телеграм-канала «Советский Ленинград»
— как развиваются технологии
На первых станциях метрополитена стены тоннелей обделывали чугунными кольцами. На перегонах до «Чернышевской» и «Площади Ленина» на смену металлу приходит железобетон. Его укладывают быстрее.
На первых станциях метрополитена стены тоннелей обделывали чугунными кольцами. На перегонах до «Чернышевской» и «Площади Ленина» на смену металлу приходит железобетон. Его укладывают быстрее.
Тоннель с обделкой из железобетонных тюбингов ; фото Алексей Рожнов
Бригады начинают использовать механизмы для строительства вентиляционных шахт и наклонных тоннелей. Для этого используют шагающий тюбингоукладчик. Машина легко передвигается - как на лыжах скользит по направляющим балкам. Она помогает монтировать железобетонную круговую обделку тоннеля.
- Василий Толстиков (1962-1970)
Оттепель заканчивается, начинается золотое время брежневского застоя. Страна переходит на пятидневную рабочую неделю. В Ленинграде строят мост Александра Невского, телебашню, ТЮЗ, БКЗ «Октябрьский». Появляются рубашки из синтетики, растворимый кофе и второй канал на телевидении.
«Зенит» становится городским символом. Клуб играет плохо, но все равно собирает стотысячные аншлаги. В 1967-м «Зенит» становится худшей командой турнира и готовится к вылету из высшей лиги чемпионата СССР. За команду просит Василий Толстиков. Он обращается к Леониду Брежневу, и на следующий год высшую лигу расширяют с 19 до 20 команд. «Зенит» остается.
Василий Толстиков
(с) wikipedia
В то же время в оборот входят слова «самиздат», «диссиденты». Инакомыслящие собираются в «Сайгоне» на углу Невского и Владимирского. В 1964-м Иосифа Бродского судят за тунеядство и высылают под Архангельск. За поэта вступаются Шостакович, Ахматова, Чуковский, Маршак. Толстиков непреклонен и считает, что Бродский должен работать, что он тунеядец, что выслан он правильно.
— как строится метро
Строительство набирает темпы. Для вестибюля на Сенной площади сносят храм и несколько исторических домов. В 1963-м Ленметрострой досрочно сдает четыре станции – «Площадь Мира» (теперь «Сенная»), «Невский проспект», «Горьковскую» и «Петроградскую».
Строительство набирает темпы. Для вестибюля на Сенной площади сносят храм и несколько исторических домов. В 1963-м Ленметрострой досрочно сдает четыре станции – «Площадь Мира» (теперь «Сенная»), «Невский проспект», «Горьковскую» и «Петроградскую».
Затем сразу же приступает к строительству третьей линии – Невско-Василеостровской. Ее нужно сдать к важному празднику – 50-летию Октябрьской революции в 1967-м. Всего за 4 года строители вновь проходят тоннель под Невой и строят 4 станции от «Василеостровской» до «Площади Александра Невского».
Впрочем, самым сложным участком неожиданно оказывается перегон до «Московской». Под Московским проспектом натыкаются на водонасыщенный песчаник, по крепости не уступающий бетону. Проходческий щит не справляется, резцы летят один за другим. Бригада начинает вырубать породу вручную – отбойными молотками. Однако и этот дедовский метод не спасает. Породу решают взрывать.
фото с сайта www.mirmetro.net, А. Михайлов
1968-й год. По Московскому, главной правительственной трассе, ездят автобусы, снуют пешеходы. А под ними, на глубине с десятиэтажный дом, день за днем гремят взрывы. Чтобы пройти расстояние в 1,8 км строителям потребовалось почти 2 года. Станцию открыли в 1969-м.
Станция "Московская", Московско-Петроградская линия; фото с сайта wikipedia
— как меняется архитектура
В хрущевское и брежневское время стены вдоль платформ все чаще начинают облицовывать керамической плиткой. Еще в начале XX века так оформляли парижские станции. Правда, для них специальную плитку «кирпичиком» придумал дизайнер модерна Эктор Гимар. В Советском Союзе решили использовать прозаичную квадратную плитку, как в ванной комнате. Так были оформлены «Сенная площадь», «Электросила».
В хрущевское и брежневское время стены вдоль платформ все чаще начинают облицовывать керамической плиткой. Еще в начале XX века так оформляли парижские станции. Правда, для них специальную плитку «кирпичиком» придумал дизайнер модерна Эктор Гимар. В Советском Союзе решили использовать прозаичную квадратную плитку, как в ванной комнате. Так были оформлены «Сенная площадь», «Электросила».
НИКОЛАЙ КУЛАГИН
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
«В начале XX века архитектура вестибюлей метро сводилась к дизайну ванной комнаты – все облицовывали плиткой. Поэтому, когда появилось метро в Москве в 1935 году, впервые архитектура ушла под землю. И мы, в Ленинграде, пошли по этому пути. С тех пор считается, что станции должны быть продолжением наземной архитектуры района. И первые вестибюли были такими. Но потом и у нас восторжествовал «европейский» подход – архитектура ванной комнаты. Москва начала лепить станции, сплошь одинаковые. И нам излишеств не давали».
— как развиваются технологии
В метро начинают использовать новый способ гидроизоляции – армоцементные зонты. Его можно заметить на эскалаторных спусках или на станциях – например, «Маяковской». Своды тоннелей на них идут волнами. Тогда же появляется механизм для проходки наклонного хода для эскалаторов.
В 1960-х, при Толстикове, в Ленметрострой приходит работать Вадим Александров, в будущем – генеральный директор «Метростроя».
В метро начинают использовать новый способ гидроизоляции – армоцементные зонты. Его можно заметить на эскалаторных спусках или на станциях – например, «Маяковской». Своды тоннелей на них идут волнами. Тогда же появляется механизм для проходки наклонного хода для эскалаторов.
В 1960-х, при Толстикове, в Ленметрострой приходит работать Вадим Александров, в будущем – генеральный директор «Метростроя».
ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВ
генеральный директор ОАО «Метрострой» ( с 1993 по 2017 год)
генеральный директор ОАО «Метрострой» ( с 1993 по 2017 год)
«Основная задача меня как руководителя «Метростроя» состояла в том, чтобы облегчить труд проходчика, максимально механизировать его, сделать безопасным. И со времен первой линии в этом направлении достигнуто очень многое».
От Романова до Гидаспова
/ 1970-1991/
- Григорий Романов (1970-1983)
Григорий Романов мог трижды возглавить СССР, стать преемником Брежнева, Андропова или Черненко, но проиграл борьбу за пост генсека ЦК КПСС. А в 1985-м Михаил Горбачев отправил бывшего конкурента на пенсию.
В «романовскую эпоху» Ленинград растет как на дрожжах. В среднем в год город прирастает на 2,5 млн «квадратов» - типовых брежневок. Вновь таких темпов строительства Петербург достиг только в 2008-м. Открывают новые предприятия. Строят гражданский флот. Только сошедший со стапелей атомный ледокол «Арктика» покоряет Северный полюс. Запускают ЛАЭС. Начинают возводить дамбу для защиты города от наводнений.
Григорий Романов
(с) wikipedia
В Ленинграде Романова называют «хозяином». Говорят, он не терпит коррупцию. Сам живет в обычной квартире, которую регулярно заливают соседи из-за неисправного водопровода. Энергичный, жесткий, но невысокого роста, не был хорошим оратором. В смольнинском кабинете для Романова строят подиум, чтобы он всегда возвышался над собеседником.
Жесткий, консервативный, он старается удержать культуру в обветшавших стенах соцреализма. Эмигрируют Бродский, Довлатов, Барышников. Тяжело приходится оставшимся: Георгию Товстоногову и Дмитрию Лихачеву.
Жесткий, консервативный, он старается удержать культуру в обветшавших стенах соцреализма. Эмигрируют Бродский, Довлатов, Барышников. Тяжело приходится оставшимся: Георгию Товстоногову и Дмитрию Лихачеву.
“
Сергей Довлатов, роман «Наши»:
«При Сталине издавали книжки, затем расстреливали авторов. Сейчас писателей не расстреливают. Книжек не издают. Еврейских театров не закрывают. Их просто нет...».
«При Сталине издавали книжки, затем расстреливали авторов. Сейчас писателей не расстреливают. Книжек не издают. Еврейских театров не закрывают. Их просто нет...».
Впрочем, в это же время появился ленинградский рок-клуб. Борис Гребенщиков и Майк Науменко записывают альбом «Все братья — сёстры».
Схема развития метро до 2025 года. Фото сделано в 1981 году в вагончике начальника участка.; фото предоставлено ОАО «Метрострой»
— как строится метро
Во времена Григория Романова в Ленинграде сдается рекордное количество станций – 19. Красная ветка доходит до нынешних границ – «Девяткино» и «Проспект Ветеранов». Зеленая – почти полностью, до «Приморской» и «Обухово», а синяя – до «Удельной» и «Купчино».
Партия поощряет соцсоревнования, выполнение планов досрочно: «Даешь трудовые рекорды!». Метростроевцы ставят мировой рекорд скоростной проходки, не превзойденный до сих пор – 1250 метров тоннеля в месяц на участке от «Пионерской» до «Удельной».
Во времена Григория Романова в Ленинграде сдается рекордное количество станций – 19. Красная ветка доходит до нынешних границ – «Девяткино» и «Проспект Ветеранов». Зеленая – почти полностью, до «Приморской» и «Обухово», а синяя – до «Удельной» и «Купчино».
Партия поощряет соцсоревнования, выполнение планов досрочно: «Даешь трудовые рекорды!». Метростроевцы ставят мировой рекорд скоростной проходки, не превзойденный до сих пор – 1250 метров тоннеля в месяц на участке от «Пионерской» до «Удельной».
Станция "Площадь Мужества", 1974 год; фото предоставлено компанией ОАО «Метрострой»
ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВ
генеральный директор ОАО «Метрострой» ( с 1993 по 2017 год)
генеральный директор ОАО «Метрострой» ( с 1993 по 2017 год)
«Социалистические соревнования – это уникальное и очень ценное явление советского времени. Именно в период соцсоревнований профессия проходчика ценилась больше всего. Любая рабочая профессия ценилась. И это было естественно, по доброй воле. Люди работали не за копейку, хотя и она была важна. Но больше ценились достигнутые в труде результаты».
В окрестностях площади Мужества строители наталкиваются на подземную реку. Бригада бурит разведочную скважину. Когда вынимают бур, в отверстие начинает хлестать вода. Под натиском плывуна лопается ледяная стена забоя. Уже пройденные тоннели затапливает водой с песком. Грунт оседает, на поверхности возникает воронка.
Кадр из фильма «Прорыв»; скриншот с сайта YouTube
НИКОЛАЙ КУЛАГИН
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
«Об этой аварии был снят фильм «Прорыв». В нем изобразили, что чуть ли не трамвай рухнул в эту воронку. Помню, когда нам показывали сценарий этого фильма, я спросил – зачем вы будете пугать горожан, этого же не было? Мне ответили: «Ну, это же художественный фильм». Гораздо страшнее было другое - рядом предприятие «Красный Октябрь», которое выпускает двигатели для вертолетов. Рядом «Аврора» - тоже оборонное предприятие. Осадки развиваются. Одно здание сломалось, подсело. А дальше, на «Октябре», котельная. Труба. Надо было понять, где осадки закончатся. Надо останавливать котельную, а она питает целый район предприятий».
Чтобы остановить разрушения, выработки затопили. А затем – повторно заморозили почву, впервые использовав сверхнизкие температуры, жидкий азот.
— как меняется архитектура
В ленинградской подземке впервые появляются односводчатые станции – «Площадь Мужества», «Политехническая». Похожие уже были в Москве, но в столице их строили открытым способом – выкапывали с поверхности. В Ленинграде, благодаря новым технологиям, огромные своды научились строить прямо в толще земли. В СССР еще не было ничего подобного.
В ленинградской подземке впервые появляются односводчатые станции – «Площадь Мужества», «Политехническая». Похожие уже были в Москве, но в столице их строили открытым способом – выкапывали с поверхности. В Ленинграде, благодаря новым технологиям, огромные своды научились строить прямо в толще земли. В СССР еще не было ничего подобного.
Станция односводчатого типа, который впервые воплощен в Ленинграде в 1975-м году в проекте станции «Площадь Мужества»
— как развиваются технологии
В 1970-х годах появляется любимый щит метростроевцев — Ясиноватского машиностроительного завода. Он хорошо режет петербургские грунты, удобен в управлении и упрощает монтаж железобетонных колец — стен тоннеля. Метростроители до сих пор его используют.
В 1970-х годах появляется любимый щит метростроевцев — Ясиноватского машиностроительного завода. Он хорошо режет петербургские грунты, удобен в управлении и упрощает монтаж железобетонных колец — стен тоннеля. Метростроители до сих пор его используют.
Щит КТ1-5.6, Ясиноватский завод
- Лев Зайков (1983-1985)
В противовес Григорию Романову Зайков умел ладить и с рабочими, и с интеллигенцией. В 1984-м «Зенит» впервые становится чемпионом. В СКК устраивают грандиозное чествование команды – небывалое мероприятие в стране, где широко отмечают только партийные и государственные праздники. Ветераны фанатского движения помнят это торжество до сих пор.
В 1985-м в город приехал только возглавивший страну Михаил Горбачев. Почти готовый развлекательный центр на проспекте Просвещения с кегельбаном и автодромом спешно оборудуют под выставку «Интенсификация-90». Зайков производит хорошее впечатление на Горбачева и сразу уходит на повышение в Москву.
Лев Зайков
(с) wikipedia
— как строится метро
За годы руководства Льва Зайкова в Ленинграде открывают всего одну станцию - «Рыбацкое».
За годы руководства Льва Зайкова в Ленинграде открывают всего одну станцию - «Рыбацкое».
Станция "Рыбацкое", конец 1980-х годов
- Юрий Соловьев (1985-1989)
Начинается перестройка. В Ленинграде активизируются общественные движения. Протест группы градозащитников против сноса гостиницы «Англетер», где прошли последние дни Сергея Есенина, неожиданно перерастает в 20-тысячный митинг прямо перед Мариинским дворцом. Власти призывают на помощь внутренние войска, оттесняют горожан и на их глазах сносят здание.
Интеллигенция вдруг выступает против строительства дамбы. Горожане боялись, что Невская губа превратится в болото, упрекали власть в экономической неэффективности. «Антидамбистом» становится даже академик Дмитрий Лихачев.
Юрий Соловьев
(с) wikipedia
Авторитет партии стремительно падает. На выборах 1989-го ленинградцы отказываются голосовать за партийных руководителей. Юрий Соловьев не проходит в состав Съезда народных депутатов СССР. Новоизбранные депутаты во главе с Анатолием Собчаком не подчиняются Смольному. Соловьев остается верен идеалам марксистко-ленинского учения и подает в отставку.
— как строится метро
Юрий Соловьев – единственный руководитель Ленинграда, имеющий метростроевское прошлое. Он проработал в организации больше 20 лет, а в 1967-1973-м годах возглавлял Ленметрострой. Именно он одним из первых приехал на место размыва и помогал строителям ликвидировать аварию.
Юрий Соловьев – единственный руководитель Ленинграда, имеющий метростроевское прошлое. Он проработал в организации больше 20 лет, а в 1967-1973-м годах возглавлял Ленметрострой. Именно он одним из первых приехал на место размыва и помогал строителям ликвидировать аварию.
Юрий Соловьев на месте размыва на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», происшедшая 8 апреля 1974 года; фото предоставлено компанией ОАО «Метрострой»
При Соловьеве заканчивается золотая эпоха советского метростроения. Вводят новую линию – 5 станций от «Площади Александра Невского» до «Дыбенко», а также «Озерки» и «Проспект Просвещения» на второй линии. Это последние станции ленинградского метро, открытые в Советском Союзе.
НИКОЛАЙ КУЛАГИН
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
«Была авария на выходе из "Проспекта Просвещения". Забой упал, начинает затапливать. А над тоннелем в это время начинается воронка. Вечер, рядом 18-этажный дом. Трамваи уже не ходят. А в тоннеле затвор протекает, за ним станция и больше затворов нет. Нужно было построить бетонную перемычку и ждать, когда она наберет прочность. Справились».
В конце 1980-х финансирование строительства начинает сокращаться.
- Борис Гидаспов (1989-1991)
Борис Гидаспов оказался в Смольном почти случайно. Он стал последним руководителем города, назначенным партией – КПСС.
Гидаспов - ученый-химик, за разработку новых взрывчатых веществ он получил Ленинскую премию. Участвовал в ликвидации чернобыльской аварии и долго возглавлял Государственный институт прикладной химии (ГИПХ). В 1989-м Гидаспова выбирают в народные депутаты СССР. Он единственный поддерживает Юрия Соловьева. И тот, уходя в отставку, рекомендует Гидаспова на свое место.
Борис Гидаспов
(с) wikipedia
В городе пустые прилавки, бесконечные очереди за продуктами. Горожане перекрывают Невский из-за дефицита табака.
Гидаспов выступает против реформ и демократических настроений. Он даже организовывает массовый митинг против перестройки, первый в СССР. Однако дни партии сочтены. Сначала областной комитет КПСС теряет реальную власть, а потом его и вовсе ликвидируют. После краткой политической карьеры Борис Гидаспов возвращается к химии.
Гидаспов выступает против реформ и демократических настроений. Он даже организовывает массовый митинг против перестройки, первый в СССР. Однако дни партии сочтены. Сначала областной комитет КПСС теряет реальную власть, а потом его и вовсе ликвидируют. После краткой политической карьеры Борис Гидаспов возвращается к химии.
Анатолий Собчак
/ 1991-1996/
Экономика рухнула, в Ленинграде очереди за хлебом, как в блокаду. Рубль обесценивается, начинается приватизация. Зато в политике и культуре – свобода. В городе проходят первые рейвы, развивается современное искусство, на Ленинградском телевидении выходит сюжет «Ленин – гриб».
В 1991-м в Ленинграде проходит первый и единственный за историю города референдум – о переименовании в Санкт-Петербург. Его инициирует Анатолий Собчак, до перестройки – никому не известный профессор Ленинградского госуниверситета. Он ратует за перенос на невские берега столицы.
В 1991-м в Ленинграде проходит первый и единственный за историю города референдум – о переименовании в Санкт-Петербург. Его инициирует Анатолий Собчак, до перестройки – никому не известный профессор Ленинградского госуниверситета. Он ратует за перенос на невские берега столицы.
Собчак – юрист, правовед, блестящий оратор. Сначала он становится главой петербургского парламента. А в 1991-м – мэром города. Должность ввели по примеру Москвы. Собчак - первый избранный жителями градоначальник. В его команду входят «новички», до этого не работавшие ни в Смольном, ни в Ленсовете - Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Герман Греф.
Центр Петербурга получает статус памятника мирового значения – входит в список ЮНЕСКО. Анатолию Собчаку удается лоббировать федеральную программу реконструкции и сохранения исторического центра Петербурга. В ее рамках реставрируют Спас на Крови и Ботанический сад.
Центр Петербурга получает статус памятника мирового значения – входит в список ЮНЕСКО. Анатолию Собчаку удается лоббировать федеральную программу реконструкции и сохранения исторического центра Петербурга. В ее рамках реставрируют Спас на Крови и Ботанический сад.
Анатолий Собчак
(с) wikipedia
— как строится метро
В начале 1990-х Ленметрострой оказывается в удручающем положении. Москва перестает выделять деньги на метро в регионах. Связи с поставщиками материалов, оборудования, институтами – рушатся. Рабочие увольняются, выходят на митинги.
После нескольких совещаний и переговоров часть средств выделяет городской бюджет. Почти готовые станции, строящиеся со времен Юрия Соловьева - «Садовую», «Достоевскую», «Лиговский проспект», - сдают в 1991-м. В вестибюлях больше нет портретов строителей-ударников и книги пожеланий. Впервые станции освящают перед отправлением первого поезда.
// В 30 тысяч раз подорожал проезд в метро за 5 лет - с 1991 по 1996 год. Цена на жетон поднялась с 5 копеек до 1500 рублей.
В начале 1990-х Ленметрострой оказывается в удручающем положении. Москва перестает выделять деньги на метро в регионах. Связи с поставщиками материалов, оборудования, институтами – рушатся. Рабочие увольняются, выходят на митинги.
После нескольких совещаний и переговоров часть средств выделяет городской бюджет. Почти готовые станции, строящиеся со времен Юрия Соловьева - «Садовую», «Достоевскую», «Лиговский проспект», - сдают в 1991-м. В вестибюлях больше нет портретов строителей-ударников и книги пожеланий. Впервые станции освящают перед отправлением первого поезда.
// В 30 тысяч раз подорожал проезд в метро за 5 лет - с 1991 по 1996 год. Цена на жетон поднялась с 5 копеек до 1500 рублей.
Анатолий Собчак и Владимир Яковлев; фото предоставлено компанией ОАО «Метрострой»
В 1993-м Ленметрострой приватизируют. Он превращается в ОАО «Метрострой». Но лучше от этого не становится. Строят ветку от "Сенной площади" до "Комендантского аэродрома". С финансированием туго, бригады работают по три дня в неделю.
Денег на строительство нет, зарплату задерживают, а в это время – новая авария. Спустя 20 лет после размыва тоннель от «Лесной» до «Площади Мужества» снова начинает подтапливать. Сначала перегон пытаются ремонтировать. Потом нарастают осадки, над тоннелем расходится трещинами асфальт. Движение закрывают, а перегоны затапливают.
Денег на строительство нет, зарплату задерживают, а в это время – новая авария. Спустя 20 лет после размыва тоннель от «Лесной» до «Площади Мужества» снова начинает подтапливать. Сначала перегон пытаются ремонтировать. Потом нарастают осадки, над тоннелем расходится трещинами асфальт. Движение закрывают, а перегоны затапливают.
1991 год. Митинг метростроевцев у Смольного. В центре - Анатолий Собчак; фото предоставлено компанией ОАО «Метрострой»
— как меняется архитектура
Революционная, советская тематика теперь под запретом. Борьба с излишествами тоже закончена. Теперь архитекторов не ограничивают в оформлении интерьеров.
Вслед за улицами и площадями станции переименовывают. «Площадь Мира» превращается в «Сенную». «Красногвардейская» - в «Новочеркасскую». «Комсомольская» - в «Девяткино». При этом отделка вестибюлей советских времен сохраняется, но и не завершается в соответствии с авторским замыслом там, где ее не успели доделать.
Революционная, советская тематика теперь под запретом. Борьба с излишествами тоже закончена. Теперь архитекторов не ограничивают в оформлении интерьеров.
Вслед за улицами и площадями станции переименовывают. «Площадь Мира» превращается в «Сенную». «Красногвардейская» - в «Новочеркасскую». «Комсомольская» - в «Девяткино». При этом отделка вестибюлей советских времен сохраняется, но и не завершается в соответствии с авторским замыслом там, где ее не успели доделать.
Владимир Яковлев
/ 1996-2003/
В 1996-м в Петербурге учреждают должность губернатора. Во втором туре выборов Яковлев обходит своего бывшего шефа – Анатолия Собчака - и становится первым губернатором города. До этого в правительстве Собчака он отвечал за управление городом – жилищным хозяйством, строительством.
Яковлев берется за дороги – выбивает в Москве финансирование на строительство кольцевой, возводит Ушаковскую развязку и магистраль на Смольной набережной. К чемпионату мира по хоккею в 2000 году строят Ледовый дворец. Чуть позже – Ладожский вокзал. Впрочем, не все инициативы удачны – на месте нынешней «Галереи» появляется затопленный котлован. На этом месте планировали вокзал и деловой центр для скоростной ж/д трассы «Москва-Петербург», но деньги исчезли.
В 2003 году Петербург празднует 300-летие. В город потоком идут федеральные средства – реставрируют дворцы, благоустраивают улицы, открывают парк 300-летия на севере города. Сразу после юбилея Яковлев подает в отставку. У него неважные отношения с бывшим коллегой – Владимиром Путиным. На его место Кремль давно прочит Валентину Матвиенко.
В 2003 году Петербург празднует 300-летие. В город потоком идут федеральные средства – реставрируют дворцы, благоустраивают улицы, открывают парк 300-летия на севере города. Сразу после юбилея Яковлев подает в отставку. У него неважные отношения с бывшим коллегой – Владимиром Путиным. На его место Кремль давно прочит Валентину Матвиенко.
Владимир Яковлев
(с) wikipedia
— как строится метро
В 1980-е от «Метростроя» требовали проходить не меньше 25 км тоннелей за пятилетку. Теперь в лучшем случае строится 1 км в год. В 1997-м сдают «Спортивную» и «Чкаловскую». В 1999-м – «Старую деревню» и «Крестовский остров».
В 1980-е от «Метростроя» требовали проходить не меньше 25 км тоннелей за пятилетку. Теперь в лучшем случае строится 1 км в год. В 1997-м сдают «Спортивную» и «Чкаловскую». В 1999-м – «Старую деревню» и «Крестовский остров».
1997 год. Открытие "Чкаловской". В центре - Владимир Яковлев; фото предоставлено компанией ОАО «Метрострой»
С каждым годом федеральный центр выделяет на метро все меньше. Город задерживает платежи. В 1999-м сотни подземщиков выходят к Смольному и угрожают затопить 30 километров выработок под Петербургом. В итоге Владимир Яковлев соглашается: город гасит задолженность.
Дорогостоящие работы по ликвидации аварии – размыва у «Площади Мужества» - финансируются Смольным и Москвой пополам. Через русло подземной реки решено построить новые тоннели. Для этого в Австрии заказывают специальный щит – махину длиной 100 метров. Конкурс на работы выиграл итало-шведский концерн Impregilo NCC.
Дорогостоящие работы по ликвидации аварии – размыва у «Площади Мужества» - финансируются Смольным и Москвой пополам. Через русло подземной реки решено построить новые тоннели. Для этого в Австрии заказывают специальный щит – махину длиной 100 метров. Конкурс на работы выиграл итало-шведский концерн Impregilo NCC.
— как меняется архитектура
«Спортивная» стала первой двухъярусной станцией в Петербурге и России. Как и «Технологический институт», она задумывалась как кроссплатформенный узел. С Фрунзенско-Приморской линии пассажиры должны были пересаживаться на Кольцевую. Однако строительство кольца отложено на 2028-2030-й годы.
«Спортивная» стала первой двухъярусной станцией в Петербурге и России. Как и «Технологический институт», она задумывалась как кроссплатформенный узел. С Фрунзенско-Приморской линии пассажиры должны были пересаживаться на Кольцевую. Однако строительство кольца отложено на 2028-2030-й годы.
Первые российские станции продолжают традиции советской архитектуры. В вестибюлях снова появляются витражи, мозаика, скульптура. Новые материалы пока используются осторожно. К примеру, сплошное остекление на «Крестовском острове».
Станция метрополитена "Крестовский остров"; фото с сайта wikipedia
— как развиваются технологии
Во время строительства тоннеля-дублера к «Площади Мужества» «Метрострой» впервые работает с автоматизированным европейским щитом. Австрийская машина «Виктория» похожа на целый завод. Она оставляла за собой полностью готовый тоннель и управлялась 4 рабочими.
Во время строительства тоннеля-дублера к «Площади Мужества» «Метрострой» впервые работает с автоматизированным европейским щитом. Австрийская машина «Виктория» похожа на целый завод. Она оставляла за собой полностью готовый тоннель и управлялась 4 рабочими.
2003 год. Завершение проходки тоннелей-дублеров между "Лесной" и "Площадью Мужества"; фото предоставлено компанией ОАО «Метрострой»
Валентина Матвиенко
/2003-2011/
Валентина Матвиенко возглавила Петербург со второй попытки. На выборах 2000-го с лозунгом «Наш город устал» она не смогла конкурировать с Владимиром Яковлевым и не стала регистрироваться в качестве кандидата, но после его отъезда в Москву все же стала губернатором.
В 2000-х экономика Петербурга и России растет как на дрожжах. С 2000 до 2008 года баррель нефти дорожает с 30 до 140 долларов. Один за другим стартуют мегапроекты – строительство ЗСД, нового терминала Пулково, намыв на Васильевском острове, Орловский тоннель, «Невская ратуша», стадион. Вокруг Петербурга строят заводы, девелоперы осваивают пригородные поля.
Скандалов не меньше: «Охта-центр» и сносы исторических зданий, уплотнительная застройка и «сосули». В конце концов, как и предшественнику, Кремль предлагает Валентине Матвиенко переехать в Москву.
В 2000-х экономика Петербурга и России растет как на дрожжах. С 2000 до 2008 года баррель нефти дорожает с 30 до 140 долларов. Один за другим стартуют мегапроекты – строительство ЗСД, нового терминала Пулково, намыв на Васильевском острове, Орловский тоннель, «Невская ратуша», стадион. Вокруг Петербурга строят заводы, девелоперы осваивают пригородные поля.
Скандалов не меньше: «Охта-центр» и сносы исторических зданий, уплотнительная застройка и «сосули». В конце концов, как и предшественнику, Кремль предлагает Валентине Матвиенко переехать в Москву.
Валентина Матвиенко
(с) wikipedia
— как строится метро
При Валентине Матвиенко вновь открывается перегон от «Лесной» до «Площади Мужества». В Петербурге появляется 6 новых станций: «Комендантский проспект», «Парнас» и пятая по счету ветка от «Спасской» до «Обводного канала».
При Валентине Матвиенко вновь открывается перегон от «Лесной» до «Площади Мужества». В Петербурге появляется 6 новых станций: «Комендантский проспект», «Парнас» и пятая по счету ветка от «Спасской» до «Обводного канала».
Многие успехи являются заслугой и предыдущих градоначальников. Однако скорость развития метро в городе начинает все больше зависеть от губернатора и его команды и все меньше – от федерального центра, как это было в советские годы.
В 2007-м году Росжелдор разрабатывает федеральную программу развития метро в России. По ней к 2015-му в Петербурге должны построить 21 станцию. Но планы так и остались на бумаге. Даже в лучшие годы федеральное правительство не выделяло больше 7% денег, необходимых на возведение новых станций, говорит Николай Кулагин.
В 2007-м году Росжелдор разрабатывает федеральную программу развития метро в России. По ней к 2015-му в Петербурге должны построить 21 станцию. Но планы так и остались на бумаге. Даже в лучшие годы федеральное правительство не выделяло больше 7% денег, необходимых на возведение новых станций, говорит Николай Кулагин.
НИКОЛАЙ КУЛАГИН
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
«Валентина Матвиенко и Александр Вахмистров (тогда вице-губернатор по строительству) толкали нас и «Метрострой» на наращивание мощностей, чтобы мы могли сдавать по 25-30 км в пятилетку, как в конце 1980-х. Мы вышли на эти мощности. Но поменялось законодательство о тендерах. Появились компании, которые начали демпинговать».
«Метрострой» выходит на поверхность. Компания возводит градирни и здания реактора энергоблоков для ЛАЭС-2 в Сосновом Бору, тоннель под Сайменским каналом, бассейны для Загорской ГАЭС-2 в Подмосковье, вторую сцену Мариинского театра и работает на дамбе.
— как меняется архитектура
Наземные вестибюли станций метро начинают встраивать в торговые центры. В интерьерах все чаще используют композитные материалы – например, металлокерамические панели, как на «Волковской», или стеклокерамические панно – на «Обводном канале».
Наземные вестибюли станций метро начинают встраивать в торговые центры. В интерьерах все чаще используют композитные материалы – например, металлокерамические панели, как на «Волковской», или стеклокерамические панно – на «Обводном канале».
Станция метро "Обводный канал", стеклокерамические панно; фото предоставлено компанией ОАО «Метрострой»
В это же время в Петербурге начинается реконструкция старых станций. В них советскую плитку меняют на керамогранит, облицовывают эскалаторные спуски композитными материалами. А, к примеру, у «Горьковской» и вовсе заново выстраивают вестибюль в форме летающей тарелки.
Станция метро "Горьковская"; фото предоставлено компанией ОАО «Метрострой»
— как развиваются технологии
В 2007 году «Метрострой» приобретает щит «Аврора» немецкой компании Herrenknecht. «Авроре» предназначалась спецмиссия — достроить наклонный ход к «Адмиралтейской», «станции-призраку», простаивавшей без выхода на поверхность 15 лет.
В 2007 году «Метрострой» приобретает щит «Аврора» немецкой компании Herrenknecht. «Авроре» предназначалась спецмиссия — достроить наклонный ход к «Адмиралтейской», «станции-призраку», простаивавшей без выхода на поверхность 15 лет.
Георгий Полтавченко
/2011 – н.в. /
Бурный рост экономики закончился. Сначала кризис в 2012-м. Затем двусторонние санкции, падение курса рубля.
Георгий Полтавченко отказался от дорогих проектов – Орловского тоннеля, намыва под Сестрорецком, «Надземного экспресса» от Московского вокзала до Пулково.
Ужесточили нормы строительства и реконструкции зданий в историческом центре, а застройщиков обязали строить социальную инфраструктуру за свой счет.
Георгий Полтавченко отказался от дорогих проектов – Орловского тоннеля, намыва под Сестрорецком, «Надземного экспресса» от Московского вокзала до Пулково.
Ужесточили нормы строительства и реконструкции зданий в историческом центре, а застройщиков обязали строить социальную инфраструктуру за свой счет.
Георгий Полтавченко
(с) gov.spb.ru
Силы и средства города были брошены на подготовку к Чемпионату мира по футболу. К соревнованиям на Крестовском острове возвели стадион, ставший домашней ареной «Зенита». Рядом с ним – Яхтенный мост и метро «Новокрестовская». Также к чемпионату открыли станцию «Беговая» и мост Бетанкура с Васильевского острова на Петроградскую сторону.
— как строится метро
Георгий Полтавченко перерезал ленточку на открытии самой глубокой станции метро в Петербурге и знаменитого долгостроя – «Адмиралтейской». Еще через год открылись станции «Бухарестская» и «Международная». Далее вышла заминка.
Георгий Полтавченко перерезал ленточку на открытии самой глубокой станции метро в Петербурге и знаменитого долгостроя – «Адмиралтейской». Еще через год открылись станции «Бухарестская» и «Международная». Далее вышла заминка.
НИКОЛАЙ КУЛАГИН
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
«В 2012 году функции заказчика строительства метро передали от комитета по транспорту комитету по развитию транспортной инфраструктуры. Получилась пауза больше 1,5 лет – не было ни проектирования, никаких решений. Постепенно в КРТИ появились специалисты».
Еще одна причина – сроки сдачи Красносельско-Калининской линии и Фрунзенского радиуса пришлось перенести ради открытия к мундиалю «Новокрестовской» и «Беговой». Впрочем, станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» должны принять пассажиров уже в конце этого года.
— как меняется архитектура
Новые станции выглядят футуристично: пластиковые панели с 3D-анимацией, зеркальные колонны, необычная подсветка. Стиля хай-тек в петербургской подземке еще не было.
Единственная неувязка – оформление «Беговой». Станция должна была называться «Савушкина» в честь летчика-истребителя, погибшего на Великой Отечественной войне. Однако перед самой сдачей название изменили. Поэтому в интерьерах – колонны-пропеллеры, панно с механизмами и ладожскими пейзажами.
Новые станции выглядят футуристично: пластиковые панели с 3D-анимацией, зеркальные колонны, необычная подсветка. Стиля хай-тек в петербургской подземке еще не было.
Единственная неувязка – оформление «Беговой». Станция должна была называться «Савушкина» в честь летчика-истребителя, погибшего на Великой Отечественной войне. Однако перед самой сдачей название изменили. Поэтому в интерьерах – колонны-пропеллеры, панно с механизмами и ладожскими пейзажами.
— как развиваются технологии
Тоннели между новыми станциями – двухпутные, впервые в России. В 2012-м «Метрострой» приобрел 10-метровый проходческий щит «Надежда». Он позволяет строить единый тоннель сразу для двух поездов. Это в полтора раза быстрее, чем проходить два отдельных тоннеля.
Тоннели между новыми станциями – двухпутные, впервые в России. В 2012-м «Метрострой» приобрел 10-метровый проходческий щит «Надежда». Он позволяет строить единый тоннель сразу для двух поездов. Это в полтора раза быстрее, чем проходить два отдельных тоннеля.
Проходческий щит «Надежда»; фото Михаила Огнева
Благодаря предложениям метростроителей участок от «Приморской» до «Беговой» длиной 5,7 км построили вдвое быстрее, чем по проекту. Суть инновации в том, что тоннель обустраивали параллельно с проходкой: сооружали жесткое основание и вентиляционное перекрытие.
Еще одна новинка – стволопроходческий комбайн СПК-6. Он позволил полностью механизировать проходку вертикальных шахт метрополитена.
Кроме того, «Метрострой» уже заказал щит для проходки подземных пешеходных переходов. Сейчас переходы строятся открытым способом – вырывают котлован, делают защитную «стену в грунте». Новый щит ускорит строительство переходов, позволит не закрывать трассу и не заниматься дорогим и сложным переносом инженерных сетей.
Еще одна новинка – стволопроходческий комбайн СПК-6. Он позволил полностью механизировать проходку вертикальных шахт метрополитена.
Кроме того, «Метрострой» уже заказал щит для проходки подземных пешеходных переходов. Сейчас переходы строятся открытым способом – вырывают котлован, делают защитную «стену в грунте». Новый щит ускорит строительство переходов, позволит не закрывать трассу и не заниматься дорогим и сложным переносом инженерных сетей.
Планы на будущее
В этом году в Петербурге наконец-то откроют станции Фрунзенского радиуса: «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». В 2019-м запланирован пуск части Правобережной линии до «Горного института», но без «Театральной».
Наконец, к 2025-му году должны ввести еще 14 станций:
Невско-Василеостровская линия от «Беговой» до «Планерной» с промежуточной станцией «Туристская»
«Театральная», «Шкиперская», «Морской Фасад», «Новокрестовская-2» на Правобережной линии
Красносельско-Калининская линия: «Юго-Западная», «Путиловская», «Броневая», «Заставская», «Боровая», «Обводный канал – 2»
Правобережная линия от станции «Улица Дыбенко» до станции «Кудрово» и ввод электродепо «Правобережное»
Фрунзенско-Приморская линия от станции «Комендантский проспект» до станции «Шуваловский проспект»
Смольный рассчитывает сдавать по две станции в год. Но для выполнения этих планов есть две помехи. Первая – отсутствие единой структуры, «от и до» контролирующей развитие метро. Пока что за проект планировки отвечает один комитет, за передачу земли под строительство – другой, контролирует и платит деньги – третий, а эксплуатирует потом – четвертый. В итоге из-за несогласованности строительство метро растягивается на годы.
Вторая причина – как всегда деньги.
Вторая причина – как всегда деньги.
НИКОЛАЙ КУЛАГИН
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
советник генерального директора «Ленметрогипротранса»
«Метрополитен – особо сложный и опасный объект. Техническая экспертиза проектов проходит в Москве, а сметная – в Петербурге. И получается, что техэкспертиза согласовывает решения, а в городе на них урезают смету. И это не все. После экспертизы проект попадает в комитет. Он стоимость работ, которая уже утверждена экспертизой, снижает еще до 30%. На Фрунзенском радиусе так произошло. В итоге – «Метрострой» вынужден соглашаться на такой контракт, чтобы получить работу, а потом добиваться дополнительных средств и доказывать, что стоимость была снята неправомочно».
В свою очередь, «Метрострой» готов наращивать мощности и открыт к конкуренции.
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВ
генеральный директор ОАО «Метрострой»
генеральный директор ОАО «Метрострой»
«Метрострой» не против конкуренции. Но она должна быть не навязанной, не конкуренцией ради конкуренции, а честной борьбой равных. В противном случае город рискует получить обратный результат. Сейчас в Петербурге равных «Метрострою» технически, профессионально нет. Что касается монополизма, в котором «Метрострой» часто упрекают, то это исторически сложившийся результат. И «Метрострой» - это монополия, которая принадлежит городу. Это организация, которая управляется городом, платит налоги в казну и дает рабочие места городу».
Основным местом деятельности «Метростроя» был и остается Петербург. Однако компания рассматривает варианты выхода на новые рынки. Недавно представители «Метростроя» вернулись из Саудовской Аравии. На встрече обсуждались перспективы строительства в Королевстве объектов различного назначения. Переговоры прошли успешно и, вполне возможно, что опыт петербургских метростроителей станет востребован в этой арабской стране.
FAQ ПО ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПОДЗЕМКЕ
Всё, что вы хотели знать о петербургском метрополитене, но стеснялись спросить. «Фонтанка» расскажет, как развивалась петербургская подземка.
Материал публикуется в партнерстве с ОАО «Метрострой»
Автор текста: Антонина Асанова
Редактор: Елена Виноградова
Корректор: Елена Виноградова
Верстка/дизайн: Светлана Григошина
Координатор проекта: Елена Таранущенко
При создании материала были использованы фотографии, предоставленные компанией ОАО «Метрострой», материалы издания "Фонтанка.ру", иллюстрации из открытых источников.
Автор текста: Антонина Асанова
Редактор: Елена Виноградова
Корректор: Елена Виноградова
Верстка/дизайн: Светлана Григошина
Координатор проекта: Елена Таранущенко
При создании материала были использованы фотографии, предоставленные компанией ОАО «Метрострой», материалы издания "Фонтанка.ру", иллюстрации из открытых источников.
Просмотров: 3515